Приказ Федеральной антимонопольной службы от 9 апреля 2019 г. N 437/19
"Об отказе в согласовании решения Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия на уровне ниже предельных минимальных и выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2019 год и отмене приказа Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия "Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2019 г."
Федеральная антимонопольная служба в целях контроля за исполнением требований приказа от 29.12.2018 N 1930/18 "Об отказе в согласовании решения Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Калмыкия на уровне выше предельных максимальных и ниже предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2019 год", с учетом приказа ФАС России от 12.02.2019 N 163/19 "О внесении изменений в приказ ФАС России от 29.12.2018 N 1930/18 "Об отказе в согласовании решения Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Калмыкия на уровне выше предельных максимальных и ниже предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2019 год" (далее - приказ N 1930/18), проанализированы экспертные заключения и выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении требований приказа N 1930/18.
ФАС России провела анализ приказа Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия (далее - Служба) от 24.12.2018 года N 105-п/э "Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2019 г.".
Согласно пункту 6 статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии, в рамках предельных уровней цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются ФАС России дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России, устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Служба приказом от 24.12.2018 года N 105-п/э "Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2019 г." утвердила единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год.
При этом во 2 полугодии 2019 года ставка (тариф) на содержание электрических сетей на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей по уровню напряжения ВН установлена на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2018 N 1819/18, на 8,20%, а по уровням напряжения СН-1, СН-2 и НН, на 1,94%. В 1 и 2 полугодии одноставочный тариф по уровню напряжения ВН установлен на уровне ниже предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, на 20,19%, Во 2 полугодии одноставочный тариф по уровням напряжения СН-1, СН-2 и НН, установлен на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, на 1,94%.
Установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии вне рамок предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии без согласования с ФАС России является превышением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставленных им полномочий.
Согласно пункту 7 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Установление Службой единых (котловых) тарифов на уровне ниже предельных минимальных и выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии в установленном порядке не было согласовано с ФАС России.
В экспертных заключениях, представленных Службой в соответствии с порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФСТ России от 07.12.2004 года N 236-э (далее - Порядок согласования решений N 236), не в полном объеме приведен анализ основных технико-экономических показателей территориальных сетевых организаций за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования. При этом, Службой без обоснований при формировании полезного отпуска электрической энергии (мощности) по уровням напряжения допущены отклонения от фактических показателей 2017 года, представленных в адрес ФАС России. Экспертные заключения не содержат документов, обосновывающих такие отклонения. Данный факт является нарушением пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования).
ФАС России установлено, что Службой не исполнен приказ N 1930/18 по следующим основаниям:
Пунктом 23 Правил государственного регулирования, установлено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Экспертные заключения не обеспечивают исполнение требований пункта 23 Правил государственного регулирования;
Пунктом 29 Основ ценообразования определены требования при определении цен на продукцию, товары и услуги, расходы на которые включаются в тарифы.
При утверждении необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на очередной период регулирования Службой не отражено надлежащее исполнение требований пункта 23 и 29 Основ ценообразования: не указаны документы, на основании которых определена величина расходов.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 20 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривают проекты инвестиционных программ, утверждаемых Минэнерго России, в части оценки предложений субъектов электроэнергетики по включению инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционной программы, в цены (тарифы), регулируемые органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), и оценки соответствия проектов инвестиционных программ сетевых организаций целевым значениям показателей надежности и качества услуг, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для целей формирования инвестиционных программ таких сетевых, организаций.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность Службы по участию в процессе утверждения инвестиционной программы филиала ПАО "МРСК Юга" - "Калмэнерго" и недопущению формирования экономически необоснованных источников финансирования инвестиционных программ.
Службой не проведен надлежащий анализ и не обеспечено исполнение требовании пункта 7 Основ ценообразования, пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э по корректировке НВВ на очередной год ДПР, осуществляемый в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.
В соответствии с пунктом 20 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 (далее - Положение о государственном контроле (надзоре)) систематическое наблюдение и анализ за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения, проводятся при установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения в рамках процедуры рассмотрения дел об установлении цен (тарифов), что не требует издания дополнительного распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 22 Положения о государственном контроле (надзоре) отчет о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения, подписывается руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) до принятия решения об установлении цен (тарифов) и прилагается к делу об установлении цен (тарифов).
В экспертном заключении не отражена информация о проводимом Службой систематическом наблюдении и анализе за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО "МРСК Юга" - "Калмэнерго" установлены с применением метода долгосрочной индексации НВВ на 2018-2022 гг.
Величина корректировки в экспертном заключении, направленном с заявлением Службы от 25.12.2018 N 10/250, составила 1 957,82 тыс. руб., Службой исключены из подконтрольных расходов: консультационные услуги - 306,08 тыс. руб., услуги по сертификации систем менеджмента - 29,0 тыс. руб. Службой снижены затраты на сопровождение и обновление программных продуктов на 847,46 тыс. руб. и на страхование имущества, кроме транспортных средств, на 775,28 тыс. руб.
ФАС России признаёт следующие затраты экономически необоснованными и подлежащими исключению из НВВ на 2019 год филиала ПАО "МРСК Юга" - "Калмэнерго":
- услуги технологического надзора (договор с ПАО "Россети" и ПАО "МРСК Юга") - 1 411,79 тыс. руб.;
- услуги ПАО "Россети" - 5 979,81 тыс. руб.;
- внедрение развития и сопровождения ПО и систем SAP - 2 425,90 тыс. руб.;
- услуги по сертификации и контролю качества электроэнергии - 442,28 тыс. руб.;
- представительские расходы - 53,91 тыс. руб.;
- страхование имущества - 3 453,81 тыс. руб.;
- мероприятия по предупреждению заболеваний на производстве (затраты на охрану труда) - 539,10 тыс. руб., в том числе компенсационные выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока - 481,26 тыс. руб.;
- предварительный медосмотр персонала при поступлении на работу - 57,84 тыс. руб.
ФАС России приказом N 1930/18 предписывала Службе исключить указанные затраты из НВВ филиала ПАО "МРСК Юга" - "Калмэнерго" на 2019 год и отразить результаты исключения экономически необоснованных затрат в экспертных заключениях, направляемых в соответствии с Порядком согласования решений N 236.
Таким образом, Служба не исполнила требования приказа N 1930/18.
На основании вышеизложенного, руководствуясь Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504), пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259), а также в соответствии с порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФСТ России от 7 декабря 2004 года N 236-э (зарегистрирован Минюстом России 18 января 2005 года, регистрационный N 6264), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ФСТ России от 7 августа 2006 года N 150-э (зарегистрирован Минюстом России 5 сентября 2006 года, регистрационный N 8218), на основании писем Службы от 20.12.2018 N 10/1354, от 25.02.2019 N 10/250, приказываю:
1. Отказать в согласовании решения Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия об установлении на 2019 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, установленных на уровне ниже предельных минимальных и выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2018 N 1819/18 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрический энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2019 год", направленного заявлением Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 25.02.2019 N 10/250.
2. Отменить приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 24.12.2018 года N 105-п/э "Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2019 г." с 1 мая 2019 года.
3. Региональной службе по тарифам Республики Калмыкия установить и ввести в действие не позднее 1 мая 2019 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии поставляемой прочим потребителям, населению и приравненным к нему категориям потребителей, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив вышеуказанные нарушения законодательства.
4. Об исполнении настоящего приказа Региональной службе по тарифам Республики Калмыкия в десятидневный срок с момента исполнения проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Республики Калмыкия, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим приказом;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, предписанные настоящим приказом;
- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Республики Калмыкия, в том числе экспертных заключений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по всем территориальным сетевым организациям.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 9 апреля 2019 г. N 437/19 "Об отказе в согласовании решения Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия на уровне ниже предельных минимальных и выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2019 год и отмене приказа Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия "Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2019 г."
Текст приказа опубликован не был