Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2019 г. N 31-АПГ18-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисова Л.В. и Нефедова О.Н.,
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" и Министерства финансов Чувашской Республики о признании частично недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 5 декабря 2017 г. N 92-18-23/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2018-2022 годы" по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" и Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 4 октября 2018 г., которым административные исковые заявления удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" Иванова А.Г., Тюмеровой С.Г., представителя Министерства финансов Чувашской Республики Мандравиной Т.Н., и.о. руководителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Крыловой И.Н., представителя органа регулирования Щукиной И.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - ООО "Коммунальные технологии", общество) и Министерство финансов Чувашской Республики обратились в Верховный Суд Чувашской Республики с административными исковыми заявлениями о признании недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 5 декабря 2017 г. N 92-18-23/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2018-2022 годы" в части:
- долгосрочного параметра регулирования, устанавливаемого на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя с использованием метода индексации установленных тарифов - базового уровня операционных расходов в размере 122363,18 тыс. руб., установленного строкой 1 столбца 4 пункта 3 Приложения 2 к данному постановлению;
- тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2018-2022 годы, установленных строкой 1 столбца 5 и 6 пункта 3 Приложения 5 к данному постановлению (1 - для потребителей г. Чебоксары от источника тепловой энергии публичного акционерного общества 2Т Плюс" на территории Чувашской Республики) с 1 января по 30 июня 2018 г. - одноставочный тариф в размере 362,83 руб./Гкал без учета НДС; с 01 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. - одноставочный тариф в размере 375,68 руб./Гкал без учета НДС.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 4 октября 2018 г. в административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
ООО "Коммунальные технологии" также обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просило изменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований общества, а также в части удовлетворения требования Министерства финансов Чувашской Республики в части уменьшения необходимой валовой выручки на объем невыполненных работ по ремонту основных средств и расходов на ремонт основных средств.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах ООО "Коммунальные технологии", Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам и прокуратурой Чувашской Республики представлены возражения.
В судебное заседание представители Федеральной антимонопольной службы, публичного акционерного общества Сбербанк России, публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") и прокуратуры Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах и возражениях на них, объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов), а также приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания N 760-э).
Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам является органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере теплоснабжения в соответствии со статьей 1 и пунктом 1.1 части 1 статьи 2.1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2001 г. N 43 "О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 июля 2004 г. N 174 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Положением о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 г. N 265.
Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам 5 декабря 2017 г. издано постановление N 92-18-23/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2018-2022 годы".
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, общество указывало на то, что названное постановление Госслужбы по тарифам, оспариваемое в части определения долгосрочного параметра регулирования, устанавливаемого на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя с использованием метода индексации установленных тарифов - базового уровня операционных расходов в размере 122363,18 тыс. руб., установленного строкой 1 столбца 4 пункта 3 Приложения 2 к данному постановлению, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2018-2022 годы, установленных строкой 1 столбца 5 и 6 пункта 3 Приложения 5 к данному постановлению (1 - для потребителей г. Чебоксары от источника тепловой энергии публичного акционерного общества "Т Плюс" на территории Чувашской Республики) с 1 января по 30 июня 2018 г. - одноставочный тариф в размере 362,83 руб./Гкал без учета НДС; с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. - одноставочный тариф в размере 375,68 руб./Гкал без учета НДС, противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения и имеющим большую юридическую силу.
По мнению общества Госслужбой по тарифам необоснованно из состава необходимой валовой выручки исключены расходы по следующим статьям затрат: потери тепловой энергии в сети; расходы на приобретение сырья и материалов, в том числе расходы на создание аварийного неснижаемого запаса материалов и оборудования и расходы на осветительные устройства с использованием светодиодов; расходы на оплату труда; прочие операционные расходы, в том числе денежные выплаты социального характера, предусмотренные коллективным договором (материальная помощь при уходе работника в очередной отпуск), страховые взносы с выплат социального характера сотрудникам согласно коллективного договора, услуги по стирке спецодежды; периодические медосмотры, психиатрическое освидетельствование; содержание медпункта); отчисления на социальные нужды; расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним; экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде регулирования; выпадающие доходы за 2015 и 2016 годы, связанные с выполнением мероприятий инвестиционной программы; расходы на тепловую энергию (расходы на компенсацию фактических потерь тепловой энергии); расходы на теплоноситель (расходы на компенсацию потерь теплоносителя); расходы на электрическую энергию; корректировка с целью учета отклонений фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов; корректировка необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы; корректировка необходимой валовой выручки, учитывающая отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей и отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы; предпринимательская прибыль.
Обращаясь с административным исковым заявлением, Министерство финансов Чувашской Республики указало на то, что органом регулирования в состав необходимой валовой выручки на 2018 год необоснованно включены затраты общества на ремонт основных средств, не выполненные в предыдущем периоде регулирования.
Проверяя доводы общества, суд установил следующее.
Основными видами деятельности ООО "Коммунальные технологии" являются производство тепловой энергии от собственных источников (теплоноситель - вода, теплоноситель - пар); производство теплоснабжения (горячая вода); передача тепловой энергии от источника ПАО "Т Плюс" в г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, передача тепловой энергии от источника АО ЧПО им. В.И. Чапаева, компонент тепловой энергии от АО ЧПО им. В.И. Чапаева от тарифа горячая вода.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
Согласно экспертному заключению органом регулирования величина потерь тепловой энергии от источника ПАО "Т Плюс" на долгосрочный период регулирования 2018-2022 годы определен в размере 196,23 тыс. Гкал (приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 3 октября 2016 г. N 03/1-03/796) против заявленных обществом 260,21 тыс. Гкал.
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае если по данным, представленным регулируемой организацией, не входящей в число организаций, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период, то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным за предыдущий отчетный период, с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.
В пункте 21 Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 г. N 452 (далее - Правила N 452), указано, что плановые значения показателей величины технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям для теплоснабжающих организаций, эксплуатирующих объекты теплоснабжения не на основании концессионного соглашения, устанавливаются на уровне нормативных технологических потерь, определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения.
Подпунктом "в" пункта 3 названных Правил предусмотрено, что плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения в обязательном порядке учитываются при расчете (корректировке) тарифов теплоснабжающих организаций.
Согласно протоколу заседания Коллегии Госслужбы по тарифам от 29 августа 2017 г. N 12 темп снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь определен органом регулирования на уровне 10,6%.
Учитывая отсутствие законодательной методики определения темпов снижения потерь тепловой энергии, теплоносителя, орган регулирования, исходя из анализа представленных в материалы дела документов, установил, что фактический темп снижения потерь 2015 года к 2013 году (за два года) составил 21,247% (250,699 тыс. Гкал/318, 337 тыс. Гкал), что составляет 10,62% в год.
С учетом определения и применения фактического темпа снижения потерь за предшествующие годы, плановое значение технологических потерь на 2017 год составило 197,43 тыс. Гкал (250,699 тыс. Гкал - 21,247%).
Темп снижения потерь на 2018 год органом регулирования определен с учетом пункта 118 Методических указаний N 760-э в размере 0,6%.
Примененный обществом при расчете потерь тепловой энергии в сети на 2018 год темп снижения потерь в размере 5%, определенный административным ответчиком самостоятельно без какого-либо экономического обоснования не соответствует Методическим указаниям.
Согласно пункту 40 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
По статье "Расходы на приобретение сырья и материалов" органом регулирования приняты затраты в размере 2046,48 тыс. руб. против предложенных обществом 4062,02 тыс. руб.
При этом расходы на создание аварийного неснижаемого запаса материалов и оборудования, заявленные обществом в размере 1442,79 тыс. руб., а также расходы на осветительные устройства с использованием светодиодов, заявленные обществом в размере 572,75 тыс. руб. органом регулирования не приняты в связи с отсутствием расчета, произведенного исходя из плановых значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг),
Нормы по поддержанию аварийного запаса расходных материалов и запасных частей содержится в Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. N 115, согласно пунктам 2.7.3, 2.7.4 перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей пополняется по мере их расходования при ремонтах. Их восполнение осуществляется согласно действующему в организации порядку материально-технического снабжения и внутренним правилам складского хозяйства.
Учитывая, что создание и порядок использования предприятием аварийного неснижаемого запаса материалов, определение его размеров, утверждение перечня необходимых материалов аварийного запаса, норм запаса и нормативов их расхода должно подтверждаться соответствующим приказом или иным локальным нормативным правовым актом общества, а также документами в обоснование стоимости материалов в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования, то отсутствие названных документов не позволяет определить реальную необходимость и обоснованность осуществления расходов на приобретение материалов для пополнения аварийного неснижаемого запаса.
Исключая из состава расходов затраты на приобретение осветительных устройств, орган регулирования исходил из того, что в нарушение пунктов 29, 40 Основ ценообразования обществом не представлены документальные подтверждения экономической обоснованности объема материалов, а именно: общего количества фактически имеющихся, уже замененных, а также подлежащих замене светильников. Также в материалах тарифного дела отсутствуют обоснования определения величины мощности светильников, влияющей на их стоимость.
Пунктом 42 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В соответствии с главой V Методических указаний N 760-э при установлении базового уровня оперативных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Согласно экспертному заключению по статье затрат "Расходы на оплату труда" органом регулирования приняты расходы в размере 52971,84 тыс. руб. против предложенных обществом 65282, 64 тыс. руб.
Определяя соответствующие расходы на 2018 год, орган регулирования исходил из заявленной обществом численности персонала 177,5 человек и среднемесячной заработной платы в размере 24871,85 руб.
Уменьшая заявленную обществом сумму расходов по указанной статье затрат, орган регулирования исходил из того, что представленный ООО "Коммунальные технологии" расчет расходов на оплату труда не соответствует приложению 4.9 Методических указаний N 760-э (отсутствуют показатели по пунктам 1.1-1.4 - расчет нормативной численности, в том числе по промышленно-производственному персоналу (ППП)).
Расчет нормативной численности, уставленный ОАО "ЭНИН" им. Г.М. Кржижановского, основанный на отраслевых нормативных документах, утвержденных ОАО "РАО "ЕЭС России", обоснованно признан судом перовой инстанции несостоятельным, поскольку данные рекомендации регулирует деятельность в отдельно созданном хозяйствующем субъекте, и обязательным для применения иными лицами, осуществляющими схожий вид деятельности, не является.
Нормативная численность рабочих для тепловых сетей с теплоносителем - горячая вода или пар, нормативы численности руководителей, специалистов и служащих ООО "Коммунальные технологии" рассчитана органом регулирования в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 65, а также с нормативами численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденных приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. N 75.
Довод общество о том, что расходы на оплату труда должны определяться исходя из среднемесячной номинальной начисленной заработной платы 1 работника (без социальных выплат) за январь-ноябрь 2017 года по разделу "Обеспечение электрической энергией, газом, паром" по данным Чувашстата в размере 29558,90 руб., обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку данный расчет затрат не соответствует требованиям пункта 42 Основ ценообразования.
Поскольку статья расходов "Отчисления на социальные нужды" является расчетной, то расходы на отчисления на данные нужды органом регулирования принята с учетом расходов общества по статье "Оплата труда".
В соответствии с подпунктом "з" пункта 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
Пунктом 28 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).
Согласно материалам дела к включению в прочие операционные расходы на 2018 год обществом предложено включить расходы по статьям затрат "Услуги по стирке спецодежды" в размере 1334,43 тыс. руб., "Периодические медосмотры, психиатрическое освидетельствование" в размере 653,46 тыс. руб., "Содержание медпункта" в размере 503,16 тыс. руб.
Проанализировав представленный обществом договор от 1 июня 2016 г. N 511, заключенный с ООО "Латурн" по стирке, сушке, глажению спецодежды, договоры от 18 апреля 2014 г. N 502 и от 3 июня 2016 г. N 513, заключенные с Бюджетным учреждением Чувашской республики "Городская клиническая больница, N 1" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на оказание услуг по обеспечению работы здравпункта, а также договоры от 1 апреля 2013 г. N 339, заключенный с ООО "Здоровье" на поставку продукции медицинского назначения и от 1 апреля 2013 г. N 340/749, заключенный с Государственным унитарным предприятием Чувашской Республики "Фармация" на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, Госслужба по тарифам, исключая из состава необходимой валовой выручки расходы по указанным выше статьям затрат, исходила из их несоответствии подпункту "б" статьи 28 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, относятся к неподконтрольным расходам.
Согласно пунктам 10, 11 Основ ценообразования регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих регулируемых видов деятельности: производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более; производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт; производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии; производство теплоносителя; передача тепловой энергии и теплоносителя; сбыт тепловой энергии и теплоносителя; подключение к системе теплоснабжения; поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
Раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, тепло-сетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 11 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, тепло-сетевых организаций, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 г. N 91 отнесение заемных средств к соответствующим регулируемым видам деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации осуществляется исходя из целевого назначения привлеченных средств.
Согласно экспертному заключению, заявленные обществом расходы по статье "Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним" в размере 37944,80 тыс. руб. не приняты органом регулирования при установлении тарифов, в связи с отсутствием их экономического обоснования, поскольку представленные административным истцом платежные поручения, в назначении платежей которых указывалось на пополнение полученными кредитными средствами расчетного счета для расчетов с ТГК-5, не свидетельствуют о направлении именно кредитных и заемных денежных средств на расходы, связанные с деятельностью общества по передаче тепловой энергии от источника ПАО "Т Плюс".
Кроме того, исходя из содержания соглашений, заключенных обществом с ПАО Сбербанк России и ПАО "Саровбизнесбанк" на получение кредитов, все кредиты выданы обществу на пополнение оборотных средств. Документы, подтверждающие использование кредитов непосредственно для регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения у общества отсутствуют.
Расчет распределения полученных кредитов по видам деятельности обществом также не представлен.
В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования в течение периода действия регулируемых цен (тарифов) дополнительные средства, полученные регулируемой организацией в результате снижения операционных расходов вследствие повышения эффективности деятельности этой организации при осуществлении ею регулируемого вида деятельности, остаются в ее распоряжении. Сокращение затрат регулируемой организации не является основанием для досрочного (до даты окончания срока действия цен (тарифов) на товары (услуги) указанной регулируемой организации) пересмотра цен (тарифов) на товары (услуги) этой регулируемой организации.
Пункт 66 Основ ценообразования предусматривает, что экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) регулируемой организации имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя такой организации меньше величины, рассчитанной в соответствии с настоящим документом, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме. Величина расходов (в том числе в части потерь в тепловых сетях, затрат на топливо) регулируемой организации, устанавливаемая на оставшийся период действия долгосрочных тарифов, не может быть уменьшена органом регулирования в связи с экономией расходов.
Экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии), достигнутая регулируемой организацией в каждом году долгосрочного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет, если иной срок не предусмотрен пунктом 14 настоящего документа. В случае если часть указанного срока приходится на следующие долгосрочные периоды регулирования, экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) учитывается в необходимой валовой выручке регулируемой организации, устанавливаемой на следующие долгосрочные периоды регулирования, в составе неподконтрольных расходов в порядке, определенном методическими указаниями.
Согласно пункту 43 Методических указаний N 760-э экономия операционных расходов возникает в случае, если фактические операционные расходы составили меньшую величину, чем это было предусмотрено органом регулирования, при условии, что регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме.
В течение долгосрочного периода регулирования при достижении экономии операционных расходов необходимая валовая выручка на величину указанной экономии не пересматривается до окончания долгосрочного периода регулирования.
Согласно пункту 6 Правил N 452 к показателям энергетической эффективности объектов теплоснабжения относится также величина технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям.
Согласно выводам экспертов органа регулирования, не освоение обществом средств ремонтной программы на 2015-2017 годы, предусмотренных в тарифах на 2015-2017 годы по рассматриваемому виду деятельности, привело к невыполнению плановых ремонтных работ, позволяющих снизить размер потерь тепловой энергии и достичь утвержденных плановых значений.
Поскольку обществом не достигнуты утвержденные показатели надежности, качества, энергетической эффективности, не выполнен план ремонтных работ в натуральных и стоимостных показателях, орган регулирования сделал обоснованный вывод об отсутствии экономии расходов, подлежащих учету во втором долгосрочном периоде.
Кроме того, расчет экономии операционных расходов, представленный обществом, не соответствует расчету, содержащемуся в приложении 5.5 к Методическим указаниям N 760-э.
Согласно пункту 49 Основ ценообразования, расходы на капитальные вложения (инвестиции) в расчетный период регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации.
По статье "Выпадающие доходы за 2015 и 2016 годы, связанные с выполнением мероприятий по схеме теплоснабжения г. Чебоксары и по скорректированной инвестиционной программе" заявленная обществом сумма 5864,85 тыс. руб. исключена органом регулирования из состава необходимой валовой выручки, поскольку указанные расходы на капитальные вложения понесены обществом сверх утвержденной приказом Минстроя Чувашии от 8 октября 2014 г. N 031-03/430 инвестиционной программы.
В силу пункта 117 Методических указаний N 760-э в необходимую валовую выручку регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, включаются, в том числе расходы на приобретение воды, электрической и тепловой энергии, расходуемые на технологические цели, включая расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче (в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случая, предусмотренного пунктом 118 настоящих Методических указаний), и затраты электроэнергии на привод насосов (подкачивающих, смесительных, циркуляционных, дренажных и т.п.), а также другого оборудования, обеспечивающего технологический процесс передачи тепловой энергии.
Согласно материалам дела расходы на компенсацию фактических потерь тепловой энергии, заявленные обществом в размере 232985,58 тыс. руб., обоснованно приняты органом регулирования в размере 174803,69 тыс. руб., исходя из объема тепловой энергии 196,23 тыс. Гкал, согласно приказу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 3 октября 2016 г. N 03/1-03/796.
Расчет компенсации фактических потерь тепловой энергии, произведен органом регулирования в соответствии с формулой, содержащейся в пункте 27 Методических указаний N 760-э.
Согласно материалам дела, расходы на компенсацию потерь теплоносителя, заявленные обществом на 2018 год в размере 24739,64 тыс. руб. приняты органом регулирования в размере 15575,01 тыс.руб.
Корректируя данные расходы в сторону уменьшения, орган регулирования исходил из того, что расчет компенсации потерь теплоносителя, произведенный обществом в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования и пунктом 118 Методических указаний N 760-э, является необоснованным, поскольку данные нормы содержат определение фактического объема потерь тепловой энергии, а не теплоносителя.
Темп снижения потерь органом регулирования определен в размере 38,99%, при этом потери, определенные с учетом названного темпа снижения потерь составили 545,87 тыс. куб.м.
Расчет компенсации фактических потерь теплоносителя, произведен органом регулирования в соответствии с формулой (5), содержащейся в пункте 27 Методических указаний N 760-э.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
Заявленные обществом расходы на электрическую энергию на 2018 год в размере 10755,54 тыс. руб. определенные исходя из нормативных объемов расхода электрической энергии при передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям ООО "Коммунальные технологии" от источника ТЭЦ-2 ПАО "Т Плюс" в размере 3181,74 тыс. кВтч (и цены на электрическую энергию 3,38 руб./кВтч), утвержденного приказом Минстроя Чувашской Республики от 3 октября 2016 г. N 03/1-03/796 на 2017 год, приняты органом регулирования при установлении тарифа в размере 9486,53 тыс. руб. исходя из фактических объемов потребления электрической энергии в предыдущие расчетные периоды регулирования.
Расчет указанных расходов обоснованно произведен Госслужбой по тарифа с учетом пункта 27 Методических указаний N 760-э.
Согласно пункту 52 Методических указаний N 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
Согласно материалам дела расходы за 2016 год определены органом регулирования с учетом предложений общества, на основании результатов поверки хозяйственной деятельности общества, а также исходя из имеющихся данных за предыдущие периоды регулирования.
Пунктом 49 Методических указаний N 760-э определено, что в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования необходимой валовой выручки, по формуле (20).
Определяя размер расходов на отчисления на социальные нужды в размере 17958,74 тыс. руб., общество исходило из фактически сложившегося фонда оплаты труда по итогам 2016 года в размере 61448,19 тыс. руб.
Не соглашаясь с данными выводами, орган регулирования указал, что при формировании тарифов на 2016 год для общества расходы на оплату труда были определены в размере 46882,2 тыс. руб.
Согласно пункту 12 Методических указаний N 760-э, в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
Учитывая, непредставление обществом каких-либо доказательств увеличения расходов на оплату труда за 2016 год, орган регулирования обоснованно произвел расчет соответствующей корректировки по формуле (27), содержащейся в пункте 56 Методических указаний N 760-э.
Согласно подпункту "а" пункта 47 Основ ценообразования внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат, в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.
Поскольку статусом единой теплоснабжающей организации (ЕТО) ООО "Коммунальные технологии" не наделено, каких-либо взаимоотношений с населением не имеет, и, соответственно, не имеет дебиторской задолженности населения, орган регулирования правомерно не учел в состав необходимой валовой выручки на 2018 год фактические расходы общества за 2016 год по статье "Расходы по сомнительным долгам" в размере 31119,7 тыс. руб.
Также органом регулирования из состава необходимой валовой выручки обоснованно исключены фактические расходы общества за 2016 год на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним в размере 30484,03 тыс. руб. как экономически необоснованные, в связи отсутствием доказательств необходимости привлечения заемных и кредитных средств для регулируемого вида деятельности, и отсутствия задолженности ПАО "Т Плюс" (поставщик ресурсов) перед ООО "Коммунальные технологии".
Кроме того, в силу пункта 42 Методических указаний N 760-э понесенные обществом в 2016 году расходы по кредитным договорам, заключенным в 2012-2014 годах, должны были быть заявлены обществом в 2015 и 2016 годах, что сделано не было.
Согласно материалам дела, при формировании тарифа на 2016 год органом регулирования в состав необходимой валовой выручки включались расходы общества, понесенные в период регулирования, предшествующие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и не возмещенные обществу за 2014 год, на общую сумму 22340,35 тыс. руб., в том числе: расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним - 14631,26 тыс. руб., расходы на обязательное страхование (имущества, рисков и др.) - 7709,09 тыс. руб.
Учитывая результаты проведенной плановой проверки общества, во исполнение абзаца второго пункта 12 Методических указаний N 760-э Госслужбой по тарифам принято решение об исключении из необходимой валовой выручки 2018 года экономически необоснованных расходов за 2016 год, связанных с оплатой процентов по договорам займа и кредитным договорам в суме 14634,26 тыс. руб.
Правомерность действий органа регулирования подтверждена решениями ФАС России от 1 августа 2016 г. N АГ/52588/16, от 21 июля 2017 г. N АГ/49767/17.
Таким образом, размер экономически обоснованных расходов, понесенных обществом в периоды регулирования, предшествующих переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, за 2016 год обоснованно учтен Госслужбой по тарифам в необходимой валовой выручке 2018 года в сумме 7709,09 тыс. руб.
Проверяя доводы общества о необоснованном занижении органом регулирования расходов на приобретение энергетических ресурсов (покупной тепловой энергии в целях компенсации фактических потерь), суд первой инстанции признал их несостоятельными ввиду следующего.
Согласно пункту 56 Методических указаний N 760-э расходы на приобретение энергетических ресурсов, определяемые на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных определяются по формуле (30).
По мнению общества, для расчета тарифа на 2016 год органом регулирования необоснованно учтен объем потерь тепловой энергии с учетом факта 2014 года в размере 223,71 тыс. Гкал, против предложенных обществом 288.32 тыс. Гкал,
Согласно представленному в материалы дела решению Верховного Суда Чувашской Республики от 31 октября 2016 г. величина фактических потерь тепловой энергии на 2016, предложенных обществом и принятых органом регулирования, составила 223,71 тыс. руб. Гкал, с учетом факта 2014 года (расчет произведен в соответствии с формулами, предусмотренными пунктом 118 Методических указаний N 760-э) и динамикой снижения потерь на 4,2%.
Таким образом, поскольку обществом не представлено доказательств, что на 2016 год фактические потери изменились в сторону увеличения (до 288.32 тыс. Гкал), то у органа регулирования отсутствовали основания учитывать объем названных потерь в заявленных обществом на 2018 год величинах.
Также учитывая выводы, содержащиеся в решении Верховного Суда Чувашской Республики от 31 октября 2016 г., согласно которым объем теплоносителя, приобретаемого в целях компенсации потерь, учтен на 2016 год в размере 211,18 тыс. Гкал., произведенный органом регулирования расчет расходов по данной статье по формуле (30), предусмотренной пунктом 56 Методических указаний N 760-э, соответствует скорректированному размеру расходов - 4901,23 тыс. руб.
Согласно пункту 74.1 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 настоящего документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
Поскольку неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в заявленном обществом размере являются необоснованными, то величина расчетной предпринимательской прибыли правомерно скорректирована до 12383,47 тыс. руб.
Проверяя доводы общества о необоснованном исключении из необходимой валовой выручки 2018 года суммы корректировки необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы в размере 13832,54 тыс. руб. ввиду отсутствия прибыли как источника финансирования мероприятий инвестиционной программы, суд признал их несостоятельными, поскольку при расчете тарифа на 2016 год средства на реализацию инвестиционной программы были предусмотрены в полном объеме.
Размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в 2016 году в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, правомерно произведен органом регулирования с применением названной формулы (23), предусмотренной пунктом 53 Методических указаний N 760-э. Названная формула не предусматривает каких-либо особенностей корректировки необходимой валовой выручки в связи с неисполнением инвестиционной программы в зависимости от источника финансирования.
Оспаривая корректировку необходимой валовой выручки, учитывающей отклонение фактических показателей энергоснабжения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей и отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы, общество указало на необоснованное исключение из необходимой валовой выручки на 2018 год 74,52 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 54 Методических указаний N 760-э корректировка необходимой валовой выручки с учетом степени исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы определяется в соответствии со статьей 23.1 Закона о теплоснабжении с использованием плановых и фактических значений показателей надежности объектов теплоснабжения.
В случае не достижения регулируемой организацией плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения корректировка необходимой валовой выручки осуществляется по формуле (25).
Ссылка административного истца на приказ Минстроя Чувашской Республики от 25 июля 2014 г. N 03/1-03/307, которым, по мнению общества, установлены плановые значения показателя надежности объектов теплоснабжения (1,9487), является необоснованной, поскольку информация об опубликовании данного нормативного акта в средствах массовой информации отсутствует.
Вместе с тем, согласно приказу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 20 февраля 2017 N 03/1-03/114 (далее - приказ от 20 февраля 2017 N 03/1-03/114) утверждены плановые значения показателей надежности объектов теплоснабжения на 2016 год, в частности: количество прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на тепловых сетях на 1 км тепловых сетей, ед./км - 1,41103.
Исключая из состава необходимой валовой выручки на 2018 год указанные расходы, орган регулирования исходил из того, что по данным общества количество прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на тепловых сетях на 1 км тепловых сетей составило 1,4911 ед./км, что свидетельствует о не достижении данного показателя, установленного приказом от 20 февраля 2017 N 03/1-03/114.
Вместе с тем, доводы органа регулирования об отсутствии экономического обоснования расходов на выплату материальной помощи при уходе работника в очередной отпуск в размере 3280,97 тыс. руб. правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными.
В соответствии с пунктом 6.2 коллективного договора ООО "Коммунальные технологии" на 2014-2016 годы, действие которого продлено до 1 января 2020 г., установлена единовременная материальная помощь при уходе работника в очередной отпуск с учетом непрерывного стажа работы в системе ЖКХ и энергетических предприятий, входивших в структуру ОАО РАО "ЕЭС России", в зависимости от стажа работы. Выплата материальной помощи к отпуску производится один раз в год вне зависимости от продолжительности отпуска по письменному заявлению работника.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что поскольку предусмотренная коллективным договором общества единовременная материальная помощь при уходе работника в очередной отпуск зависит от непрерывного стажа в системе ЖКХ и энергетических предприятий, то есть связана с выполнением физическим лицом его трудовой функции, то она является элементом системы оплаты труда и не признается материальной помощью по статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что указанные выплаты относятся к системе оплаты труда, отвечают критериям экономической обоснованность и направлены на осуществление приносящей доход деятельности, подлежат включению в состав расходов при исчислении налога на прибыль и не должны учитываться в расчете нормативной прибыли.
Соответственно, довод административного ответчика о том, что в данном случае должен применяться подпункт "в" пункта 74 Основ ценообразования является необоснованным.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в том числе расходы налогоплательщика в виде суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном настоящим Кодексом порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса.
Поскольку вышеуказанные расходы являются объектом обложения страховыми взносами, то есть обязательными отчислениями в силу закона, руководствуясь пунктом 33 Правил регулирования тарифов, Госслужба по тарифам при расчете тарифа на 2018-2022 годы необоснованно исключены заявленные обществом расходы по страховым взносам с выплат социального характера сотрудникам в размере 914,91 тыс. руб. из необходимой валовой выручки.
Доводы административного искового заявления Министерства финансов Чувашской Республики об уменьшении размера расходов на ремонт основных средств в связи с неправильным расчетом органом регулирования указанных расходов, также признаны судом первой инстанции об основанным
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 4 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" и Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Борисов Л.В. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2019 г. N 31-АПГ18-20
Текст определения опубликован не был