Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 апреля 2019 г. N 03-07-08/24657
Вопрос: Согласно положений ст. 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о предоставлении Правительству Исламской Республики Иран государственного экспортного кредита для финансирования электрификации железнодорожного участка "Гармсар - Инче Бурун" от 13.12.2016 Министерством финансов Российской Федерации 30.11.2018 г. был принят к финансированию (вступил в силу) Контракт на инжиниринг, поставку материалов, оборудования и строительство для электрификации железнодорожной линии "Гармсар - Инче Бурун" в Исламской Республике Иран (Контракт), заключенный между ЗАО, выступающим в качестве Заказчика, и ООО, выступающим в качестве Генерального подрядчика.
Для целей реализации Контракта зарегистрирован Филиал ООО (далее - Филиал) в Исламской Республике Иран. Во исполнение своих обязательств Генерального подрядчика по Контракту ООО (далее - Общество) планирует закупать необходимое оборудование и материалы у российских поставщиков (далее - Поставщики), которое будет вывозиться с территории Российской Федерации на территорию Исламской Республики Иран для дальнейшего их использования при осуществлении работ по электрификации. При этом рассматриваются следующие два варианта оформления договорных отношений между Обществом и Поставщиками:
1. Общество будет заключать договоры поставки с Поставщиками от имени головного офиса в г. Москве;
2. Договоры поставки с Поставщиками будут заключаться от имени Филиала (будут подписываться Филиалом г. Тегеран).
В 2019 году вступили в силу изменения, внесенные в пп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-Ф, в соответствии с которыми нулевая ставка НДС при экспорте товаров может подтверждаться также контрактом с российской организацией на поставку товара ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза.
Учитывая вышеизложенное, просим предоставить разъяснения по следующим вопросам:
1. Будут ли российские Поставщики иметь право применить ставку НДС в размере 0% при реализации техники, оборудования и материалов (ТМЦ) в рамках договоров на поставку заключенных с Обществом и подписанных Генеральным директором Общества, если в данных договорах будет указано, что закупаемые ТМЦ будут поставлены Филиалу Общества?
2. Будут ли российские Поставщики иметь право применить ставку НДС в размере 0% при реализации ТМЦ в рамках договоров на поставку заключенных с Филиалом Общества и подписанных Генеральным директором Общества, если в данных договорах будет указано, что закупаемые ТМЦ будут поставлены Филиалу Общества?
3. Будут ли российские Поставщики иметь право применить ставку НДС в размере 0% при реализации ТМЦ в рамках договоров на поставку заключенных с Филиалом Общества и подписанных директором Филиала Общества, если в данных договорах будет указано, что закупаемые ТМЦ будут поставлены Филиалу Общества?
4. Возможен ли вывоз в таможенной процедуре экспорта товаров в рамках договоров между Обществом и Поставщиками, заключенных в трех вышеуказанных вариантах оформления договорных отношений?
Ответ: В связи с письмом по вопросу документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров по договору с российской организацией, вывозящей товары в таможенной процедуре экспорта своему филиалу, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 165 Кодекса в перечень документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость включены: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза либо контракт (копия контракта) с российской организацией на поставку товара ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза; таможенная декларация (ее копия) с соответствующими отметками российских таможенных органов.
Таким образом, при реализации товаров по договору с российской организацией, вывозящей товары в таможенной процедуре экспорта своему филиалу, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии представления в налоговый орган вышеуказанных документов.
Что касается возможности вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта в случае заключения договора поставки между двумя российскими хозяйствующими субъектами, то согласно пункту 1 статьи 139 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее, соответственно, - Таможенный кодекс, Союз) таможенная процедура экспорта это таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для постоянного нахождения за ее пределами.
Условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, перечисленные в статье 140 Таможенного кодекса, не ставят право декларанта поместить товары под таможенную процедуру экспорта в зависимость от модели договорных отношений, в рамках которой товары перемещаются через таможенную границу Союза.
Одновременно обращаем внимание на следующее.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 83 Таможенного кодекса декларантом товаров, помещаемых под таможенные процедуры, может выступать лицо государства-члена:
являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза;
от имени и (или) по поручению которого заключена сделка, указанная в предыдущем абзаце;
имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо;
являющееся стороной сделки, заключенной с иностранным лицом или с лицом государства-члена в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории Союза.
С учетом приведенных норм, рассматриваемых в системной связи с терминами "лицо государства-члена" и "иностранное лицо" (соответственно, подпункты 17 и 11 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса), декларантом товаров в ситуации обращения может выступать лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, поскольку товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо.
Одновременно сообщается, настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 апреля 2019 г. N 03-07-08/24657
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 26 апреля 2019 г. N 16