Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 декабря 2018 г. N 03-08-05/91848
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение о применении законодательства о налогах и сборах и сообщает следующее.
В пункте 2 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закона N 14-ФЗ) указано, что размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества. Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли.
Участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества (статья 26 Закона N 14-ФЗ).
Пунктом 61 статьи 23 Закона N 14-ФЗ установлено, что в случае выхода участника общества из общества в соответствии со статьей 26 Закона N 14-ФЗ его доля переходит к обществу. При этом общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Пунктом 61 статьи 23" имеется в виду "Пунктом 6.1 статьи 23"
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы налогоплательщика в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
Из указанного следует, что если действительная стоимость доли участника общества при выходе из состава участников общества превышает первоначальную стоимость доли, то выплата в части, превышающей взнос этого иностранного участника в уставный капитал общества, признается для целей налогообложения доходом налогоплательщика - участника общества.
Согласно статье 247 Кодекса для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организации являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, в том числе при их ликвидации (с учетом положений подпунктов 1 и 2 статьи 43 Кодекса), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктов 1 и 2 статьи 43" имеется в виду "подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 43"
Вместе с тем в силу норм статьи 7 Кодекса налогообложение доходов в виде дивидендов, полученных финляндским участником при выходе из российского общества осуществляется в соответствии с положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 04.05.1996 (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Соглашения термин "дивиденды" означает доход от акций или от других прав, которые не являются долговыми требованиями, дающих право на участие в прибыли, а также доход от других корпоративных прав, который подлежит такому же налоговому регулированию, как доход от акций, в соответствии с законодательством Государства, в котором компания, распределяющая прибыль, является резидентом.
При этом при применении международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения следует учитывать Комментарии к Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал (далее - Комментарии и Модельная конвенция), в том числе, на основе которой Российской Федерацией заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами.
Согласно пункту 28 Комментариев к статье 10 "Дивиденды" Модельной конвенции выплаты, рассматриваемые в качестве дивидендов, могут включать не только распределение прибыли на основе решения, принимаемого на ежегодных собраниях акционеров компании, но также иные выплаты в денежной форме или имеющие денежный эквивалент, такие как премиальные акции, премии, ликвидационные выплаты и скрытое распределение прибыли. Как правило, распределение прибыли, которое сопровождается уменьшением прав, например, выплаты, представляющие собой возврат капитала в любой форме, не рассматриваются как дивиденды.
Таким образом, доход в виде выплат, производимых в адрес иностранной компании в результате уменьшения уставного капитала российской организации в части превышения суммы взноса этого иностранного участника в уставный капитал, должен быть квалифицирован как дивиденды для целей налогообложения и подлежать налогообложению у источника по ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 10 Соглашения.
При этом доход в размере части первоначального вклада квалифицируется как "Другие доходы" в соответствии с нормами Соглашения и налогообложению у источника выплаты не подлежит на основании норм статьи 21 Соглашения.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.