Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
на проект федерального закона N 643266-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 643266-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N Пр-2167 (подпункт "в" пункта 1) и, по мнению авторов, направлен на совершенствование системы порядка организации государственного контроля (надзора) за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.
Законопроектом предлагается дополнить перечень лицензируемых видов деятельности, установленных Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), такими видами деятельности как обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов и скупка у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий, предусмотренных Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ). Для лиц, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и (или) деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, предусмотрен переходный период для получения соответствующей лицензии - восемнадцать месяцев.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет считает необходимым обратить внимание на следующее.
В соответствии с пояснительной запиской существенная часть лома и отходов драгоценных металлов аккумулируется в ломбардах, скупках, комиссионных. При доаффинажной переработке накопленных лома и отходов драгоценных металлов используются химические вещества, отнесенные к первому классу опасности. В связи с этим не соблюдаются требования по экологической безопасности и по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что технологический процесс производства драгоценных металлов, как правило, сопровождается неотъемлемыми промежуточными процедурами, которые включают в себя, в том числе, переработку отходов данного производства.
Нередко при производстве первичных металлов в рамках общих производственных процессов с целью экономии энергии, минимизации производственных затрат и вторичного использования образующихся отходов используется вторичное сырье. Вторичное производство драгоценных металлов включает производство металла из вторичного сырья (электронного лома, отработанных катализаторов, отходов изделий и сплавов и т.п.)
Кроме того, статьей 20 Федерального закона 41-ФЗ установлено право индивидуальных предпринимателей и организаций самостоятельно обрабатывать (перерабатывать) и не отправлять на аффинаж лом и отходы драгоценных металлов, возникающие в процессе собственного производства, а также нереализованные и возвращенные ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов собственного производства.
Лицензирование стадии производственного процесса неразрывно связанного с общим технологическим циклом производства драгоценных металлов может повлечь за собой двойное толкование норм и создание дополнительных административных барьеров.
Учитывая изложенное, по мнению Комитета, предлагаемые нормы законопроекта в части лицензирования обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов требует дополнительной проработки.
Также следует отметить, что согласно статье 2 Федерального закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Следовательно, необходимость лицензирования скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий требует уточнения.
Кроме того, к законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
Вместе с тем, указанные замечания могут быть учтены в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 643266-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.