Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 682709-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (в части оптимизации порядка применения контрольно-кассовой техники),
внесенный депутатами Государственной Думы А.М. Макаровым, В.С. Шурчановым, С.М. Катасоновым, А.А. Ремезковым, Г.Я. Хором, Л.Я. Симановским, Н.С. Максимовой, В.М. Резником, членами Совета Федерации Е.В. Бушминым, М.М. Ульбашевым и др.
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Рассматриваемым законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ) ряд изменений, направленных на совершенствование порядка применения контрольно-кассовой техники при осуществлении отдельных видов деятельности с учетом правоприменительной практики.
В частности, законопроектом предлагается упростить порядок применения контрольно-кассовой техники для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих такие виды деятельности, как торговля с привлечением курьеров, перевозка пассажиров и багажа транспортом (в том числе при реализации билетов водителями и кондукторами) и оказание иных услуг вне торговых объектов или стационарных мест оказания услуг. В указанных случаях предоставляется право применения одного кассового аппарата, работающего удаленно. При этом не обязательно печатать кассовый чек, достаточно обеспечить возможность покупателю (клиенту) его получение через демонстрацию QR-кода. Комитет отмечает, что аналогичный порядок применения контрольно-кассовой техники в настоящее время предусмотрен для вендинговой сферы.
Законопроектом также предусматривается упрощение порядка применения контрольно-кассовой техники в сфере жилищно-коммунального хозяйства и оказания услуг ресурсоснабжающих организаций. В частности, предусмотрено право пользователей вместо выдачи (направления) кассового чека печатать отдельные реквизиты кассового чека на платежном документе за последующий месяц либо при отсутствии документооборота между клиентом и пользователем выдавать (направлять) кассовый чек только по запросу клиента.
При осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере образования, охраны и жилищно-коммунального хозяйства, предоставляется право формирования одного кассового чека, содержащего сведения о всех таких расчетах, совершенных в период, не превышающий календарного месяца. При этом время на формирование указанного кассового чека увеличивается с 1 до 5 дней.
Пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ определен перечень реквизитов, указание которых необходимо на кассовом чеке (бланке строгой отчетности). Вместе с тем, отражение на бумажном носителе некоторых обязательных реквизитов кассового чека или бланка строгой отчетности для покупателя (клиента) не представляет какой-либо практической пользы (например, ставка НДС, применяемая система налогообложения, адрес сайта уполномоченного органа в сети "Интернет", на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака, и некоторые другие реквизиты). Указание вышеназванных реквизитов достаточно только в электронной форме фискального документа. В связи с этим, законопроектом предлагается предоставить право ФНС России определять реквизиты кассового чека (бланка строгой отчетности), печать которых на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) не обязательна.
Представляется, что реализация предлагаемой законодательной меры значительно упростит порядок применения контрольно-кассовой техники и снизит издержки для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность с привлечением курьеров, перевозку пассажиров и багажа, оказывающих услуги в сфере образования, охраны и жилищно-коммунального хозяйства, а также иные услуги вне торгового места.
Законопроектом также предлагается продлить срок неприменения контрольно-кассовой техники до 1 июля 2021 года для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию товаров собственного производства, выполняющих работы или оказывающих услуги, при условии, что такие индивидуальные предприниматели не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры.
Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 682709-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.