Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 апреля 2019 г. N 03-07-11/24623
Вопрос: Акционерное общество в рамках направления своей деятельности имеет ряд договоров, заключенных в 2018 году, исполнение по которым предполагается в текущем году (переходящие и рамочные договоры).
Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 01 января 2019 г. размер базовой ставки НДС увеличивается с 18 до 20%. В связи с этим возникают вопросы, связанные с корректным исчислением НДС и справедливым распределением налогового бремени между сторонами договоров. Однако в Законе N 303-ФЗ нет специальных положений, предусматривающих переходный период: в частности, не определены последствия для сторон длящихся договоров, в которые не будут внесены изменения в части корректировки суммы НДС.
Налоговое законодательство предписывает, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он обязан платить (статья 3 п. 6 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как сообщила Федеральная налоговая служба России, на основании статьи 168 п. 1 Налогового кодекса Российской Федерации продавец дополнительно к цене отгружаемых начиная с 01.01.2019 товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную по налоговой ставке в размере 20%.
В этой связи, как пояснил ФНС России, внесение изменений в договор в части изменения размера ставки НДС не требуется. Вместе с тем, стороны договора вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав в связи с изменением налоговой ставки по НДС.
В Информационном письме от 28.08.2018 N 24-03-07/61247 "По вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость" Минфин России отметил, что риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.
Однако данные разъяснения касаются только контрактов, заключаемых в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В связи с этим просим разъяснить, на кого из сторон договора (поставки, оказания услуг, подряда, лицензионного договора и любого другого договора, на который действие Закона N 44-ФЗ не распространяется), ложатся риски изменения налогового законодательства, в частности обязанность доплаты НДС, если соглашением сторон данный вопрос не урегулирован.
Ответ: В связи с письмом о применении положений Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон) Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
На основании положений Федерального закона с 1 января 2019 года применяется ставка налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 20 процентов.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона предусмотрено, что ставка НДС в размере 20 процентов применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.
Пунктом 1 статьи 154 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
На основании положений пункта 1 статьи 168 при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.
Таким образом, в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) налогоплательщиком начиная с 1 января 2019 года, налоговая база по НДС должна определяться как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленная исходя из рыночных цен, применяемых в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, и без включения в них НДС, а дополнительно предъявляемая покупателю сумма НДС исчисляться по налоговой ставке в размере 20 процентов.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 апреля 2019 г. N 03-07-11/24623
Текст письма опубликован не был