Письмо Министерства здравоохранения РФ от 20 марта 2019 г. N 14-3/и/2-2339
Обеспечение доступности и качества оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и специализированной медицинской помощи в экстренной и неотложной формах при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, является неотъемлемой частью системы национальной безопасности и одним из важнейших направлений развития здравоохранения Российской Федерации.
За последние годы в рамках развития трехуровневой системы здравоохранения на территории субъектов Российской Федерации были сформированы межмуниципальные центры специализированной медицинской помощи (2-й уровень) и региональные центры специализированной медицинской помощи (3-й уровень) для медицинской эвакуации и оказания в них специализированной медицинской помощи в экстренной форме пациентам с острым коронарным синдромом (далее - ОКС), острым нарушением мозгового кровообращения (далее - ОНМК), сочетанными травмами, сопровождающимися шоком, минуя промежуточную госпитализацию в ближайшие медицинские организации.
Однако в части, касающейся лечения пациентов с другими экстренными заболеваниями (состояниями), остается нерешенным вопрос об осуществлении медицинской эвакуации таких пациентов сразу в межмуниципальные центры специализированной медицинской помощи (2-й уровень) или в региональные центры специализированной медицинской помощи (3-й уровень), минуя промежуточную госпитализацию в ближайшие центральные районные больницы, обеспечив оказание им своевременной специализированной медицинской помощи в экстренной форме в полном объеме в первые сутки.
С целью развития трёхуровневой системы оказания медицинской помощи в экстренной форме целесообразно:
1. Провести тщательное стратегическое планирование организации медицинской помощи с формированием медицинских округов, объединяющих по несколько районов субъекта Российской Федерации численностью населения не менее 150-200 тысяч каждый.
2. Провести объединение станций (отделений) скорой медицинской помощи и территориальных центров медицины катастроф в одно юридическое лицо - центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф субъекта Российской Федерации, на который будет возложена ответственность за организацию медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной эвакуации, пациентов на всей территории субъекта Российской Федерации. Объединение станций (отделений) скорой медицинской помощи и территориальных центров медицины катастроф позволит успешно использовать их общие силы и средства для оказания экстренной медицинской помощи как в режиме повседневной деятельности, так и в режиме чрезвычайной ситуации.
3. Сформировать единую диспетчерскую службу скорой медицинской помощи субъекта Российской Федерации на базе нового юридического лица - объединенных станций (отделений) скорой медицинской помощи и территориального центра медицины катастроф субъекта Российской Федерации. Это позволит централизовать и автоматизировать прием вызовов скорой медицинской помощи и передачу их для исполнения выездным бригадам скорой медицинской помощи в целях обеспечения своевременной медицинской эвакуации пациентов в медицинские организации 2-го и 3-го уровня в соответствии с порядками оказания медицинской помощи как с места вызова (вне медицинской организации), так и из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой экстренной медицинской помощи.
4. Создать (или модернизировать уже функционирующую) единую региональную информационную систему управления службой скорой медицинской помощи субъекта Российской Федерации, которая должна обеспечить работу единой центральной диспетчерской службы скорой медицинской помощи. Это позволит уже на этапе оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации выявлять пациентов с экстренными заболеваниями (состояниями), нуждающимися в медицинской эвакуации сразу в медицинские организации 2-го и 3-го уровня с помощью автомобилей скорой медицинской помощи или с использованием воздушных судов, с одновременной передачей информации о наличии таких пациентов в единую диспетчерскую службу скорой медицинской помощи субъекта Российской Федерации.
5. В целях создания современной инфраструктуры, обеспечивающей прием пациентов по экстренным показаниям, в том числе в случае поступления большого числа пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, целесообразно реорганизовать приемные отделения в структуре медицинских организаций 2-го уровня (межмуниципальные центры специализированной медицинской помощи) и 3-го уровня (в первую очередь, областные, краевые и республиканские больницы) в стационарные отделения скорой медицинской помощи, функционирующие в соответствии с приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи". Наиболее оптимальным вариантом организации работы стационарного отделения скорой медицинской помощи является его размещение в отдельной пристройке, соединенной с лечебным корпусом (или несколькими лечебными корпусами) крупного многопрофильного стационара. При этом в данной пристройке также может быть размещен консультативно-диагностический центр, что позволит эффективно использовать материальные ресурсы, в том числе дорогостоящее медицинское оборудование, предназначенные для функционирования и стационарного отделения скорой медицинской помощи, и консультативно-диагностического центра.
Реализация данной модели организации скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и специализированной медицинской помощи в экстренной форме в медицинских организациях 2-го уровня и центральных районных больницах будет способствовать обеспечению доступности и качества оказания медицинской помощи в экстренной помощи.
|
В.И. Скворцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Трехуровневая система скорой медпомощи (СМП) позволяет доставлять пациентов сразу в межмуниципальные или региональные центры (2 и 3-го уровня), не госпитализируя их в ближайшие больницы. Подобная модель уже действует для пациентов с ОКС и ОНМК.
Ведомство запланировало:
- объединить станции СМП и территориальных центров медицины катастроф в один региональный центр СМП и медицины катастроф, ответственный за медэвакуацию пациентов во всем регионе;
- на его базе создать единую диспетчерскую службу и информсистему для обеспечения ее работы для централизации и автоматизации приема вызовов и своевременной медэвакуации пациентов в медорганизации 2 и 3-го уровня;
- реорганизовать приемные отделения в стационарные отделения СМП с размещением в каждом консультативно-диагностического центра.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 20 марта 2019 г. N 14-3/и/2-2339
Текст письма опубликован не был