Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 658661-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 658661-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает:
Вопросы противодействия незаконно выпущенной в обращение продукции являются одними из наиболее острых проблем, препятствующих развитию, как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и промышленности в целом. Согласно Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года одной из системных проблем при анализе развития отраслей промышленности с повышенной долей незаконного оборота продукции является изготовление и использование заведомо ложных, поддельных деклараций соответствия, сертификатов соответствия, а также протоколов испытаний промышленной продукции, в том числе с нарушениями процедур проведения испытаний, подтверждающих соответствие обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами. В настоящее время отсутствие законодательно закрепленных механизмов признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия существенно затрудняет своевременное изъятие такого рода продукции из обращения.
В целях сокращения нарушений в сфере технического регулирования, в том числе в сфере выдачи сертификатов соответствия и деклараций соответствия, законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) и законодательно закрепить возможность признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия.
В этой связи проектируемыми изменениями предлагается закрепить понятия "недействительность декларации о соответствии" и "недействительность сертификата соответствия". Кроме того, законопроект содержит случаи, при которых декларации о соответствии или сертификаты соответствия подлежат признанию таковыми. В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 статьи 1 законопроекта декларация о соответствии подлежит признанию недействительной в случаях прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, ликвидации юридического лица, принявшего декларацию о соответствии, либо вступления в законную силу решения суда о принудительном отзыве продукции, либо наличия предписания, выданного органом государственного контроля (надзора). Аналогичное положение содержится в законопроекте в отношении случаев признания недействительными сертификатов соответствия (подпункт "в" пункта 5 статьи 1 законопроекта).
Полномочиями по утверждению порядка и случаев признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, в том числе правил и сроков принятия таких решения и информировании о них национального органа по аккредитации, проверки действительности декларации о соответствии или сертификата соответствия органом государственного контроля (надзора), а также порядка обязательного подтверждения соответствия в отношении продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в соответствии с положениями законопроекта предлагается наделить Правительство Российской Федерации.
Одновременно, законопроектом регламентируется проведение периодической оценки сертифицированной продукции (инспекционный контроль). Согласно подпункту "б" пункта 4 статьи 1 законопроекта органы по сертификации, выдавшие сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию, обязаны проводить инспекционный контроль за объектами сертификации в порядке и с периодичностью, которые предусмотрены правилами сертификации, определёнными соответствующими техническими регламентами. Сведения о прохождении инспекционного контроля подлежат также включению в единый реестр сертификатов соответствия. В случае непроведения инспекционного контроля или непредставления органом по сертификации информации о прохождении инспекционного контроля в соответствующий реестр сертификат соответствия прекращает свое действие в течение 30 дней.
Кроме того, предусматривается возможность передачи на основе договора прав и обязанностей органа по сертификации в отношении сертификата соответствия, выданного на серийную продукцию, в том числе по выполнению инспекционного контроля, другому органу по сертификации, аккредитованному в национальной системе аккредитации.
Комитет полагает, что законопроект будет способствовать сокращению объемов незаконного оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации в целом и по отдельным отраслям, а также повышению уровня обеспечения экономической безопасности путем пресечения противоправных деяний, совершаемых в сфере потребительского рынка.
При этом Комитет считает, что ряд положений законопроекта требуют дополнительного уточнения:
1. В соответствии с проектируемыми изменениями предлагается возложить на Правительство Российской Федерации полномочия по определению федерального органа исполнительной власти, который будет осуществлять организацию формирования и ведения единого реестра декларации о соответствии, сертификатов соответствия. По мнению Комитета, указанное положение требует согласования с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", в соответствии с которым полномочия по организации формирования и ведения реестров сертификатов соответствия, выдаваемых аккредитованными лицами, реестров деклараций о соответствии, относятся к полномочиям национального органа по аккредитации.
2. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 законопроекта полномочиями по принятию решения о признании недействительными сертификата соответствия, декларации о соответствии, а также выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии, направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации и национальный орган по аккредитации предлагается наделить органы государственного контроля (надзора). Вместе с тем положения законопроекта не содержат предусмотренный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 марта 2018 г. N 41 "О Порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза" порядок возобновления действия деклараций о соответствии.
3. Кроме того, Комитет отмечает, что в случае признания декларации о соответствии или сертификата соответствия недействительным, с целью недопущения злоупотреблений со стороны контролирующих органов целесообразно рассмотреть механизм обжалования таких решения.
Реализация указанного законопроекта потребует принятия:
1) постановление Правительства Российской Федерации, определяющего порядок признания недействительными деклараций соответствия и порядок признания недействительными сертификатов о соответствии;
2) постановление Правительства Российской Федерации устанавливающего случаи, в которых декларация о соответствии подлежит признанию недействительной;
3) постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок обязательного подтверждения соответствия в отношении продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании";
4) постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок проверки действительности декларации о соответствии или сертификата соответствия органами государственного контроля (надзора) с использованием единого реестра деклараций о соответствии или единого реестра сертификатов соответствия;
а также внесения изменений в ряд нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Данные замечания и предложения не носят концептуального характера и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 658661-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании".
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.