Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 апреля 2019 г. N 03-07-08/27132
Вопрос: ООО просит дать разъяснения по следующим вопросам:
- при оказании услуг в электронной форме в 2019 году иностранными контрагентами, в случае, если он не исполнил обязанность по постановке на учет в налоговом органе, налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом налога на основании п. 2 ст. 174.2 НК РФ, исчисленная исходя из фактических цен их реализации; сумма, подлежащая уплате иностранному контрагенту должна уплачиваться с НДС по ставке 20% или без?
- если сумма услуг в электронной форме в 2019 году, подлежит уплате иностранному контрагенту с учетом НДС, возможно ли отнесение суммы НДС на прочие расходы в целях налогообложения налога на прибыль организаций по ст. 264 НК РФ?
- если оказание услуг в электронной форме происходит через посредника, состоящего на учете в налоговых органах и осуществляющего предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров, кто будет являться налоговым агентом по удержанию налога с сумм, выплаченных иностранным организациям доходов?
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и исчисления налога на прибыль организаций при оказании российской организации с 1 января 2019 года услуг в электронной форме, местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признается территория Российской Федерации, иностранной организацией, не вставшей на учет в налоговом органе, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
На основании положений статьи 174.2 Кодекса начиная с 1 января 2019 года при оказании российским организациям (индивидуальным предпринимателям) иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на эту иностранную организацию.
Таким образом, при приобретении с 1 января 2019 года российской организацией у иностранной организации услуг в электронной форме обязанности налогового агента у российской организации не возникает и, соответственно, налоговая база по налогу на добавленную стоимость российской организацией не определяется.
Что касается налога на прибыль организаций, то в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами на основании пункта 1 статьи 252 Кодекса признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 19 статьи 270 Кодекса).
Иные налоги, начисленные в соответствии с Кодексом, учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с пунктом 1 статьи 264 Кодексом.
Если иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах, оказываются услуги в электронной форме, местом реализации которых является Российская Федерация, и расчеты за такие услуги производятся через российскую организацию - посредника на основании договора с иностранной организацией, то налоговым агентом по налогу на добавленную стоимость признается российская организация - посредник в соответствии с пунктом 10 статьи 174.2 Кодекса.
В данном случае российская организация, являющаяся налоговым агентом, производит исчисление и уплату налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 161 Кодекса, с учетом особенностей, установленных пунктом 4 статьи 174.2 Кодекса.
Одновременно сообщается, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 апреля 2019 г. N 03-07-08/27132
Текст письма опубликован не был