Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Постановлению Парламентского Собрания
Союза Беларуси и России
от 21 декабря 2018 года N LV-3
Заключение
Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год
Бюджет Союзного государства на 2017 год принят Постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 26 декабря 2016 года N LI-7 и утвержден Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 17 апреля 2017 года N 2 по доходам - в сумме 6 712 230,4 тыс. рублей и расходам - в сумме 4 873 000,0 тыс. рублей, профицит бюджета Союзного государства - 1 839 230,4 тыс. рублей. Сводная бюджетная роспись доходов и расходов на 2017 год утверждена Государственным секретарем Союзного государства 24 апреля 2017 года.
Проект Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О внесении изменений и дополнений в Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2017 год" принят Постановлением Парламентского Собрания от 16 декабря 2017 года N LIII-5 и утвержден Высшим Государственным Советом Союзного государства 16 марта 2018 года Декретом N 1, что не соответствует требованиям статьи 65 Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства, утвержденного Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 года N 3 (далее - Порядок), предусматривающей утверждение Декрета в течение 30 дней со дня поступления принятых Парламентским Собранием изменений и дополнений.
В результате внесенных изменений доходная и расходная части увеличены на 2 568,8 тыс. рублей и составили 6 714 799,2 тыс. рублей и 4 875 568,8 тыс. рублей соответственно, или 100,04 процента и 100,05 процента первоначальных показателей соответственно. Уточненная сводная бюджетная роспись на 2017 год утверждена Государственным секретарем Союзного государства 27 декабря 2017 года.
Отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год поступил в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России 15 июня 2018 года и в соответствии со статьями 35, 81 и 85 Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства направлен для осуществления внешней проверки в Счетную палату Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
По результатам проверки контрольные органы подготовили заключение на отчет и утвердили его 29 октября 2018 года решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол N 53К (1274)) и Коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь (решение N 10).
Проверкой подтверждаются итоговые показатели отчета Совета Министров об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год, вместе с тем требовалось внесение корректировки показателей по предметным статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджета Союзного государства в отчет:
по доходам уменьшить значения показателей по группе 200 "Неналоговые доходы", подгруппе 900 "Иные неналоговые доходы", одновременно увеличив значения показателей по группе 200, подгруппе 700 "Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности" на сумму 44 417,3 тыс. рублей;
по расходам уменьшить значение показателей по предметной статье "Командировки и служебные разъезды" экономической классификации расходов бюджета, одновременно увеличив значения показателей по предметной статье "Транспортные услуги" на 121,2 тыс. рублей и уменьшить значение показателя по подстатье "Прочие коммунальные услуги" на сумму 777,0 тыс. рублей, перераспределив указанную сумму между подстатьями "Оплата содержания помещений", "Оплата потребления тепловой энергии" и "Оплата водоснабжения помещений".
В соответствии с заключением контрольных органов Постоянный Комитет внес исправления в отчет и направил скорректированный отчет об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год в Парламентское Собрание 7 ноября 2018 года (N ГР-196/04).
Комиссия считает важным обратить внимание на следующие итоги исполнения бюджета Союзного государства в 2017 году.
В 2017 году доходы бюджета Союзного государства составили 6 714 799,2 тыс. рублей (100,86 процента к годовому объему доходов, предусмотренных уточненной сводной бюджетной росписью). Доходная часть бюджета Союзного государства в 2017 году формировалась в основном за счет безвозмездных перечислений государств-участников, которые составили 4 872 000 тыс. рублей (Российской Федерацией - 3167 000 тыс. рублей, Республикой Беларусь - 1 705 000 тыс. рублей). Размер безвозмездных перечислений в бюджет Союзного государства остается неизменным с 2009 года. Неналоговые доходы в ходе исполнения бюджета Союзного государства в 2017 году составили 1 900 876,2 тыс. рублей (их доля в общей сумме доходов составила 28,07 процента).
Расходы бюджета Союзного государства по произведенному финансированию в 2017 году составили 4159 510,97 тыс. рублей (85,3 процента от объема расходов, утвержденных бюджетной росписью на 2017 год).
Кассовые расходы бюджета составили 4 126 250,99 тыс. рублей (84,6 процента от объема расходов, утвержденных бюджетной росписью на 2017 год), что явилось наихудшим показателем за период с 2014 года. Неполное освоение средств обусловлено в основном неиспользованием средств в сумме 683,9 млн рублей по разделу "Прочие расходы", зарезервированных на финансирование четырех новых программ, предполагаемых к принятию и финансированию в 2017 году.
Уточненной сводной бюджетной росписью расходы бюджета Союзного государства в 2017 году были предусмотрены для 24 главных распорядителей (получателей) средств бюджета. Использование средств в полном объеме осуществлено пятью главными распорядителями (получателями) средств бюджета Союзного государства.
Анализ исполнения расходов показал, что самый низкий уровень исполнения расходов сложился по разделу 09 "Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия" - 73,9 процента уточненной сводной бюджетной росписи, наиболее высокий - по разделу 13 "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (100 процентов). По остальным разделам бюджетной классификации расходов исполнение составило от 95,46 до 99,98 процента уточненной сводной бюджетной росписи.
По состоянию на 1 января 2018 года остатки средств бюджета Союзного государства составили 2 840147,5 тыс. рублей, увеличившись за 2017 год на 783 775,7 тыс. рублей (38,1 процента). Рост остатков средств бюджета на конец года обусловлен продолжительными сроками согласования смет расходов на проведение запланированных мероприятий, длительным проведением закупочных процедур, несвоевременным представлением подрядчиками счетов к оплате за выполненные работы (услуги), экономией по результатам проведения конкурсных процедур, но, основное, тем, что три новые программы Союзного государства утверждены Советом Министров Союзного государства только в декабре 2017 года, а согласно Декрету, программы, утвержденные в IV квартале 2017 года, включаются в перечень программ Союзного государства, принятых к финансовому обеспечению из бюджета Союзного государства на 2018 год (статья 12).
Комиссия обращает внимание на то, что аналогичные причины отмечались и в предыдущие годы. Совету Министров неоднократно указывалось на необходимость принятия мер по улучшению планирования и качества организации исполнения бюджета Союзного государства.
Оценивая исполнение бюджета в 2017 году в целом как удовлетворительное, Комиссия считает важным подчеркнуть, что в ходе проверки исполнения бюджета были выявлены недостатки, которые отмечаются контрольными органами на протяжении последних лет.
Следует отметить следующие особенности и недостатки в исполнении бюджета, выявленные контрольными органами:
В организации исполнения бюджета Союзного государства и соответствии его исполнения нормативным правовым актам Союзного государства.
Отчет направлен в Парламентское Собрание в соответствии со статьей 80 Порядка. Документы и материалы, представленные одновременно с отчетом, соответствуют перечню, предусмотренному статьей 82 Порядка. Структура и состав отчета соответствуют требованиям Порядка составления и представления отчетности об исполнении бюджета.
Однако следует отметить, что ряд главных распорядителей достигли экономии бюджетных средств за счет качественно проведенных конкурсных процедур, обеспечив при этом выполнение программ и мероприятий в полном объеме.
В связи с поздним утверждением Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2017 год" Постоянный Комитет в январе - апреле 2017 года осуществлял временное управление бюджетом в соответствии со статьей 68 Порядка. В соответствии с положениями статьи финансовое обеспечение осуществляется в пределах одной четвертой бюджетных ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более одной двенадцатой в расчете на месяц). Постоянный Комитет осуществлял финансовое обеспечение в пределах одной четвертой бюджетных ассигнований предыдущего года в расчете на квартал, при этом требование о не более одной двенадцатой в расчете на месяц было нарушено по десяти разделам из двенадцати.
Также по причине позднего утверждения бюджета уточненная сводная бюджетная роспись на 2017 год была утверждена 27 декабря 2017 года и соответствовала проекту Декрета N 1, но при этом основывалась на неутвержденном бюджете в нарушение статьи 67 Порядка.
При формировании бухгалтерской отчетности в 2017 году не использовалось постановление Совета Министров Союзного государства от 22 декабря 2016 года N 34 "О Временном порядке исполнения бюджета Союзного государства через органы Федерального казначейства и органы государственного казначейства Республики Беларусь".
Неправильное отнесение доходов по подгруппе в соответствии с Положением о бюджетной классификации Союзного государства, утвержденным постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 июля 2015 г. N 6, привело к необходимости корректировки отчета об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год.
Следует отметить, что в 2017 году Постоянным Комитетом не проводились проверки целевого использования средств бюджета Союзного государства главными распорядителями.
При реализации программ, проектов, мероприятий и подготовке их к утверждению.
Бюджетом Союзного государства на 2017 год предусмотрено финансирование шести совместных программ в объеме 2 115 607,7 тыс. рублей. В течение 2017 года утверждены три новые программы, финансирование которых началось в 2017 году. Кроме того, постановлениями Совета Министров Союзного государства от 8 декабря 2017 года утверждены еще три союзные программы, финансирование которых в 2017 году не осуществлялось.
Уточненной сводной бюджетной росписью на 2017 год предусмотрено финансирование девяти программ в объеме 2 361 984,5 тыс. рублей. Кассовые расходы на реализацию девяти программ составили 2 337 050,8 тыс. рублей (98,9 процента соответствующего показателя сводной бюджетной росписи на 2017 год).
Проведенный анализ показал, что ни по одной из девяти программ бюджетные назначения в 2017 году в полном объеме не исполнены. Целевые остатки средств бюджета на 1 января 2018 года составили 24 933,7 тыс. рублей. Неиспользованные остатки средств объясняются экономией в результате проведения конкурсных процедур, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) работ, товаров, услуг; уменьшением накладных и командировочных расходов. Также неполное освоение средств на территории Республики Беларусь связано в основном с курсовой разницей российского рубля по отношению к белорусскому рублю.
Однако отдельными государственными заказчиками не были приняты должные меры к полному освоению и использованию бюджетных средств. Так, по программе "Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства" кассовое исполнение составило 73,9 процента к годовому объему финансирования, предусмотренного сводной бюджетной росписью, что обусловлено длительным периодом согласования и проведения государственными заказчиками конкурсных процедур. Также в результате проверки выявлены случаи нарушения государственными заказчиками законодательства о закупках товаров (работ, услуг), что повлекло незаконное получение средств бюджета, выявлены случаи нецелевого использования приобретенного имущества в рамках реализации мероприятий программ.
В отчетном финансовом году завершена реализация программы "Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли". Вместе с тем итоговый отчет о ее выполнении не утвержден.
Аналогичная ситуация складывается и по отчетам по программам, завершившимся в 2016 году (из пяти программ отчеты утверждены только по двум).
Утвержденный Советом Министров Союзного государства отчет по Программе совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года имеет неполные сведения об имуществе, приобретенном в процессе ее выполнения. Так, в отчете указано, что Рослесхозом приобретено имущество на сумму 5085,3 тыс. рублей, при этом Рослесхозом в Росимущество направлены сведения в отношении 94 приобретенных объектов имущества стоимостью 25 229,5 тыс. рублей.
Также контрольными органами предложено Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь обеспечить возврат в бюджет Союзного государства средств, незаконно полученных и использованных исполнителями Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года в сумме 41,3 тыс. белорусских рублей.
До настоящего времени отсутствует нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы собственности Союзного государства. Доходы от использования собственности Союзного государства в бюджет Союзного государства не поступают. Решение данного вопроса приобретает особую актуальность с учетом прогнозируемого на период 2019 - 2021 годов полного расходования остатков средств бюджетов Союзного государства прошлых лет на реализацию программ Союзного государства.
В 2017 году профинансировано выполнение 26 мероприятий в объеме 1 191 440,2 тыс. рублей (99,3 процента к уточненной сводной бюджетной росписи). Кассовое исполнение расходов составило 1 172 874,3 тыс. рублей (97,8 процента к уточненной сводной бюджетной росписи).
Государственными заказчиками реализуемых мероприятий Союзного государства в 2047 году выступали 14 министерств и ведомств Союзного государства, а также органы и учреждения Союзного государства. На 1 января 2018 года неиспользованные остатки средств образовались при реализации 13 из 26 мероприятий и составили 18 565,9 тыс. рублей (1,6 процента доведенного финансирования). Указанные неиспользованные остатки средств в полном объеме возвращены в бюджет Союзного государства.
В полном объеме в 2017 году исполнены расходы по семи мероприятиям. Самый низкий процент кассового исполнения сложился у Постоянного Комитета по мероприятию "Премирование в области литературы и искусства" (69,8 процента), а также по мероприятиям, посвященным Дню единения народов Беларуси и России (80,5 процента). По остальным семнадцати уровень исполнения варьировался от 89,0 до 99,7 процента.
Неполное освоение средств бюджета Союзного государства связано с сокращением расходов на проведение организационных мероприятий, сокращением стоимости отдельных услуг, предметов снабжения, расходных материалов, стоимости транспортных услуг и прочего, что также свидетельствует о недостаточной проработке государственными заказчиками бюджетных заявок на проведение мероприятий Союзного государства.
На заседаниях комиссий Парламентского Собрания регулярно рассматриваются вопросы исполнения бюджета Союзного государства, заслушиваются государственные заказчики и исполнители программ, проектов и мероприятий Союзного государства, поднимаются вопросы совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей бюджетный процесс, инициирована поправка в Регламент Парламентского Собрания о проведении "правительственного часа", в рамках которого на сессию Парламентского Собрания могут приглашаться члены Совета Министров Союзного государства, а также руководители иных государственных учреждений, являющихся государственными заказчиками по программам, проектам и мероприятиям Союзного государства.
В финансово-хозяйственной деятельности органов Союзного государства и Телерадиовещательной организации Союзного государства (далее - ТРО Союза).
Кассовые расходы на функционирование органов и учреждения Союзного государства составили 615 167,0 тыс. рублей (98,2 процента к уточненной сводной бюджетной росписи на 2017 год).
В 2017 году закупки товаров, работ, услуг за счет средств бюджета Союзного государства осуществлялись Постоянным Комитетом, Секретариатом Парламентского Собрания и ТРО Союза в соответствии с локальными нормативными правовыми актами (впервые разработано и постановлением Совета Министров Союзного государства от 12 апреля 2018 г. N 3 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых за счет бюджета Союзного государства для удовлетворения потребностей органов Союзного государства, их аппаратов и организаций Союзного государства).
Проверкой выявлено нарушение Порядка распределения расходов по соответствующим предметным статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджета Союзного государства, что повлекло корректировку показателей отчета об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год по разделу 2.3 "Экономическая структура расходов".
В предписании контрольных органов по отчету об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год указаны недостатки, требующие устранения:
обеспечить возврат в бюджет Союзного государства средств, необоснованно выданных в качестве компенсации санаторно-курортного лечения (Постоянный Комитет - 26,4 тыс. рублей, Секретариат Парламентского Собрания - 20,1 тыс. рублей (возмещено),
в ходе проверки расходов по мероприятию Союзного государства "Периодическое издание Парламентского Собрания Союза Беларуси и России - газета "Союзное вече" выявлены нарушения на сумму 1096,7 тыс. рублей (устранено),
ТРО Союза не предоставлены в 2017 году сведения о приобретенном имуществе (нематериальные активы) в Росимущество и Госкомимущество Республики Беларусь по 42 наименованиям общей стоимостью 172 735,8 тыс. рублей.
Ряд недостатков, отмечаемых контрольными органами на протяжении нескольких лет, не устраняется, в частности:
не принято решение о реструктуризации или списании задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным на возмездной и возвратной основе в 1998 - 2002 годах;
не проведена инвентаризация имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ и мероприятий Союзного государства, не обеспечена постановка указанного имущества на бюджетный учет;
не урегулирован вопрос правового статуса и социальных гарантий должностных лиц органов Союзного государства и их аппаратов.
Результаты проверки свидетельствуют о необходимости неукоснительного соблюдения всеми участниками бюджетного процесса Союзного государства требований нормативных правовых актов Союзного государства, регулирующих бюджетный процесс и осуществление контрольных функций.
Комиссия предлагает Парламентскому Собранию согласиться в основном с выводами, изложенными в заключении контрольных органов по итогам проверки исполнения бюджета за 2017 год, и с учетом подтверждения контрольными органами данных отчета Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год рекомендовать Высшему Государственному Совету Союзного государства:
утвердить отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год;
рекомендовать Совету Министров Союзного государства:
решить вопрос о просроченной задолженности, образовавшейся в результате предоставления бюджетных кредитов на возмездной и возвратной основе в 1998 - 2002 годах на реализацию программ Союзного государства;
заслушать на очередном заседании:
Минэкономразвития России о ходе работы по организации порядка обособленного учета на территории Российской Федерации имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, проектов и мероприятий Союзного государства, а также об исполнении протокольного решения Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства от 28 октября 2016 года N 20 по данному вопросу;
федеральные органы исполнительной власти, являющиеся государственными заказчиками программ, проектов и мероприятий Союзного государства, о результатах проведения инвентаризации имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, проектов и мероприятий Союзного государства и об исполнении протокольного решения Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства от 17 ноября 2017 г. N 18;
привлечь к персональной ответственности должностных лиц, виновных в непредставлении итоговых отчетов о реализации завершившихся программ, и принять меры к представлению и рассмотрению указанных отчетов;
поручить Постоянному Комитету Союзного государства устранить недостатки, указанные в предписании контрольных органов по отчету об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год;
поручить государственным заказчикам - исполнителям программ, проектов и мероприятий Союзного государства обеспечить соблюдение требований Порядка составления и утверждения смет расходов на проведение мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета Союзного государства, и представления отчетности по их выполнению;
поручить Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь принять меры по возврату в бюджет Союзного государства исполнителями Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года незаконно полученных и использованных средств бюджета Союзного государства в сумме 41,3 тыс. белорусских рублей;
поручить ТРО Союза предоставить сведения о приобретенном имуществе в 2017 году в Росимущество и Госкомимущество Республики Беларусь по 42 наименованиям общей стоимостью 172 735,8 тыс. рублей.
Постоянному Комитету проинформировать в 2019 году Парламентское Собрание Союза Беларуси и России о ходе работы по устранению отмеченных в настоящем заключении недостатков.
Председатель комиссии |
Н.Н. Гончар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.