В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования и науки", которым предусматривается внесение изменений в том числе в статью 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части органа, уполномоченного на утверждение порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее соответственно - Порядок, федеральный перечень учебников), в том числе критериев и порядка проведения экспертизы, формы экспертного заключения, а также оснований и порядка исключения учебников из указанного федерального перечня учебников.
В соответствии с подпунктом 4.2.8 Положения о Минпросвещения России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, Минпросвещения России наделено полномочием по утверждению Порядка, в том числе критериев и порядка проведения экспертизы учебников, формы экспертного заключения, а также оснований и порядка исключения учебников из федерального перечня учебников.
В настоящее время действует приказ Минобрнауки России от 18 июля 2016 г. N 870 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (зарегистрирован в Минюсте России 4 августа 2016 г., регистрационный N 43111).
Вместе с тем, во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам специальной программы "Прямая линия с Владимиром Путиным" 15 июня 2017 г. по вопросу о представлении предложений по повышению качества экспертизы учебников, используемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ общего образования, по обновлению этих учебников на регулярной основе, а также по разработке и применению базовых учебников при реализации указанных образовательных программ Минпросвещения России разрабатывается проект нового Порядка. Представленные в рекомендациях парламентских слушаний предложения будут рассмотрены при разработке проекта приказа Минпросвещения России об утверждении Порядка.
Ключевым усовершенствованием Порядка предполагается изменение процедуры проведения экспертизы учебников.
Новая модель Порядка предусматривает закрепление полномочий по организации и проведению экспертизы за уполномоченной Минпросвещения России организацией, действующей на основании государственного задания. Ответственность уполномоченной организации и экспертов перед федеральным органом исполнительной власти будет способствовать повышению объективности экспертизы и качества учебников, попадающих в федеральный перечень учебников.
В соответствии с Порядком разработки примерных основных образовательных программ, проведения экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденным приказом Минобрнауки России от 25 мая 2014 г. N 594, проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и (или) учебно-методическими объединениями в системе общего образования. Проекты примерных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (далее - ФУМО), создаваемое Министерством образования и науки Российской Федерации. В случае если ФУМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "28 мая 2014 г."
Согласно приказу Минпросвещения России от 6 февраля 2019 г. N 64 "О федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию" ФУМО создается на базе федерального государственного бюджетного научного учреждения "Институт стратегии развития образования Российской академии образования". При этом ведение реестра примерных основных образовательных программ (далее - Реестр) передается федеральному государственному автономному образовательному учреждению "Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий".
Оценка Реестра будет проведена после завершения мероприятий по передаче полномочий вышеуказанным организациям.
В целях изучения и всестороннего развития родных языков народов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2018 г. N 611 "О создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.10.2018, N 44, ст. 6717) создан Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации (далее - Фонд).
В соответствии с Уставом Фонда одной из основных целей его деятельности является создание условий для разработки и издания учебной, методической и иной литературы на языках народов Российской Федерации.
Задачами деятельности Фонда являются также участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в разработке примерных основных общеобразовательных программ в части учебных предметов по родным языкам народов Российской Федерации; разработке учебников, учебно-методических комплектов для изучения родных языков и обучения на родных языках народов Российской Федерации, создание и обновление словарей родных языков народов Российской Федерации.
Указанные задачи будут реализовываться Фондом во взаимодействии с Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральным агентством по делам национальностей.
Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 (далее - ГП "Доступная среда"), за счет средств федерального бюджета предусмотрена разработка линейки образовательных программ учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Таких контрактов было заключено 5.
В соответствии с этим:
разработаны с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и размещены в реестре основных образовательных программ адаптированные основные образовательных программы дошкольного образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ 7 категорий (столько же находятся сейчас на экспертизе);
разработан учебно-методический комплекс для реализации специальной индивидуальной программы развития таких детей. Все материалы размещены на специальном портале "умксипр.рф", в субъекты направлено письмо со ссылкой на ресурс, и педагоги активно его используют;
разработаны и включены в федеральный реестр примерные адаптированные основные общеобразовательные программы: для обучающихся с нарушениями интеллекта на весь период обучения, для остальных обучающихся с ОВЗ - начального образования. В настоящее время ведется разработка примерных адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования;
для 1, 1-х дополнительных, 2-х, 3-х и 4-х классов разработаны комплекты примерных рабочих программ по всем предметам и коррекционным курсам учебного плана;
разработаны, апробированы и внедряются учебно-методические комплекты для обучения обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
В настоящее время готовится проведение конкурса по размещению государственного заказа за счет средств федерального бюджета на разработку образовательных программ и учебников для обучающихся с ОВЗ 5 классов.
Заместитель Министра |
Т.Ю. Синюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационная справка Министерства просвещения РФ от 20 марта 2019 г. "Законодательная регламентация создания, экспертизы, распространения и использования учебников при реализации основных образовательных программ общего образования"
Текст документа опубликован в журнале "Вестник образования России", апрель 2019 г., N 8