Представление Счетной палаты РФ от 25 декабря 2015 г. N ПР 09-275/09-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка состояния и использования в 2014 году и истекшем периоде 2015 года земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда Московской области и исполнения решений Коллегии Счетной палаты Российской Федерации по результатам контрольного мероприятия "Проверка эффективности использования и законности распоряжения землями сельскохозяйственного назначения и землями лесного фонда на территории Московской области (совместно с Контрольно-счетной палатой Московской области)" в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, Правительстве Московской области, администрации Одинцовского муниципального района Московской области, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Минсельхоз России в нарушение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 1292-р не выполнил пункты 6 и 7 Плана по реализации Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года, а именно: не утвердил во втором квартале 2015 года порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и порядок предоставления сведений, внесенных в Единую федеральную информационную систему о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий.
При этом первоначальный срок принятия нормативных правовых актов был установлен еще в IV квартале 2010 года, впоследствии распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 934-р перенесен на II квартал 2015 года. Общий срок подготовки документов составил 5 лет.
Мероприятия по подготовке проектов трех нормативных правовых актов во исполнение пунктов 2 - 4 Плана по реализации Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года осуществлялись ненадлежащим образом, в связи с чем данные проекты в настоящее время дорабатываются.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, несвоевременное принятие нормативных правовых актов привело к затягиванию реализации мероприятий по созданию единой информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения.
2. По данным органов власти субъектов Российской Федерации, в целом по Российской Федерации не используется по целевому назначению более 56 млн. га земель сельскохозяйственного назначения (14,5%), из которых 19,4 млн. га - земли, принадлежащие гражданам и юридическим лицам.
При этом возможность принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" возникает только после трех лет его неиспользования для сельскохозяйственного производства.
Следует отметить, что обращение уполномоченных органов исполнительной власти в суд с требованиями по изъятию земельных участков в связи с ненадлежащим использованием по смыслу пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" является правом, а не обязанностью.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" предлагается:
обеспечить принятие ведомственных правовых актов, предусмотренных Планом мероприятий по реализации Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года, регламентирующих порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и порядок предоставления сведений, внесенных в Единую федеральную информационную систему о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий;
рассмотреть вопрос о разработке и направлении в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложений по совершенствованию порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 18 декабря 2015 г. N 61 К (1072).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру сельского хозяйства Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по выполнению настоящего представления в письменной форме в течение 180 календарных дней со дня его получения.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 25 декабря 2015 г. N ПР 09-275/09-02
Текст представления опубликован не был