Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2019 г. N 51-АПА19-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Калининой Л.А., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело путем использования систем видеоконференц-связи по административному исковому заявлению Кашкаровой Г.Л. о признании не действующим Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26 февраля 2010 г. N 245, и Правил землепользования и застройки городского округа города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2012 г. N 834, в части отнесения к территории общего пользования земельного участка, расположенного вокруг здания лыжной базы по адресу: г. Барнаул, ул. Широкая просека, 3, который необходим для эксплуатации и обслуживания данного объекта недвижимости, а также в неустановлении в отношении земельного участка непосредственно под зданием лыжной базы территориальной зоны, по апелляционным жалобам Администрации города Барнаула и Барнаульской городской Думы на решение Алтайского краевого суда от 11 октября 2018 г., которым административное заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения Кашкаровой Г.Л., представителя административного истца - Чайкиной В.А., представитель Барнаульской городской Думы и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула Копыленко К.В. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Кашкарова Г.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26 февраля 2010 г. N 245, и Правил землепользования и застройки городского округа города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2012 г. N 834, в части отнесения к территории общего пользования земельного участка, расположенного вокруг здания лыжной базы по адресу: г. Барнаул, ул. Широкая просека, 3, который необходим для эксплуатации и обслуживания данного объекта недвижимости, а также в неустановлении в отношении земельного участка непосредственно под зданием лыжной базы территориальной зоны.
Решением Алтайского краевого суда от 11 октября 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено. Признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского округа, утвержденный решением Барнаульской городской Думы 26 февраля 2010 г. N 245, и Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2012 г. N 834, в части неотнесения земельного участка, находящегося под зданием лыжной базы, расположенной по адресу: г. Барнаул, ул. Широкая просека, 3, к какой-либо территориальной зоне, а также в части отнесения территории земельного участка, необходимого для использования здания лыжной базы, расположенной по адресу: г. Барнаул, ул. Широкая просека, 3, к территории общего пользования.
Не согласившись с решением суда, Администрация города Барнаула, Барнаульская городская Дума обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм права. Полагают, что судом не учтено значение установления территории общего пользования, направленного на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения, благоприятных условий проживания.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, Кашкаровой Г.Л. и прокуратурой Алтайского края представлены возражения.
В судебное заседание представители Администрации г. Барнаула, Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
К вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно статье 42 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края к полномочиям городской Думы относится утверждение Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края и Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Решением Барнаульской городской Думы от 26 февраля 2010 г. N 245 утвержден Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края, действующий в редакции решения Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2011 г. N 450.
Решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2012 г. N 834 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, действующие в редакции решения Барнаульской городской Думы от 22 декабря 2017 г. N 48.
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края и Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края утверждены уполномоченным на дату его принятия органом с соблюдением процедуры, установленной статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), и официально опубликованы.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса к документам территориального планирования муниципальных образований относятся в том числе генеральные планы городских округов.
Частями 3, 6, 7 статьи 23 Градостроительного кодекса предусмотрено, что генеральный план содержит положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, карту функциональных зон поселения или городского округа.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2, часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса).
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Индивидуальный предприниматель Кашкарова Г.Л. на основании договора купли-продажи от 6 августа 2000 г. является собственником здания лыжной базы общей площадью 521,8 кв.м с кадастровым номером ..., построенного в 1964 году, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Широкая просека, 3. Здание находится на земельном участке по фактическому пользованию площадью 16548,6 кв.м. Право на земельный участок в установленном порядке до настоящего времени не оформлено.
Ранее собственником здания являлось ОАО "Барнаульский радиозавод", которому на основании решения Исполнительного комитета Барнаульского городского Совета депутатов трудящихся от 30 сентября 1964 г. был отведен земельный участок площадью 0,5 га для строительства спортивно-лыжной базы.
Из ответов Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 8 июля 2016 г., Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от 10 ноября 2016 г. следует, что Кашкаровой Г.Л. отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду указанного выше земельного участка для эксплуатации лыжной базы, поскольку испрашиваемый участок расположен согласно Правилам землепользования и застройки в границах территории общего пользования, в границах зон градостроительных ограничений, в которых не допускается размещение объекта. Территориальная зона для данного земельного участка не установлена. Согласно Генеральному плану земельный участок расположен в границах существующих земель населенных пунктов городского округа - города Барнаула.
Согласно части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса).
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса территория общего пользования определена как территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, что дает ему право в соответствии со статьей 304 указанного Кодекса требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Поскольку земельный участок, на котором расположено здание лыжной базы, был предоставлен для ее строительства до момента утверждения Правил землепользования и застройки и на нем располагается объект капитального строительства, находящийся в частной собственности, правовых оснований для отнесения такого земельного участка к территории общего пользования, которой в соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, не имелось.
Согласно части 3 статьи 9, части 9 и 10 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Как следует из представленных в материалы дела документов, здание, расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Широкая просека, 3, построено в 1964 году и приобретено административным истцом в собственность в 2000 году, то есть до принятия оспариваемых Генерального плана и Правил землепользования и застройки.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции руководствовался приведенными нормами градостроительного и земельного законодательства и обоснованно исходил из того, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов и установлении территории общего пользования Барнаульская городская Дума не учла местоположение и границы существовавшего объекта недвижимости (здание лыжной базы 1964 года постройки), сведения о котором на момент принятия оспариваемых решений имелись в учреждениях регистрации недвижимости.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают и не содержат обстоятельств, которые влекут отмену судебного акта в силу норм статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 11 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Барнаула и Барнаульской городской Думы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2019 г. N 51-АПА19-1
Текст определения опубликован не был