Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
Методические рекомендации
по организации добровольческой (волонтерской) деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях культуры
1. Общие положения
Методические рекомендации предназначены для учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры, органам местного самоуправления в целях содействия в организации добровольческой (волонтерской) деятельности.
Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 24 Плана мероприятий по развитию волонтерского движения в Российской Федерации (поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 05.07.2017 N 4723п-П44) и в соответствии с положениями Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве".
Методические рекомендации определяют основные принципы и формы организации добровольческой (волонтерской) деятельности в учреждениях культуры.
Основные понятия:
добровольцы (волонтеры) (далее - добровольцы) - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в учреждении культуры в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя;
благополучатели - лица, получающие блага, производимые учреждением культуры, помощь добровольцев;
добровольческая (волонтерская) деятельность в сфере культуры (далее - добровольческая деятельность) - это деятельность, осуществляемая добровольцами в форме безвозмездного выполнения работ и направленная на обеспечение условий для эффективного получения населением культурных благ. Добровольческая деятельность может быть закреплена соглашениями учреждения с добровольцами.
добровольные работы - это совокупность работ, которые выполняются добровольцами в интересах учреждения культуры и в целях расширения спектра, качества и объема осуществляемой деятельности в сфере культуры, увеличения категорий и численности граждан, осуществляющих эту деятельность, закрепленные соглашениями учреждения с добровольцами. Продуктом добровольных работ в учреждении является конкретный результат их выполнения, который может носить материальный характер;
добровольческие вакансии - свободные места для добровольцев в учреждении культуры для осуществления добровольных работ.
2. Цели и задачи добровольческой деятельности в учреждении
2.1 Добровольческая деятельность в государственном (муниципальном) учреждении культуры (далее - учреждение) используется в целях повышения качества оказания культурных благ, предоставляемых учреждением населению, содействия деятельности, осуществляемой учреждением, в сфере культуры и искусства, а также активизация добровольчества как ресурса
2.2 Задачи учреждения при организации добровольческой деятельности:
- информирование граждан о потенциальных возможностях личностного и гражданского развития;
- предоставление возможности гражданам проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание, развитие их творческой и созидательной активности;
- формирование потенциального кадрового резерва учреждения;
- обеспечение содержательного досуга граждан;
- интеграция граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;
- обучение граждан определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации;
- содействие гражданам в получении навыков самореализации и самоорганизации;
- сохранение профессиональных навыков, знаний и компетенций после получения гражданами профессионального образования в период временного отсутствия работы, занятости;
- обеспечение определенного временного формата занятости молодежи в период социально-экономического кризиса;
- содействие получению гражданами необходимого опыта, знаний и навыков для повседневной жизни, реализации собственных идей и социальных проектов;
- предоставление возможности гражданам быть полезным другим, быть причастным к деятельности учреждения;
- предоставление возможности гражданам применить собственные знания и навыки, способности, которые не реализуются в процессе основной профессиональной деятельности;
- компенсация дефицита общения и отвлечение граждан от личных проблем, связанных с возрастом и одиночеством;
- предоставление возможности применения гражданами имеющегося жизненного и профессионального опыта.
2.3 Задачи, связанные с организацией труда добровольца связаны не только с осуществляемой им деятельности, но и с удовлетворением его потребностей и интересов.
2.4 Задачи организации добровольческой деятельности в учреждении определяются на основе потребностей учреждения и благополучателей, с учетом возрастных групп добровольцев, и прямо связаны с мотивированием к добровольной работе.
3. Организация добровольческой деятельности в учреждении
3.1 Планирование добровольческой деятельности в учреждении.
3.1.1 Планирование добровольческой деятельности в учреждении целесообразно начинать с разработки положения о добровольческой деятельности в учреждении культуры (далее - Положение).
3.1.2 Решение об организации и использовании труда добровольцев в учреждении принимается руководителем. Решение оформляется приказом или иным нормативным актом учреждения.
3.1.3 Положение утверждается руководителем и может включать описание:
- добровольческих программ, проектов или акций, к реализации которых привлекаются добровольцы, структурных подразделений, в которых планируется развивать добровольную работу;
- характера деятельности, которую будут осуществлять добровольцы;
- механизмов регулирования взаимоотношений между учреждением и добровольцами;
- порядка организации добровольческой деятельности в учреждении, в том числе описание материально-технического и другого ресурсного обеспечения добровольцев в процессе осуществления деятельности, правил взаимодействия штатного персонала и добровольцев;
- ответственности и полномочий добровольцев, правил работы добровольцев с благополучателями, правил безопасности и внутреннего распорядка;
- порядка учета и контроля работы добровольцев.
При разработке Положения необходимо опираться на административные регламенты учреждения, прежде всего, в части предоставления информации.
С содержанием Положения должны быть ознакомлены все штатные сотрудники.
3.1.4 При планировании добровольных работ руководству учреждения важно определить:
- области деятельности организации, которые необходимо и возможно развивать силами добровольцев, структурные подразделения, в которых могут действовать добровольцы;
- программы, проекты, акции, мероприятия, которые прямо решают поставленные перед организацией задачи, но не имеют достаточных человеческих ресурсов;
- общие виды работ, которые не требуют постоянной занятости, полноценной нагрузки, повседневной занятости, но не могут быть выполняемы имеющимся персоналом;
- деятельность, рассчитанную на благополучателей, которую необходимо расширять, и которая может быть выполнена добровольцами при определенной подготовке и обучении.
Добровольческую деятельность не следует планировать и осуществлять взамен имеющихся вакансий учреждения или параллельно существующим ставкам персонала учреждения.
3.1.5 Планирование работы добровольцев и их привлечение к участию в деятельности учреждения осуществляется уполномоченным лицом - координатором. Функции координатора может выполнять по совместительству штатный сотрудник учреждения. В случае реализации учреждением специальной благотворительной программы с участием добровольцев, совместно с общественной или иной некоммерческой организацией, функции координатора может исполнять сотрудник этой организации.
3.1.6 Основными функциями координатора являются:
- планирование добровольческой деятельности и добровольных работ;
- определение и описание добровольческих вакансий;
- информирование сотрудников учреждения об организации и использовании труда добровольцев в учреждении;
- информирование благополучателей о добровольческой помощи в учреждении;
- привлечение и мотивирование добровольцев;
- проведение собеседований и отбор добровольцев;
- организация и координирование процесса добровольческой деятельности;
- обеспечение безопасности работы добровольцев;
- контроль и учет добровольных работ;
- представление интересов добровольцев перед руководством учреждения;
- определение эффективности добровольческой деятельности в учреждении.
3.2 Оценка потребности учреждения в добровольческих ресурсах.
3.2.1 Для оценки потребности учреждения в добровольческой деятельности необходимо осуществить общую оценку потребностей учреждения в добровольческих ресурсах:
- перечислить все основные существующие и планируемые в ответ на потребности благополучателей виды деятельности в учреждении;
- отметить те, которые могут осуществляться исключительно сотрудниками учреждения;
- отметить те из них, которые могут выполняться добровольцами;
- определить потребность учреждения в добровольческих ресурсах с учетом количества заинтересованных в добровольческой помощи благополучателей, объемов добровольческой деятельности и добровольных работ.
3.3 Методы определения видов добровольных работ, необходимых учреждению.
3.3.1 Виды добровольных работ определяются на основе потребностей благополучателей, принимая во внимание, что:
- добровольческая деятельность направлена преимущественно на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей благополучателей;
- обязанности добровольцев не могут дублировать должностные обязанности персонала учреждения.
Добровольческая деятельность в сфере культуры в зависимости от назначения, подразделяется на следующие виды:
- добровольчество в сфере библиотечного дела;
- добровольчество в образовательных учреждениях культуры;
- добровольчество в сфере фестивальной деятельности;
- добровольчество в музейной сфере;
- добровольчество в сфере сохранения материального культурного наследия.
Поручаемая добровольцу работа может требовать специальной подготовки и наличие соответствующей лицензии. В таком случае учреждение вправе запросить подтверждающий документ или предложить добровольцу пройти специальную подготовку и получить лицензию.
3.3.2 Перечень видов добровольных работ формируется исходя из потребностей учреждения в дополнительных работах по обеспечению расширения спектра собственной деятельности и повышения уровня ее качества.
3.3.3 При составлении перечня добровольных работ в учреждении, учитываются потребности и рекомендации сотрудников учреждения, количество добровольцев, работу которых учреждение способно организовать, планируемый возраст добровольцев, их квалификацию и творческий потенциал.
3.4. Формирования перечня добровольческих вакансий для добровольной работы.
3.4.1 Перечень добровольческих вакансий формируются на основе перечней видов добровольческой деятельности в учреждении. При формировании перечня добровольческих вакансий определяются обязанности добровольцев по исполнению работ, а также ресурсы, необходимые для их обеспечения.
3.5 Условия, необходимые для организации добровольной работы в учреждении.
3.5.1 Для уменьшения текучести добровольческих кадров учреждению необходимо создавать определенные организационные, кадровые, информационные, материально-технические и экономические условия для добровольной работы граждан. Среди условий, которые при наличии возможности может обеспечить учреждение для работы добровольцев, выделяются следующие:
- ресурсное обеспечение работы добровольцев (информация, расходные материалы, бесплатно, либо льготное питание, исправная оргтехника и пр.);
- стимулы для добровольцев (символика и атрибутика, организация отдыха и досуга - экскурсии, клубное общение и т.п.);
- квалифицированная организация работы добровольцев (компенсация затрат добровольца на прибытие к месту проведения деятельности и обратно и т.п.).
3.5.2 Стимулы для добровольцев могут быть следующими:
- отличие за качественную работу, как самим учреждением, так и через поощрения добровольцев со стороны органов государственной (муниципальной) власти, других организаций;
- информирование общественности о достижениях добровольцев, в т.ч. в средствах массовой информации, накопление памяти о вкладе добровольцев в деятельность учреждения (фотовыставки в учреждении, запись в добровольческой биографии);
- фиксация добровольческой деятельности в личной книжке добровольца (при ее наличии);
- возможность общения в рамках проекта со значимыми людьми, доступ к новой информации и новым социальным группам;
- приобщение к новым видам деятельности - международному, межрегиональному, региональному мероприятию (проекту, акции);
- доступ к разнообразным ресурсам в рамках проектов, программ - информационным, финансовым и т.п.;
- приобщение к новым знаниям для получения новых профессиональных и жизненных навыков, опыта новой работы, значимого для добровольца;
- возможность для самореализации (участие в новых программах и т.д.);
- возможность участия в управлении проектом, программой для получения организационного опыта;
- написание рекомендательных писем для последующего трудоустройства, поступления в учебное заведение и пр.;
- возможность получения услуг на льготных условиях, например, в кафе при учреждении.
3.6 Привлечение добровольцев.
3.6.1 Привлечение добровольцев для работы в учреждении осуществляется координатором самостоятельно или с привлечением партнерских организаций (общественных, некоммерческих) и включает в себя:
- поиск и набор добровольцев;
- проведение собеседований, выявление мотиваций и отбор добровольцев;
- информирование и ориентирование добровольцев.
В целях привлечения добровольцев в учреждение, координатор:
- распространяет информацию о наличии добровольческих вакансий, в т.ч. через средства массовой информации;
- проводит кампании по набору добровольцев в учебных заведениях, государственных и негосударственных, социально ориентированных некоммерческих организациях, иных учреждениях;
- организует набор, собеседования и отбор добровольцев, в т.ч. на основе конкурса;
- отбирает и привлекает для работы в учреждении добровольческие центры и объединения, а также некоммерческие организации, осуществляющие добровольческую деятельность;
- проводит первичное информирование, ориентирование, инструктаж добровольцев.
3.7 Организация работы добровольцев в учреждении.
Организация работы добровольцев в учреждении предусматривает две фазы: подготовку и сопровождение.
3.7.1 Подготовка добровольцев к работе в учреждении включает в себя:
- проведение собеседований и отбор;
- первичное мотивирование для работы в учреждении;
- обучение (инструктаж, курсы) в соответствии с планируемыми добровольческими работами;
- согласование обязанностей и полномочий добровольцев;
- заключение соглашения учреждения с добровольцем, делегирование полномочий.
3.7.2 Сопровождение работы добровольцев осуществляется координатором (в т.ч. с привлечением специалистов) и предусматривает:
- поддержку работы добровольцев (консультирование, помощь в разрешении конфликтов, организационных и технических проблем, повышение квалификации, предоставление дополнительной информации и т.п.);
- мониторинг (учет, контроль) и оценку работы добровольцев;
- обеспечение реализации интересов и потребностей добровольцев, проведение досуговых и культурных мероприятий и т.п.;
- стимулирование добровольцев (поощрение, дополнительные стимулы, например, рекомендательные письма);
- продвижение добровольцев (предоставление рекомендательных писем и ходатайств, назначение на руководящие места для добровольной работы, расширение полномочий и т.п.).
3.7.3 Сопровождение деятельности добровольцев в учреждении включает в себя также обеспечение безопасности их работы, которое осуществляет координатор добровольцев, а также руководство учреждения и предусматривает:
а) ограничение занятости добровольца в пределах до 6 часов в день;
б) недопущение добровольцев к работе:
- требующей специальной профессиональной подготовки и лицензирования;
- в ночное время (если иное не оговорено соглашением);
- в местах повышенного риска (например, риска травматизма);
- без инструктажа по технике безопасности;
- без средств индивидуальной защиты (при необходимости);
- без специальной подготовки для работы с благополучателями, имеющими психические нарушения и девиантное поведение;
- по исполнению должностных обязанностей оплачиваемого персонала учреждения.
4. Регулирование взаимоотношений между учреждением и добровольцем
4.1 Отношения между учреждением и добровольцем целесообразно регулировать Положением, инструкциями и другими внутренними документами учреждения. Права, обязанности и полномочия учреждения и добровольца в процессе взаимодействия фиксировать гражданско-правовым актом - соглашением учреждения с добровольцем, которое разрабатывается учреждением на основе типового соглашения (прилагается).
4.2 В целях обеспечения реализации добровольцем предоставленных ему полномочий, учреждение вправе выдавать ему соответствующее удостоверение. В целях фиксации практики добровольного труда добровольца ему может выдаваться "Личная книжка добровольца", которая заполняется координатором добровольцев. В "Личную книжку добровольца" заносятся сведения о добровольце, его добровольном труде и периоде работы в учреждении, а также об обучении и поощрениях.
4.3 Права и ответственность добровольца и учреждения.
4.3.1 Доброволец имеет право:
- быть информированным о деятельности учреждения и проходить соответствующее обучение;
- принимать меры по получению дополнительной и повышению имеющейся квалификации (не в ущерб заявленной работе);
- принимать участие в мероприятиях учреждения;
- отказаться от предложенных учреждением работ и поручений;
- получать компенсацию (возмещение) затрат, связанных с выполнением работ, определенных соглашением (кроме оплаты его труда);
- получить от организации письменный отзыв о своей работе;
- давать предложения о создании новых или развитии уже существующих проектов организации, требующих участие добровольцев.
4.3.2 Доброволец несет ответственность:
- за выполнение работ, определенных соглашением, и их качество;
- за корректное использование информации о деятельности учреждения;
- за соответствие его действий при выполнении работ, определенных настоящим соглашением, уставным нормам учреждения;
- за сохранение, переданного ему в пользование имущества учреждения;
- за предоставление отчета о работе ответственному лицу организации;
- за разглашение сведений, носящих в учреждении конфиденциальный характер;
- за выполнение правила внутреннего распорядка организации.
4.4 Права и ответственность учреждения.
4.4.1 Учреждение имеет право:
- рассчитывать на качественное выполнение порученных работ и выполнение взятых добровольцем на себя обязательств;
- предлагать добровольцу изменить вид деятельности;
- отказаться от услуг добровольца;
- требовать уважительного отношения к учреждению, благополучателям, штатным сотрудникам, партнерам;
- получить от добровольца в соответствии с заключенным соглашением необходимые для работы документы, касающиеся его квалификации, если требуется - справку о состоянии здоровья и рекомендации других лиц.
4.4.2 Учреждение несет ответственность:
- за предоставление добровольцу информации о деятельности учреждения;
- за привлечение добровольца к мероприятиям учреждения;
- за создание благоприятных и безопасных условий работы добровольца;
- за разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в результате деятельности добровольца, определенной настоящим соглашением.
5 Учет и контроль добровольческой деятельности
Формы учета и контроля добровольческой деятельности труда определяются учреждением самостоятельно исходя из периодичности, массовости, и характера задач привлекаемых добровольцев.
6 Оценка и определение эффективности добровольческой деятельности
6.1 Эффективность добровольческой деятельности целесообразно определять экспертной комиссией, состав которой утверждается приказом или иным нормативным актом учреждения.
6.2 Оценка эффективности учреждения в области добровольчества подразумевает определение степени участия добровольцев в процессе его деятельности, выявление проблем и конфликтных ситуаций, нахождение способов реагирования на них, способов их решения и способов профилактики. В ходе оценки анализируется, как работа добровольцев, так и работа с координатора и других лиц, ответственных за организацию добровольческой деятельности.
6.3 Возможны четыре основных вида оценки результативности добровольного труда:
- количественная оценка (оценка по количественным показателям);
- экономическая оценка (оценка по финансовым показателям);
- общественная оценка (оценка заинтересованных лиц и организаций).
6.3.1. При количественной оценке результатов и эффективности работы добровольцев в учреждении применяются следующие показатели:
- количество добровольческих акций и программ, организованных учреждением;
- количество утвержденных добровольческих вакансий;
- количество добровольцев, привлеченных для работы в учреждении;
- количество добровольцев, прекративших отношения с учреждением;
- количество добровольцев, прошедших по инициативе учреждения специальную подготовку и обучение;
- количество добровольцев, получивших поощрения за добровольный труд;
- количество видов добровольческой деятельности, в осуществлении которых участвовали добровольцы;
- количество соглашений, оформленных с добровольцами;
- количество часов, отработанных добровольцами;
- количество благополучателей, которым добровольцы оказали помощь;
- количество проведенных добровольческих акций, мероприятий;
- количество добровольцев, которых привлекли к работе в учреждении сами добровольцы;
- количество специальных мероприятий, проведенных в учреждении для добровольцев;
- количество добровольцев, привлекаемых на постоянной основе;
- количество добровольцев, привлекаемых на временной и разовой основе;
- количество публикаций о работе добровольцев, размещенных учреждением;
- количество предложений и инициатив добровольцев, реализованных учреждением.
6.3.2. Экономическая (финансовая) оценка.
Результаты финансовой оценки целесообразно формировать с использованием следующих показателей:
а) деятельность учреждения в части ресурсного обеспечения работы добровольцев:
- общее количество привлеченных (израсходованных) учреждением финансовых средств для обеспечения работы добровольцев;
- общий объем привлеченных (израсходованных) учреждением материальных ресурсов в натуральном выражении для обеспечения работы добровольцев;
- структура источников привлечения финансовых и материальных средств учреждения для обеспечения работы добровольцев;
- структура расходов учреждения на обеспечение работы добровольцев по направлениям деятельности;
б) Добровольческая деятельность и добровольный труд граждан в учреждении:
- условная стоимость работ, осуществленных добровольцами в финансовом выражении;
- условная стоимость материальных ресурсов, услуг сторонних организаций, привлеченных добровольцами для оказания помощи благополучателям учреждения и организации добровольной работы в финансовом выражении;
- общий объем внебюджетных финансовых средств, привлеченных добровольцами для деятельности учреждения в интересах получателей культурных благ.
Наиболее простым способом определения экономической эффективности является сравнение затрат учреждения на организацию добровольной работы и условной стоимости работ, выполненных добровольцами.
6.3.3. Общественная оценка:
При проведении общественной оценки используются следующие показатели:
- наличие статей и публикаций (в т.ч. публичных отчетов) о добровольческой деятельности и добровольной работе граждан в учреждении;
- прозрачность экономических основ организации добровольческой деятельности и поддержки добровольческих инициатив;
- наличие совместных программ и факты практического сотрудничества учреждения с негосударственными организациями;
- участие учреждения в региональных, межрегиональных, национальных акциях, мероприятиях, форумах, конференциях в области добровольчества;
- получение учреждением государственной поддержки добровольческих инициатив;
- наличие спонсорской или попечительской поддержки добровольческих инициатив;
- известность добровольческих программ учреждения среди населения;
- получение учреждением дипломов, наград и других поощрений за организацию добровольческой деятельности.
Типовое соглашение
государственного (муниципального) учреждения культуры с добровольцем
Настоящее соглашение является внутренним документом учреждения
_________________________________________________________________ (далее#
Учреждение в лице координатора по работе с добровольцами
__________________________________________, (далее - координатор) с одной
ФИО
стороны и ________________________________________, (далее - доброволец),
ФИО
с другой стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. учреждение и доброволец действуют совместно в интересах подопечных/клиентов учреждения, в соответствии с уставными целями и задачами учреждения;
2. учреждение предоставляет добровольцу место для добровольной работы (добровольческую вакансию): /название вакансии/
Сфера ответственности:
_________________________________________________________________________
Обязанности:
________________________________________________________________________;
3. доброволец принимает на себя обязательства по добровольному и безвозмездному выполнению следующих работ:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4. время работы добровольца составляет ____ часов в неделю (часов в месяц);
5. учреждение предоставляет добровольцу необходимые условия для выполнения принятых им обязательств:
а) направляет добровольца в следующее структурное подразделение
_________________________________________________________________________
наименование подразделение
_________________________________________________________________________
б) учреждение предоставляет добровольцу:
рабочее место
________________________________________________________________________,
материальные ценности
________________________________________________________________________,
возможность принимать участие в общих мероприятиях _____________________,
обучение __________________________,
необходимую информацию __________________________,
иное
_____________________________________________________,
в) иное
________________________________________________________________________.
6. Права и ответственность добровольца.
Доброволец имеет право:
- быть информированным о деятельности учреждения и проходить соответствующее обучение;
- принимать участие в добровольческой деятельности, организуемой учреждением;
- отказаться от предложенных учреждением работ и поручений;
- получать компенсацию (возмещение) затрат, связанных с выполнением работ, определенных настоящим соглашением (кроме оплаты его труда);
Доброволец несет ответственность:
- за выполнение работ, определенных настоящим соглашением, и их качество;
- за корректное использование информации о деятельности учреждения;
- за соответствие его действий при выполнении работ, определенных настоящим соглашением, уставным нормам учреждения;
- за сохранение, переданного ему в пользование имущества учреждения;
- иное __________________________________.
7. Права и ответственность учреждения.
Учреждение имеет право:
- рассчитывать на качественное выполнение порученных работ и выполнение взятых добровольцем на себя обязательств;
- предлагать добровольцу изменить вид деятельности; отказаться от услуг добровольца;
- требовать уважительного отношения к учреждению, его клиентам (благополучателям), персоналу, партнерам;
- указывать в годовых отчетах о деятельности имя добровольца и результаты его работы;
- иное: __________________________________
Учреждение несет ответственность:
- за предоставление добровольцу информации о деятельности учреждения;
- за привлечение добровольца к мероприятиям учреждения;
- за создание благоприятных и безопасных условий работы добровольца;
- за разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в результате деятельности добровольца, определенной настоящим соглашением;
- иное: _________________________________________.
Дополнительные условия:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
8. Настоящее соглашение может быть расторгнуто по желанию одной из сторон, с оповещением другой стороны не менее, чем за 7 календарных дней.
9. Подписи и реквизиты сторон:
Учреждение |
Доброволец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.