Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению 23 сессии
Совета депутатов муниципального
образования г. Бердска
второго созыва
от 16 апреля 2009 г. N 532
Паспорт
городской программы
"Культура города Бердска 2009-2013"
Наименование программы |
Городская программа "Культура города Бердска 2009-2013" |
Основание для разработки программы |
Нормативные правовые акты, в соответствии с которыми разработана Программа: - Конституция Российской Федерации; - Закон РФ от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (в ред. от 29.12.200); - Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (в ред. от 26.06.2007); - Федеральный закон от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (в ред. от 26.06.2007); - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в ред. от 26.06.2007); - Федеральный закон от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"; - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 21.07.2007); - Закон Новосибирской области от 07.07.2007 N 124-ОЗ "О культуре в Новосибирской области" - Устав города Бердска. |
Заказчик программы |
Администрация муниципального образования города Бердска. |
Основные разработчики программы |
Отдел культуры, учреждения культуры. |
Состояние проблемы |
В муниципальном образовании города Бердска культурно-досуговую деятельность осуществляет два учреждения клубного типа (муниципальное учреждение "Городской центр досуга" и государственное автономное учреждение Новосибирской области ДК "Родина"), 3 муниципальных учреждения дополнительного образования детей (Детская музыкальная школа, Детская школа искусств "Берегиня", Детская художественная школа "Весна"), МУ "Централизованная библиотечная система" (5 филиалов), Городской историко-художественный музей. Материально - техническое оснащение учреждений культуры отстает от современных требований и остро нуждается в укреплении и совершенствовании. В то же время, наполняемость залов при проведении мероприятий, во многом зависит от комфортности и дизайна помещений, новизны и яркости сценического оформления, качества звукового и светового оборудования. Особая роль в развитии традиционной народной культуры города принадлежит учреждениям культуры клубного типа. Творческим разновозрастным коллективам необходима поддержка в изготовлении костюмов, приобретении инструментов, повышении квалификации руководителей коллективов. Требует дальнейшей поддержки и распространения опыт популяризации традиционного народного музыкального искусства, опыт работы фольклорного отделения ДШИ "Берегиня" по возрождению, сохранению и пропаганде традиционных обрядов и ремесел переселенцев Сибири (русских, белорусов, украинцев), опыт организации Городских фестивалей и выставок мастеров декоративно-прикладного творчества. Спрос населения на предоставление дополнительных образовательных услуг в сфере культуры и искусства постоянно растет. Однако, в работе детских музыкальных школ и школ искусств еще остается ряд нерешенных проблем. Требуется приобретение большого количества музыкальных инструментов, переоснащение специальных классов музыкально - теоретических дисциплин новым современным оборудованием. Выросли требования к качеству учебного процесса, внедрению новых инновационных методик обучения, что требует большего внимания к вопросу повышения квалификации уже работающих преподавателей и привлечения к этой работе представителей лучших творческих сил города. Отстает от потребностей пользователей муниципальных библиотек качество комплектования фондов, техническая оснащенность информационных процессов, создание информационно - аналитических и досуговых центров. Существуют проблемы в деятельности музеев, в том числе в работе с посетителями необходимо внедрение современных технологий. Компьютеризация рабочих мест, обеспечение музеев учетными программами, использование информационных технологий в обслуживании посетителей даст возможность поднять уровень организации учета и хранения музейных предметов, создаст условия познакомиться с историко-культурным наследием более широким слоям населения. Ставится задача к 2010 году увеличить площади музея для использования новых, современных форм работы, привлекающих население к знакомству с историей города и музейными экспонатами. Имеет тенденцию к обострению проблема кадрового обеспечения отрасли. Приток молодых специалистов в связи с низким уровнем заработной платы незначителен. Прогрессирует старение кадров, дефицит грамотных и инициативных специалистов, способных к нестандартной и эффективной деятельности в новых экономических, правовых, технологических и информационных условиях. |
Цели программы
Задачи программы |
Целью городской программы "Культура г. Бердска 2009-2013" является создание необходимых условий для последовательной модернизации и совершенствования культурно-социального пространства города.
Стратегические задачи по модернизации культурного городского пространства: 1. Сохранение, укрепление и современное развитие культурного потенциала города, культурно-исторического наследия, художественного образования детей, библиотечного дела, культурно-досуговой деятельности. 2. Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг в сфере культуры. 3. Совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры. 4. Оптимизация расходования бюджетных средств, сосредоточение ресурсов на приоритетных направлениях развития культуры. 5. Создание системы мониторинга эффективности работы учреждений культуры, состояния и использования памятников истории и культуры, музейных и библиотечных фондов. 6. Информатизация отраслей культуры с целью выхода в единое коммуникационное пространство России, формирование системы культурного обмена. 7. Создание условий для укрепления и обновления кадрового потенциала, привлечения молодых кадров культуры и искусства, способных к эффективной деятельности в происходящих преобразованиях. 8. Укрепление материально-технической базы, техническая модернизация муниципальных учреждений культуры, реконструкция и ремонт зданий. Реализация задач культурного развития города предполагает тесное взаимодействие с комплексными городскими программами, целевыми программами федерального и областного значения: Федеральная целевая программа "Культура России 2006-2010", "Одаренные дети", "Патриотическое воспитание граждан 2006-2010", "Дети России", "Концепция оздоровления, развития и воспитания детей в Новосибирской области" и пр. |
Сроки и этапы реализации программы |
2009-2013 годы |
Объемы и источники финансирования |
Местный бюджет - 45150,0 т.р. Областной бюджет - 1987,7 т.р. Федеральный бюджет - 1060,1 т.р. Всего- 48197,8 т.р. Сводная таблица финансирования (приложение 1). |
Ожидаемые результаты от реализации Программы |
Реализация программных мероприятий, направленных на достижение стратегических целей государственной политики муниципального образования города Бердска, позволит добиться: - сохранения учреждений культуры как социально-значимых и востребованных населением объектов; - обеспечения населения города Бердска достаточным уровнем социокультурных услуг в соответствии с имеющимися нормативами Российской Федерации; - обеспечения режима развития учреждений культуры, посредством создания благоприятных условий для культурно-просветительской деятельности учреждений и творческого развития населения; - формирования нормативной базы в сфере культуры на уровне муниципального образования; - информатизации процессов создания, распространения и потребления культурных благ, повышение удельного веса информационной и коммуникационной составляющей в продуктах культурной деятельности, создание эффективной системы информационного обеспечения, как учреждений культуры, так и в целом населения города; - повышения профессионального мастерства специалистов учреждений культуры; - благоустройства, ремонта, реставрации объектов историко-культурного наследия; - создания внутренней информационной компьютерной сети библиотек. Укрепление и расширение в рамках программы материально-технической базы, развитие различных форм культуры будет иметь существенный социальный и экономический эффект в виде увеличения вовлеченных в эту сферу жителей города. Одновременно, модернизация материально-технической базы позволит в условиях новых экономических отношений создать возможность дальнейшего их развития. В свою очередь культурная деятельность через создание качественно обновленной культурной сферы окажет влияние на повышение привлекательности города Бердска, формирование благоприятного делового и инвестиционного климата, развитие предпринимательства и деловой активности. |
Система организации контроля за исполнением программы |
Руководство и контроль осуществляет администрация муниципального образования города Бердска в лице заместителя главы администрации. Текущее управление, координацию работ осуществляет начальник отдела культуры. - Периодичность предоставления отчета по программе: ежегодно отчет предоставляется главе администрации, один раз в два года - на сессию Совета депутатов. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными средствами
В современном мире культура является важнейшими фактором, обеспечивающим духовное развитие, экономический рост, социальную стабильность, национальную безопасность и развитие институтов гражданского общества.
Основой для определения стратегических целей отдела культуры г. Бердска являются гарантированные 131 Федеральным Законом, Конституцией Российской Федерации права граждан в сфере культуры, искусства и информации, а также связанные с необходимостью обеспечения указанных прав приоритеты государственной политики в сфере культуры города и области.
Миссией отдела культуры, определяющей приоритеты его деятельности, является - Развитие и реализация культурного и духовного потенциала граждан как основы целостности, устойчивого и динамичного развития города Бердска.
Город Бердск Новосибирской области образован в 1716 году, его площадь составляет 67,06 кв. км. Население 95715 тыс. человек.
В силу своего положения (отдельный город внутри области, в то же время тяготеющий к мегаполису - Новосибирску), Бердск становится как бы примером в прокладывании путей для зарождающегося нового. Процессы, происходящие в малых городах России, которые можно было бы считать локальными, на самом деле отражают глобальные тенденции, особенно это заметно в области культуры и культурной политики.
Город Бердск давно зарекомендовал себя как один из лучших культурных центров Новосибирской области.
Городская программа "Культура города Бердска" на 2009 - 2013 годы (далее городская программа) разработана в целях сохранения самобытности культуры города, культурного наследия, возрождения и развития духовных традиций и ценностей, и включения культуры в процесс социально - экономических преобразований в качестве одного из элементов стратегии развития территории.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ обозначены основные позиции, требующие особого внимания: сохранение богатейшего культурного и духовного наследия России, включая поддержку фольклорного творчества, укрепление местной информационно-библиотечной сети, материально-технической базы библиотек.
Реализация указанных задач в сфере культуры на уровне города невозможна без дальнейшего повышения роли культуры в социально - экономическом развитии города, развития партнерской сети, внедрения современных механизмов администрирования и бюджетирования в деятельность учреждений культуры.
В муниципальном образовании город Бердска культурно-досуговую деятельность осуществляют многопрофильная сеть учреждений культуры, состоящая из 8 учреждений: старейшая в городе и области Детская музыкальная школа, уникальный образовательный центр по возрождению народных традиций и ремесел - Детская школа искусств "Берегиня", Детская художественная школа "Весна", централизованная библиотечная система, включающая в себя центральные взрослую и детскую библиотеки и пять библиотек-филиалов, историко-художественный музей, муниципальное учреждение "Городской центр досуга", включающее городской Дом Культуры, городской парк культуры и отдыха и ДЦ "Октябрь" п. Новый, крупнейший досуговый центр города и области Дворец культуры "Родина", имеющий статус государственного автономного учреждения Новосибирской области, муниципальное учреждение "Отдел культуры города Бердска".
За последние годы сеть учреждений культуры претерпела существенные изменения, во исполнение решения девятой сессии совета депутатов от 21 декабря 2006 года N 177 "Об утверждении Программы реструктуризации сети образовательных учреждений г. Бердска и сокращения очередности в дошкольные образовательные учреждения", в целях оптимизации бюджетных средств, обеспечения эффективного использования имеющихся ресурсов образовательного пространства г. Бердска, постановлением Главы муниципального образования города Бердска от 26.06.2007 г N 2089 "О реорганизации Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств" путем присоединения к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей Детская школа искусств "Берегиня" объединены две школы искусств. В связи с изменением типа существующего областного государственного учреждения культуры "Дворец культуры "Родина" создано государственное автономное учреждение Новосибирской области "Дворец культуры "Родина".
В учреждениях культуры работает 448 человек, из них 276 специалистов.
Проводится большая работа по сохранению культурного потенциала: самобытной культуры, народного творчества и культурного многообразия. В 2008 году проведено 50 городских культурно-массовых мероприятий и 18 общегородских и областных фестивалей, выставок и конкурсов, мероприятий, посвященных государственным праздникам и праздникам народного календаря.
Каждое из мероприятий стало не только событием, превращающим город Бердск в высококультурный город Новосибирской области, но и вносило свою лепту в формирование единого культурного пространства, что позволило преодолеть тенденции культурной изоляции.
Важное значение имеет применение программно-целевых методов бюджетного планирования. Отдел культуры, учреждения культуры стремятся найти свое место в современных условиях, выстраивая свою деятельность с помощью программного подхода в управлении с применением фандрейзинга в сфере культуры.
В настоящее время действуют городские целевые программы:
- "Одаренные дети" 2006-2010;
- "Сохранение историко-культурного наследия г. Бердска на 2006-1016";
- "Развитие Централизованной библиотечной системы на 2006-2010";
- "Программа развития парка культуры и отдыха города Бердска 2008 - 2011 годы"
В городе сохранены и развиваются - 124 клубных формирования самодеятельного творчества, в 2004 году - 104. Возросло число самодеятельных народных коллективов имеющих звание "народный" и "образцовый": от 24 в 2004 году до 39 в 2008 году, из которых - 25 детские, в 2007 году их было - 16.
Основная деятельность учреждений, связанная с развитием творчества, сохранением народных традиций, проведением культурно - досуговых мероприятий финансируется недостаточно для развития культуры и искусства по всем направлениям.
Материально - техническое оснащение учреждений культуры отстает от современных требований и остро нуждается в укреплении и совершенствовании. В то же время, наполняемость залов при проведении мероприятий, во многом зависит от комфортности и дизайна помещений, новизны и яркости сценического оформления, качества звуко- и свето- оборудования, современной системы безопасности.
Недостаточное финансирование и слабая материально - техническая база клубных учреждений культуры увеличивают разрыв между культурными потребностями населения и возможностями их удовлетворения.
В Программе просматривается особая роль учреждений культуры клубного типа в развитии традиций национальной культуры города. Носителями традиционной культуры являются самодеятельные коллективы, их 124 с числом участников 3750, из них детей и подростков - 1350.
Необходима поддержка в изготовлении концертных и театральных костюмов, приобретении музыкальных инструментов, повышении квалификации руководителей коллективов. Требует дальнейшей поддержки и распространения опыт популяризации традиционного народного музыкального искусства, опыт работы фольклорного отделения МОУ ДОД ДШИ "Берегиня" по возрождению, сохранению и пропаганде традиционных обрядов и ремесел переселенцев Сибири (русских, белорусов, украинцев), опыт организации Городских фестивалей и выставок мастеров декоративно-прикладного творчества, опыт популяризации традиционного народного музыкального искусства. Мероприятия в данном направлении позволяют сохранить самобытную культуру города, выработать толерантное отношение всех категорий и национальностей населения друг к другу, повысить престиж художественной самодеятельности как воспитательного средства.
Сеть муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования в сфере культуры и искусства в Бердске представлена детскими музыкальной школой, школой искусств "Берегиня" и художественной школой "Весна". Общий контингент учащихся школ искусств в последние 3 года сохраняется на уровне 1700 человек, что составляет 20% детей от общего количества школьников города.
Следует отметить большую роль детских школ искусств и в формировании культурного пространства города. Школы искусств обеспечивают возможность раннего выявления таланта, создают благоприятные условия для раннего профессионального самоопределения и дальнейшего развития детей. В то же время данные учреждения выполняют функции широкого художественно - эстетического просвещения. Спрос населения на дополнительные образовательные услуги в сфере культуры и искусства сохраняется, о чем свидетельствует стабильность контингента и наличие конкурса на некоторые специальности.
В работе детской музыкальной школы и школы искусств еще остается ряд нерешенных проблем. Необходимо осуществить качественное улучшение материально - технической базы, приобретение большого количества музыкальных инструментов, переоснащение специальных классов музыкально - теоретических дисциплин новым современным оборудованием.
Выросли требования к качеству учебного процесса, внедрению новых инновационных методик обучения, что требует большего внимания к вопросу повышения квалификации уже работающих и молодых преподавателей, привлечения к этой работе представителей лучших творческих сил города. Для реализации чего необходимо увеличить выделение средств на переподготовку педагогических кадров и концертмейстеров, проведение конкурсов и фестивалей педагогического мастерства.
Для поднятия престижа города Бердска, обмена передовым опытом творческой деятельности, демонстрации достижений воспитанников в области искусства, необходимо сохранить и по возможности увеличить представительство учащихся и коллективов образовательных учреждений в региональных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, обеспечив участие в них самых одаренных и талантливых детей.
Важная тема - развитие местной библиотечной сети на основе передовых информационных технологий, возрождение интереса к чтению. Увеличилось количество компьютерной техники, создана локальная информационная сеть в ЦБС, развиваются новые информационные услуги.
Отстает от потребностей пользователей библиотек качество комплектования фондов, техническая оснащенность информационных процессов. Создание информационно - аналитических и досуговых центров на базе муниципальных библиотек.
Отдел культуры г. Бердска, сохраняя преемственность реализованной целевой программы "Культура города Бердска 2004 - 2008 гг.", при разработке новой программы "Культура г. Бердска 2009 - 2013 гг." в большей степени ориентируется на последовательную модернизацию отрасли с целью решения главных задач культурного развития города.
Концептуальные позиции проекта новой программы исходят из того, что экономическое положение Бердска в планируемый период позволит увеличить финансирование сферы культуры за счет бюджетных и привлеченных средств.
По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально - экономических процессов, требует определенных усилий со стороны местных органов самоуправления.
Укрепление и развитие культурного потенциала города Бердска требует преобразований, на осуществление которых и направлена Программа. Значительная часть затрат, связанных с реализацией Программы, приходится на укрепление материально - технической базы.
Программно - целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на приоритетных направлениях, а именно:
- Обеспечение единства культурного пространства, равных для всех жителей города возможностей доступа к культурным ценностям и участия в культурной жизни, формирование условий для воспитания общей культуры подрастающего поколения в духе преемственности традиций и формирования нового качества культурного запроса у населения.
- Сохранение культурного потенциала города, развитие его культурных новаций.
- Гарантированная поддержка муниципальным образованием как профессионального, так и самодеятельного творчества, профессионального художественного образования, дополнительного образования детей и подростков города.
- Решение блока социально-политических задач: поддержка одаренных детей, формирование ориентации личности на социально значимые ценности, укрепление общественных форм деятельности в сфере культуры.
- Формирование и укрепление единой материальной и информационной инфраструктуры городского сообщества.
2. Основные цели и задачи программы.
Целью городской целевой программы "Культура г. Бердска 2009-2013" является - создание необходимых условий для последовательной модернизации и совершенствования культурно-социального пространства города.
Стратегические задачи по модернизации культурного городского пространства:
1. Сохранение, укрепление и современное развитие культурного потенциала города, культурно-исторического наследия, художественного образования детей, библиотечного дела, культурно-досуговой деятельности.
2. Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг в сфере культуры.
3. Совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры.
4. Оптимизация расходования бюджетных средств, сосредоточение ресурсов на приоритетных направлениях развития культуры.
5. Создание системы мониторинга эффективности работы учреждений культуры, состояния и использования памятников истории и культуры, музейных и библиотечных фондов.
6. Информатизация отраслей культуры с целью выхода в единое коммуникационное пространство России, формирование системы культурного обмена.
7. Создание условий для укрепления и обновления кадрового потенциала, привлечения молодых кадров культуры и искусства, способных к эффективной деятельности в происходящих преобразованиях.
8. Укрепление материально-технической базы, техническая модернизация государственных, муниципальных учреждений культуры, реконструкция и ремонт зданий.
Основной стратегической линией реализации Программы является сотрудничество и партнерство как пути объединения и достижения оптимальных результатов в использовании ресурсных возможностей всех субъектов городского сообщества - представителей творческих объединений и организаций, профессиональных союзов, общественных движений, любительских объединений и организаций, негосударственных учреждений культуры, советов ветеранов, представителей молодежных организаций, конфессиональных организаций, национальных культурных центров.
Реализация задач культурного развития города предполагает тесное взаимодействие с комплексными городскими программами, целевыми программами федерального и областного значения:
- в области образования - с целью обеспечить максимальное присутствие культурной составляющей в системе общего образования, использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики;
- в области молодежной политики, противодействия употреблению наркотиков - с целью максимального использования возможности искусства и культуры в целом в решении проблем адекватной социализации молодых людей, формирования у них позитивной ценностной ориентации и целевых установок, социально-культурной адаптации, профилактики и коррекции асоциального поведения детей и подростков;
- в области охраны окружающей среды - с целью значительных возможностей культуры в экологическом просвещении граждан;
- в области физической культуры и спорта - с целью пропаганды значимости всесторонне развитой личности, популяризации красоты и полезности занятий физкультурой и спортом, здорового образа жизни;
- в области социальной защиты населения - с целью социокультурной реабилитации и обеспечения беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к культурным благам;
- в области патриотического воспитания граждан - с целью формирования у населения духовно-патриотических ценностей, чувства гордости за свой город, край, Россию через популяризацию средствами культуры и искусства значимых событий отечественной истории, истории родного края.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий предусматривает следующие разделы:
1) Стимулирование культурно-досуговой деятельности, самодеятельного народного творчества, национальных и культурных инициатив.
2) Поддержка детского художественного образования и творчества, молодых дарований.
3) Развитие централизованной библиотечной системы, музейного дела.
4) Развитие городского парка культуры и отдыха.
5) Развитие профессионального искусства.
6) Кадровое обеспечение, повышение квалификации кадров. Информатизация отрасли. Социальная защита работников культуры.
7) Поддержка и развитие материально-технического комплекса.
3.1. Стимулирование культурно-досуговой деятельности, самодеятельного народного творчества, национальных и культурных инициатив
Организация культурно-досуговой деятельности и функционирования культурно - досуговых учреждений, любительских формирований направлена на предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха. Особую важность приобретает тот факт, что в г. Бердске полностью отсутствует инфраструктура профессионального искусства и именно культурно-досуговые учреждения выполняют функции приобщения к культуре и искусству самых широких слоев населения.
В городе сохранены и развиваются - 124 клубных формирований самодеятельного творчества, в 2004 году - 104. Возросло число самодеятельных народных коллективов имеющих звание "народный" и "образцовый": от 24 в 2004 году до 39 в 2008 году, из которых - 25 детские, в 2007 году их было - 16.
Творческий уровень и профессионализм народных самодеятельных коллективов получил признание и высокую оценку на фестивалях и конкурсах городских, областных, региональных, всероссийских, международных.
В городе сложилась система проведения фестивалей и конкурсов. Сохранены и получили дальнейшее развитие смотр-конкурс среди взрослого населения "Таланты Бердска", детские открытые фестивали "Творчество", "Музыкант - первоклассник" и областной конкурс вокалистов "Си-ми-домик". Значительно возросло число участников.
Развивается система гастрольно-концертной деятельности на территории г. Бердска, области и регионов.
В городе успешно осуществляют гастрольно-концертную деятельность два досуговых учреждения и две школы искусств:
- ОГУК Дворец культуры "Родина";
- МОУ Городской Центр досуга;
- МОУ ДОД Детская музыкальная школа;
- МОУ ДОД Детская школа искусств "Берегиня";
Тесное сотрудничество учреждений культуры с профессиональными коллективами г. Новосибирска, Новосибирской области и других регионов помогает жителям города удовлетворять эстетические потребности в драматическом, музыкальном, цирковом искусстве, не выезжая за пределы города. Сложившиеся партнерские отношения с новосибирскими театрами - музыкальной комедии, "Старый дом", "Глобус", "Дом актера", "Городок в табакерке", цирками г. Сочи, г. Санкт-Петербурга, "Саванна" (г. Абакан), "Европа" (г. Красноярск), ТЮЗ г. Томска и другими творческими коллективами позволяют ежемесячно проводить на территории города мероприятия для всех слоев населения.
Всего в 2008 году в рамках гастрольно-концертной деятельности иногородних коллективов в г. Бердске было проведено 68 мероприятий.
Сотрудничество отдела культуры с Новосибирской Государственной Филармонией позволило в седьмом сезоне (2007-2008 гг.) продолжить работу абонементов в ДК "Родина", в Детской музыкальной школе и преумножить число слушателей филармонического абонемента "Музыка для души" в ресторане "Охотник".
В рамках реализации городской программы "Культура города Бердска 2004 - 2008 гг.", в соответствии с межведомственным соглашением о сотрудничестве в области художественно-эстетического воспитания детей, в целях эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры, осенью 2008 г. начал работу новый музыкальный абонемент для образовательных учреждений города "Мир музыки". Артистами данного абонемента являются учащиеся МОУ ДОД Детская музыкальная школа и МОУ ДОД ДШИ "Берегиня".
Таким образом, данная городская программа предусматривает: совершенствование централизованной системы гастрольно-концертной и выставочной деятельности; создание специальных концертных программ, спектаклей, филармонических абонементов, передвижных выставок, предназначенных для показа жителям города и области.
Одним из направлений культурной политики является адресная помощь и поддержка людей с ограниченными возможностями, ветеранов через социокультурное общение, вовлечение их в общегородские акции, клубные формирования.
Существуют проблемы с кинообслуживанием населения. Многие киноустановки в досуговых учреждениях морально и физически устарели. Требуются новые управленческие, технологические решения, увеличение выдачи фильмокопий муниципальным учреждениям культуры.
Для осуществления дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности и самодеятельного народного творчества необходимо: сохранение традиций проведения городских культурно-массовых мероприятий, народных праздников и фестивалей национальных культур, поддержка инновационных проектов, культурных инициатив, направленных на работу с молодежью и детьми, совершенствование форм содержательного досуга молодежи, сохранение и поддержка коллективов самодеятельного творчества путем приобретения сценических костюмов, музыкальных инструментов, финансовая поддержка их участия в региональных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, модернизация оборудования культурно- досуговых учреждений, укрепление материально-технической базы.
3.2. Поддержка детского художественного образования и творчества, молодых дарований.
Деятельность учреждений дополнительного образования детей - Детской музыкальной школы, Детской художественной школы "Весна", Детской школы искусств "Берегиня" (далее школ искусств) направлена на формирование системы нового качественного уровня учебного и воспитательного процессов, социокультурного и художественного пространства в соответствии с "Концепцией художественного образования в Российской Федерации на период до 2025 года".
Основополагающие функции школ искусств:
- главная, интегрирующая все другие, - функция обеспечения педагогическими средствами естественного, свободного процесса становления личности ребенка;
- образовательная и развивающая - через освоение ребенком культуры, ее ценностей и определения себя в культуре посредством индивидуальной познавательной деятельности, где каждый учащийся овладевает способностью строить свои личные типы деятельности, способы мышления и стили поведения, при учете соответствующих норм и на основе рефлексии. Другими словами, чтобы чему-то научиться, важно не только усвоить, накопить в своей памяти какой-то объем информации, какие-то умения и навыки, но и необходимо овладеть средствами, способами мышления и действия, использовать, производить их в своей жизни. В этом состоит смысл культуры личности.
- профориентация, профессиональное самоопределение, стимулирование занятости подрастающих поколений, создание среды мотивационного выбора и серьезной пробы своей профессиональной занятости, социальной роли, сознательный поиск личностной карьеры, самоорганизацию;
- поддержка "экологии детства", защита растущего человека в поиске смысла жизни, своего места в ней, снятие напряженности перед неопределенностью, неустойчивостью окружающего мира.
Школы искусств реализуют дополнительные образовательные программы художественно-эстетической направленности в системе непрерывного и многоуровневого художественного образования, которое включает в себя раннее эстетическое, общее художественное и раннее профессиональное художественное образование.
Дополнительное художественное образование детей города Бердска имеет бесспорные успехи и достижения в своей практической деятельности:
- Общее количество обучающихся в школах искусств - около 1700 детей, что составляет 20% от общего количества школьников города. За последние три года контингент учащихся остается на одном уровне, что свидетельствует о качестве предоставляемых образовательных услуг и сохранении потребности детей в получении художественно-эстетического образования.
- Ежегодно учащиеся школ искусств добиваются общественного признания на международных, всероссийских, региональных, областных и городских конкурсах и фестивалях:
* география конкурсов расширяется из года в год: Чехия. Испания, Македония, Германия, Болгария и др.
* только в 2008 году учащиеся приняли участие в 102 конкурсных мероприятиях различного уровня, из наиболее значимых необходимо отметить: Международные конкурсы и фестивали: "Солнце. Радость. Красота", "Миниатюра в русской музыке", "Южноуральск - Зальцбург", "Петербургский экран", " Мой мир - моя семья", "Московские каникулы" и многие другие.
* до 80 учащихся ежегодно становятся лауреатами российских и международных конкурсов и фестивалей;
- Все школы искусств приняли участие в отборочном туре регионального этапа Всероссийских молодежных Дельфийских игр 2008 года.
- Ежегодно до 16 учащихся школ искусств становятся стипендиатами Губернатора Новосибирской области, Благотворительного Фонда "Наш день", Главы муниципального образования города Бердска в сфере культуры и искусства.
- До 15 учащихся ежегодно продолжают обучение в средних специальных и высших учебных заведениях культуры и искусства России, в том числе по контракту.
Анализ состояния дополнительного художественного образования детей позволяет сформулировать следующие проблемы:
- Недостаточно средств на приобретение и ремонт музыкальных инструментов, необходимого современного оборудования и материалов, учебно-методической литературы;
- Все сильнее ощущается отставание в направлении компьютеризации и развитии информационных технологий в образовательной деятельности, что не только снижает уровень профессионального и социального самоопределения детей, но и не дает возможности педагогам использовать преимущества новых технологий, мультимедийных обучающих программ.
- Из-за недостаточности финансирования педагоги и руководители творческих коллективов не имеют возможности в полном объеме повышать профессиональную квалификацию за пределами Новосибирской области.
- По той же причине талантливые дети и творческие детские коллективы ограничены в поездках на конкурсы и мастер-классы за пределы Новосибирской области.
- Недостаточно учебных площадей Детской школе искусств " Берегиня".
- В учреждениях отсутствуют ставки специалистов - психологов, умеющих работать с разными категориями детей, и в то же время способных работать вместе с педагогом по его образовательной программе. Вследствие этого сужается и обедняется художественная и музыкальная среда, наличие которой является одним из важнейших условий начального профессионального и общего эстетического образования детей.
- Требует дальнейшей поддержки и распространения опыт популяризации традиционного народного музыкального искусства, опыт работы фольклорного отделения МОУ ДОД ДШИ "Берегиня" по возрождению, сохранению и пропаганде традиционных обрядов и ремесел переселенцев Сибири (русских, белорусов, украинцев).
Решение данной задачи предполагает развитие интереса населения к традиционной народной культуре, народным художественным промыслам и ремеслам, к знакомству с национально-культурными традициями народов, проживающих на территории города Бердска, посредством проведения мероприятий (конкурсов, фестивалей, праздников, концертов, ярмарок, выставок народного творчества, ремесел и других форм культурно-досуговой деятельности) и участия населения в творческой деятельности. Решение данной задачи предусматривает также методическое обеспечение деятельности муниципальных учреждений культуры.
Для дальнейшего развития системы художественного образования и творчества необходимо решить следующие задачи:
- Обеспечить качество образования через реализацию в полном объеме учебных планов образовательных программ по видам искусств, в том числе образовательных программ раннего эстетического развития для учащихся, поступающих в возрасте от 3 до 6 лет.
- Сохранять и развивать систему поддержки одаренных детей, в том числе повысить стипендию Главы города Бердска одаренным детям в области культуры и искусства.
- Издавать и приобретать научно-методическую литературу и современные методические пособия.
- Приобретать музыкальные инструменты, оборудование и материалы для обеспечения учебного процесса.
3.3. Развитие централизованной библиотечной системы, музейного дела
Решение задачи создания условий для улучшения доступа граждан к информации и знаниям предполагает развитие библиотечного дела. В соответствии с федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле", каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации.
Решение данной задачи направлено на формирование, развитие и удовлетворение культурных потребностей граждан средствами библиотек.
В соответствии с указанным законом, развитие библиотечного дела должно осуществляться согласно с принципом, гарантирующим права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.
Централизованная библиотечная система (ЦБС) города Бердска состоит из семи муниципальных библиотек, включая центральную детскую библиотеку.
В библиотеках города накоплен богатый опыт работы с читателями. Количество пользователей в библиотеках за последние пять лет не меньше 32,5 тысяч (за 2008 год составляет 33,5 тыс.человек). Эффективность участия ЦБС в областной целевой программе "Библиотеки новосибирской области" по комплектованию библиотечных фондов доказано увеличением книговыдачи. В сравнении с 2007 г. увеличение произошло на 126,5% в 2008 г. Сказалась на книговыдаче и обширная периодика, предоставляемая для чтения библиотеками, финансируемая из местного бюджета. По ОЦП также был получен комплект оборудования (компьютер, многофункциональное устройство: принтер, ксерокс, сканер) для оборудования одного автоматизированного рабочего места библиотекаря. Это позволило начать процесс автоматизации библиотечной технологии в библиотеках-филиалах, начать обучение сотрудников библиотек-филиалов работе на компьютере для дальнейшего включения библиотек-филиалов в единую библиотечную городскую сеть по обмену информацией. Библиотеки активно работают над созданием условий для социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями (инвалидов по зрению), реализуя, в том числе и грант администрации новосибирской области, в содружестве с общественными организациями города и области. Библиотеки постоянно расширяют круг своей деятельности, сотрудничая с учреждениями и организациями городов Новосибирска и Бердска, а также с Новосибирской Государственной областной научной библиотекой, Государственной публичной научно-технической библиотекой СО РАН, областными библиотеками. ЦБС города Бердска является членом Новосибирского библиотечного общества.
В соответствии со своей миссией - гаранта доступа граждан к информации, к культурным ценностям человечества, стремясь сделать доступ к информации наиболее беспроблемным, каждая библиотека имеет свою специализацию. Центральная библиотека - социально-деловая, Центральная детская библиотека - в помощь образовательному процессу, библиотека-филиал N 1 - научно-техническая, библиотека-филиал N 2 - гуманитарная, библиотека-филиал N 3 - нравственно-экологическое воспитание, библиотека-филиал N 4 - гуманитарная, библиотека-филиал N 5 -семейного чтения.
Библиотечный фонд ЦБС имеет универсальный характер и составляет более 238 тыс. единиц хранения. Библиотечный фонд состоит не только из печатных изданий, но и содержит информацию на электронных носителях.
На сегодняшний день ЦБС города Бердска достигла определенных успехов по следующим позициям:
- в автоматизации - компьютеризированы основные библиотечные процессы, а также библиотеки-филиалы;
- в развитии кадрового потенциала, работники ЦБС активно участвуют в областных конкурсах, семинарах и конференциях, в улучшении качества библиотечного обслуживания - увеличивается пакет дополнительных услуг, предлагаемых библиотеками, реализуются проекты по правовому информированию населения, реализуют гранты по инновационной деятельности библиотек.
Все предпринятые шаги были реализованы благодаря профессионализму библиотечных работников и помощи благотворительных фондов, областных библиотек и администрации города.
Библиотека остается для населения наиболее доступным местом получения информационных услуг. В то же время граждане города предъявляют новые требования к библиотекам. Распространение компьютерной грамотности, расширение информационной культуры населения требуют срочных мер для поддержания и развития таких направлений библиотечной работы, как:
- комплектование фонда. Обновление библиотечного фонда, замена ветхой и устаревшей литературы на новые современные издания. Данная мера необходима прежде всего для детских библиотек для привлечения к чтению детей и подростков. Приобретение книг на электронных носителях, "звуковых книг", что актуально для людей с ограниченными возможностями;
- дальнейшая автоматизация и компьютеризация. Библиотеки ЦБС должны стать частью не только городской информационной сети, но и частью всероссийского, всемирного информационного пространства. Это позволит решить часть животрепещущих социальных вопросов:
- на улучшении качества библиотечного обслуживания горожан за счет введения новых библиотечных услуг,
- уменьшить социальную напряженность в поиске информации и организации досуга населения,
- внести свой вклад в демократизацию страны и реализацию гражданских свобод.
- размещение библиотек. Согласно проекту "Базовых нормам организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований" на 94 603 жителей Бердска должно быть в среднем 9 библиотек, из них одна центральная библиотека, одна центральная детская библиотека, одна детская библиотека-филиал и 6 публичных библиотек-филиалов. В настоящий момент - 7 библиотек и с их размещением ежегодно встают проблемы. Особо остро с библиотекой-филиалом N 2 в п. Новом, с библиотекой-филиалом N 5 (размещена в здании бывшего общежития требуется отдельный вход и служебное помещение). Неясно положение библиотеки-филиала N 4 (Дворец Культуры "Родина"). Библиотека-филиал N 3 (детский) с застройкой и ростом числа жителей микрорайона не вмещает всех пользователей, особенно при проведении массовых мероприятий. Руководство общеобразовательных школ с сожалением отказывается от библиотечных мероприятий, потому что нет возможности разместить 25-30 человек на библиотечных площадях.
- развитие кадрового потенциала библиотек. Требуется подготовка и переподготовка кадров в ВУЗах, на высших библиотечных курсах при ГПНТБ СО РАН, региональных курсах, участие работников ЦБС в международных и общероссийских совещаниях и конференциях;
- развитие новых форм информационного обслуживания населения. Необходима модернизация Центра открытого доступа к электронным ресурсам Интернет через высокоскоростной канал доступа в Интернет, создание на базе детской библиотеки Центра инновационных форм обслуживания детей и детей-инвалидов. ЦБС готова к реализации совместных телекоммуникационных проектов;
- автоматизация библиотечных процессов и укрепление материально-технической базы.
3.3.1. Музейное дело
Создание условий для сохранения, комплектования и популяризации фондов муниципального музея города направлено на реализацию положений федерального закона Российской Федерации: от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
Сохранение национальных культурных ценностей имеет приоритетное значение для города, так как свободный доступ к культурным ценностям и ознакомление с культурным наследием города является важнейшим из инструментов формирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни населения.
Основные направления деятельности МУ "Городской историко-художественный музей": фондовая, научно-исследовательская, экспозиционно-выставочная, просветительная и методическая.
Основной фонд музея насчитывает 9713 единиц хранения, в двух постоянных экспозициях используется 5,6% основного фонда, временные выставки ежегодно экспонируют 21% основного фонда.
В соответствии с Федеральным законом "О музейном фонде Российской федерации и музеях в Российской Федерации" от 26.05.1996 N 54-ФЗ, фонды городского музея Бердска, находится на государственном учете в Министерстве культуры РФ. Он подлежит регулярной сверке 1 раз в 5 лет. Очередная сверка музейного фонда проводится в 2008 - 2009 годах, согласно утвержденному плану.
Комплекс мер по сохранению историко-культурного наследия города выполняется на основании долгосрочной целевой программы "Сохранение историко-культурного наследия Бердска, 2006 - 2016 гг.". Музеем, совместно с Областным научно-производственным Центром по сохранению историко-культурного наследия, проведена работа по инвентаризации всех видов объектов наследия, обследована территория города, с целью выявления новых недвижимых памятников истории и культуры, сформирована информационная база данных.
На территории г. Бердска стоит на государственной охране четыре историко-культурных и мемориальных памятника, в том числе два - федерального значения.
Успешно решаются вопросы исследования истории музейного предмета методом изучения источников в архивах разных городов Сибири. В течение пяти последних лет музей организует более 50-ти художественных и историко-коллекционных выставок в год. Просветительная деятельность включает самые разнообразные формы работы с посетителями: экскурсии, лекции, игровые программы, встречи, уроки мужества, видеопрограммы, охватывая при этом все категории населения. Ежегодный прирост посещаемости музея составляет 16%.
С 2001 года городской музей является методическим центром для более 10-ти общественных и ведомственных музеев. Для оказания консультативной помощи руководителям 13 музеев, в городе, на базе историко-художественного музея, функционирует Методическая кафедра музейного дела.
Сотрудники музея и их деятельность неоднократно получали признание на областных музейных смотрах-конкурсах.
Следует отметить проблемы, мешающие развитию музейного дела и реализации комплекса мероприятий по сохранению историко-культурного наследия:
- областным научно-производственным Центром по сохранению историко-культурного наследия не утвержден реестр памятников истории и культуры города Бердска, отсутствует процедура содержания и эксплуатации этих памятников,
- 2 памятника требуют частичной реставрации: Братская могила партизан, погибших за Советскую власть, памятник Защитникам Отечества, и 2 памятника требуют полной реставрации: воинам, погибшим в Чеченской республике (в/часть 64655 и вертолетный полк)),
- музею недостаточно площадей под хранение и экспонирование музейных предметов,
- необходимо полноценное финансирование для: 1) организации поисковых экспедиций, 2) продолжения исследовательской работы в архивах, 3) создания уникальных экспозиций по истории и искусству города Бердска, 4) организации собственной базы по реставрации музейных предметов, 5) приобретения выставочного оборудования.
При успешной реализации всех программных мероприятий, будут апробированы и в дальнейшем широко использованы инновационные формы музейной работы по всем основным направлениям музейной деятельности.
3.4. Развитие городского парка культуры и отдыха
В системе культурно-досуговых учреждений особое место занимают городской парк. По сравнению с другими учреждениями культуры парк является наиболее капиталоемким и требуют значительных финансовых затрат.
Состояние, в котором находится городской парк культуры и отдыха в настоящее время, без преувеличения можно назвать критическим. Отсутствие бюджетных средств на приобретение новых современных аттракционов, на проведение широкомасштабных работ по благоустройству его территории, отсутствие достаточного количества объектов необходимых для обеспечения условий для отдыха и развлечения горожан (летних кафе, торговых точек по продаже прохладительных напитков, мороженого, туалетов, скамеек и т.д.), техническая и моральная изношенность имеющихся аттракционов, а также отсутствие новых форм проведения культурно-массовых мероприятий, вызвали необходимость принятия новой программы развития парка на 2008 - 2011 годы.
При этом парк, как единственная общедоступная зона отдыха в центральной части города, по-прежнему остается востребованным горожанами всех возрастов.
Программа разработана на основе муниципальной собственности, соблюдения принципа доступности для горожан с разным уровнем доходов, сохранением социально-ориентированных форм культурно-массовых мероприятий, не исключая коммерческой составляющей и привлечения инвестиций для приобретения новых аттракционов, создания инфраструктуры для полного и качественного удовлетворения потребностей посетителей.
При этом сохраняются заложенные в программе дендрореконструкции парка зоны "тихого отдыха", зоны проведения культурно-массовых мероприятий и аттракционные зоны, что даст возможность каждому посетителю, будь то представитель старшего возраста или молодежи, родители с детьми младшего или школьного возраста найти комфортное для себя место отдыха.
Для реализации программы требуются бюджетные финансовые вложения (спонсорская помощь) для приобретения аттракционов и установки ограждения парка, капитального ремонта здания туалета и танцевальной площадки.
Реализация программы даст возможность сделать городской парк круглогодичным центром отдыха и досуга горожан. При хорошем техническом состоянии аттракционов их эксплуатация возможна даже в зимний период (до -15 градусов).
3.5. Профессиональное искусство
До настоящего времени город Бердск, обладая в целом значительным творческим потенциалом, не располагал учреждениями профессионального искусства. Исходя из того, что программой предусматривается создание развитой культурной среды обитания, учитывая социальную значимость профессионального искусства планируется реализация инновационного проекта организации театрального и концертного пространства, а именно - открытие профессионального городского театра и присвоение статуса профессионального городского концертного коллектива одному из лучших стабильно работающих народных самодеятельных коллективов города.
3.6. Кадровое обеспечение, повышение квалификации. Информатизация отрасли.
Социальная защита работников культуры.
В целом кадровое обеспечение отрасли характеризуется стабильностью. Всего в учреждениях культуры работает 448 человек, из них 276 специалистов.
Качественный анализ кадрового состава показывает, что по-прежнему сохраняется высокий уровень специалистов с высшим и средним специальным образованием, их около 80% .
В целях укрепления системы работы по обучению кадров в учреждениях культуры, совершенствования методической работы сферы культуры, созданы и действуют методические кафедры по профилю работы каждого из учреждений. Из- за отсутствия финансовых средств единицы работников культуры имеют возможность повысить свою квалификацию на областном и российском уровнях.
Решается ряд социально-экономических проблем: выделяются субсидии для улучшения жилищных условий, введены и действовали надбавки для библиотечных и музейных работников до 2008 года, выделяются санаторно-курортные путевки, как для работников культуры, так и для их детей, а также путевки для оздоровления детей в летний период в загородных лагерях.
Вместе с тем анализ этого направления показывает несоответствие уровня кадровой обеспеченности и социального положения работников культуры современным требованиям и запросам. Падает престиж профессии работника культуры - библиотекаря, работников культурно-досуговых учреждений, музейных работников.
Также имеет тенденцию к обострению проблема кадрового обеспечения отрасли в целом. Приток молодых специалистов в связи с низким уровнем заработной платы незначителен. Прогрессирует старение кадров, дефицит грамотных и инициативных специалистов, способных к нестандартной и эффективной деятельности в новых экономических, правовых, технологических и информационных условиях.
Стратегическое развитие сферы культуры возможно лишь при условии постоянного воспроизводства творческих кадров, создания целостной системы подготовки и переподготовки кадров работников культуры.
Деятельность учреждений культуры в условиях информационного общества направлена на обеспечение необходимого уровня информатизации и применение коммуникационных технологий в производственных процессах организаций культуры, повышение удельного веса информационной составляющей в конечном продукте их деятельности.
В этих целях в сфере культуры усовершенствована система средств оперативной коммуникации: создана локальная компьютерная сеть, освоена система электронной связи между учреждениями культуры и другими партнерами, это-почта, рассылка документации и т.д., создан информационный портал в сети интернет - "Культура Бердска" www.berdskculture.ru.
Программные мероприятия данного раздела предусматривают комплекс мероприятий по стимулированию и обеспечению развития системы кадров, устранение несоответствия уровня кадров в сфере культуры требованиям современной культурной политики: финансовая поддержка на подготовку и повышение квалификации работников, проведение и участие в конкурсах профессионального мастерства, организацию работы городского методического объединения, аттестация всех категорий работников культуры, разработка нормативно-правовой базы, предусматривающей социальную защиту работников культуры, оказание помощи в решении жилищных вопросов, создание фонда служебного жилья, выделение льготных путевок для оздоровления работников культуры и их детей.
3.7. Поддержка и развитие материально-технического комплекса.
Материально-техническая база сферы культуры давно нуждается в серьезной модернизации и реконструкции. За последние годы наметилась положительная тенденция по проведению реконструкции и капитального ремонта учреждений культуры. Так, завершен ремонт и реконструкция детской художественной школы "Весна", детской школы искусств "Берегиня", улучшены условия городского Дома культуры. Приобретен автотранспорт (3 ГАЗЕЛи), приобретается мебель, сценические костюмы.
Однако, за последние годы накопилось и достаточно много проблем: "парк" музыкальных инструментов, оборудования, сценических костюмов имеет большой процент износа- 50-60%, здания и помещения учреждений нуждаются в капитальном ремонте, все библиотеки находятся в неприспособленных помещениях и нуждаются в размещении их в зданиях, отвечающих требованиям, предъявляемых к библиотекам, необходима реализация ряда инновационных проектов по модернизации в целом материально-технической базы.
Модернизация отрасли культуры предусматривает реализацию программных мер по дальнейшему совершенствованию материально-технической базы: проведение капитального ремонта учреждений культуры, реконструкцию городского Дома культуры, капитальный ремонт ДК "Родина", поиск вариантов переноса библиотек в приспособленные помещения, строительство центральной детской библиотеки, городского Центра культуры.
В целях выявления реальных потребностей в техническом перевооружении планируется проведение паспортизации технической оснащенности учреждений культуры, и поэтапное обеспечение необходимым набором музыкальных инструментов и оборудования.
4. Ресурсное обеспечение программы.
Показатель доли ассигнований на культуру указывает на приоритетность финансирования сферы культуры из бюджета на городском уровне. Оптимальное распределение финансовых ресурсов основывается на следующих законодательных нормативах:
- доля ассигнований на культуру, рекомендуемая Министерством культуры, в общих расходах городского бюджета не может быть менее 6%;
- норматив минимальной бюджетной обеспеченности в 2008 году составил 404 рубля в расчете на 1 жителя, что составляет 2,9% городского бюджета.
Анализ бюджетной обеспеченности культуры города Бердска с 2004 по 2008 годы показывает, что доля ассигнований на культуру никогда не соответствовала минимальной бюджетной обеспеченности, хотя если сравнивать 2004 и 2008 год, то можно отметить положительную динамику роста с 2 до 2,9%.
Структура расходов финансирования учреждений культуры в 2008 году показывает, что большая часть финансовых средств расходуется на оплату труда, содержание зданий и сооружений учреждений культуры: 81,9%, и лишь 18.1% на развитие учреждений и приобретения. Культурная политика города не учитывала творческих инициатив городского сообщества.
Несмотря на принимаемые меры по сохранению и развитию учреждений культуры, выделяемые бюджетные ассигнования в 2004 - 2008 годах были явно недостаточными.
Предлагаемые в настоящей программе меры ресурсного обеспечения сферы культуры предполагают постепенное улучшение сложившейся ситуации и, при благоприятных экономических условиях, в дальнейшем - стабилизацию положения дел путем решения следующих задач:
- доведения бюджетного финансирования до размера норматива, установленного Основами законодательства РФ о культуре не менее 6% городского бюджета;
- использование фандрейзинга (привлечение не только дополнительных финансовых средств, но и ресурсов во всем их разнообразии);
- привлечение дополнительных внебюджетных средств: пожертвований и безвозмездных поступлений, грантовой поддержки муниципальных структур и общественных организаций;
- поиск дополнительных источников финансовых ресурсов непосредственно организациями культуры, включая оказание как профильных, так и непрофильных услуг населению без ущерба для основной деятельности, сохранения доступности культурных ценностей для населения путем сдерживания дальнейшего роста цен на услуги;
- финансирование из городского бюджета муниципального задания для учреждений культуры.
Отдел культуры администрации муниципального образования города Бердска ежегодно, с учетом выделяемых ассигнований на культуру, имеет право уточнять целевые показатели и затраты по предусмотренным мероприятиям, производить корректировку.
5. Оценка эффективности реализации программы
Социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в повышении социальной роли культуры вследствие:
- укрепления единого культурного пространства муниципального образования города Бердска;
- создания благоприятных условий для творческой деятельности, освоения новых форм и направлений культурного обмена;
- увеличения доступности и расширения предложений населению культурных благ и информации в сфере культуры;
- активизации экономических процессов развития культуры;
- обеспечения развития эстетического и художественного воспитания молодежи;
- оптимизации расходования бюджетных средств, сосредоточения ресурсов на решении приоритетных задач в области культуры, модернизации ее материальной базы.
Важным результатом реализации Программы явится укрепление экономического положения учреждений культуры.
Программа обеспечит не только сохранение и восстановление основных культурных ценностей, но будет способствовать более активному развитию искусства, творчества и эстетического воспитания горожан и молодежи.
Программой предусматривается существенный рост участия населения в культурной жизни, увеличение числа зрителей в музеях, посетителей библиотек, зрелищных мероприятий.
Программа будет иметь позитивные результаты для общественной и политической жизни города.
6. Система управления реализацией Программы
Координатором Программы является Отдел культуры администрации муниципального образования города Бердска, который несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом, осуществляет текущую работу по координации деятельности учреждений культуры, творческих союзов и организаций, расположенных в черте города, а также контролирует эффективное использование средств городского бюджета, готовит сводную бюджетную заявку на ассигнования Программы на очередной финансовый год, готовит информации о ходе реализации Программы.
Периодичность предоставления отчета по программе: один раз в год отчет предоставляется главе администрации, один раз в два года отчет предоставляется на сессию Совета депутатов.
Руководителем Программы является начальник отдела культуры администрации города Бердска.
Заказчик программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программных мероприятий, состав исполнителей. При необходимости заказчик программы вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении срока реализации программных мероприятий.
7. Мониторинг
Мониторинг - необходимое условие сопровождения программной деятельности учреждений задействованных в реализации программных мероприятий.
Мониторинг сферы культуры предполагает совокупность исследований деятельности структурных подразделений отдела культуры, отделов администрации города, отдельных специалистов, ориентированных в своей деятельности на получение, хранение и обработку информации о состоянии, прогнозе и тенденциях развития сферы культуры города.
Программой предусмотрена организация систематического сбора информации на основе государственной статистики, ведомственной отчетности по трем уровням:
- анализ состояния развития отрасли культуры в целом и применительно к Новосибирской области;
- анализ социально-экономического развития отрасли культуры за календарный год;
- оценка соответствия реализации программы утвержденному плану программных мероприятий, достижения основных целей и задач.
Механизм реализации программы "Культура города Бердска 2009 - 2013 гг." будет формироваться и корректироваться поэтапно с учетом изменений социально-экономической ситуации и приоритетов культурной политики в программных областях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.