Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 марта 2019 г. N 03-02-08/16736
Вопрос: О применении ареста имущества организации в качестве способа обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании авансовых платежей по налогам.
Ответ: Департаментом налоговой и таможенной политики с участием ФНС России рассмотрено обращение от 15.01.2019 по вопросу о применении ареста имущества, предусмотренного статьей 77 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании авансовых платежей, подлежащих уплате за отчетные периоды, а также обращение от 26.02.2019 и сообщается следующее.
По указанному вопросу было направлено письмо Федеральной налоговой службы от 12.02.2019 N КЧ-3-8/984@, содержащее разъяснение, поддерживаемое Департаментом.
Согласно пунктам 1 и 14 статьи 77 Кодекса арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности организации-налогоплательщика (налогового агента плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) (далее - организация) в отношении ее имущества.
Арест имущества производится в случае неисполнения организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога (сбора, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов) и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что такая организация предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
В соответствии с пунктами 3 и 14 статьи 77 Кодекса арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов) за счет имущества организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании указанного обязательного платежа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или ее электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах организации или информации о реквизитах ее корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.
Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок, если иное не предусмотрено законодательством о Налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, установленном Кодексом (статьи 45-47, 69 Кодекса).
Кодексом предусматривается по отдельным налогам уплата в течение налоговых периодов авансовых платежей, обязанность по уплате которых признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 12 Информационного письма от 22.12.2005 N 98, отсутствие в указанных нормах Кодекса положений об их применении к авансовым платежам не может быть расценено как отсутствие у налогоплательщика обязанности по уплате таких платежей (в том числе платежей, исчисляемых в течение отчетного периода). Эта обязанность устанавливается применительно к отдельным налогам в соответствующих нормах части второй Кодекса. Необходимо учитывать, что неотъемлемым свойством публичной обязанности по уплате определенной денежной суммы в казну публично-правового образования является возможность ее принудительного исполнения, в том числе с применением установленных законодательством мер по обеспечению исполнения решений о взыскании. Налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате ежемесячных авансовых платежей, исчисляемых в течение отчетного периода, а также осуществить меры по принудительному взысканию задолженности по данным платежам за счет имущества налогоплательщика.
Учитывая изложенное, полагаем, что предусмотренный статьей 77 Кодекса арест имущества организации может быть применен в качестве способа обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании авансовых платежей.
Кроме того, следует отметить, что Министерство финансов Российской Федерации в пределах своей компетенции дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, на основании пунктов 1 и 3 статьи 34.2 Кодекса в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Названной статьей не предусмотрено уведомление заявителя о продлении срока для предоставления соответствующего разъяснения.
Заместитель директора |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Арест имущества относится к способам обеспечения исполнения решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.
Сообщается, что это также могут быть решения о взыскании авансовых платежей по налогу.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 марта 2019 г. N 03-02-08/16736
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 16-22 апреля 2019 г. N 15, в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 12 апреля 2019 г. N 14, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 30 апреля 2019 г. N 9