Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 апреля 2019 г. N 03-07-08/28182
Вопрос: В соответствии с п. 15 ст. 167 НК РФ для налоговых агентов - покупателей реализуемого на территории РФ металлолома, момент определения налоговой базы по НДС определяется в порядке, установленном п. 1 ст. 167 НК РФ, на день:
- отгрузки (передачи) товаров (металлолома);
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (металлолома).
Согласно абз. 2 п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации налогоплательщиками металлолома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом".
В силу абз. 2 п. 12 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налоговым агентом - покупателем металлолома, с сумм оплаты, частичной оплаты, перечисленных в счет предстоящего приобретения металлолома.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем на территории РФ металлолома, исполняющим обязанности налогового агента, исчисленных сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Руководствуясь пп. 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 34.2 НК РФ, прошу предоставить разъяснения по следующим вопросам:
1) следует ли налогоплательщику при получении предварительной оплаты в счет предстоящей поставки металлолома выставлять покупателю счета-фактуры по предварительной оплате в случае, если в течение пяти календарных дней, считая со дня получения предварительной оплаты, осуществляется отгрузка металлолома в счет этой оплаты?
2) обязан ли налоговый агент (покупатель металлолома) определять налоговую базу по НДС в отношении произведенной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок металлолома в случае непредставления поставщиком металлолома счета-фактуры по этой предварительной оплате как по причине отгрузки металлолома в счет этой оплаты в течение пяти календарных дней, считая со дня ее получения, так и по иным причинам?
3) вправе ли налоговый агент (покупатель металлолома) принять к вычету НДС, исчисленный с сумм предварительной оплаты в счет предстоящей поставки металлолома, в случае непредставления поставщиком металлолома счета-фактуры по этой предварительной оплате?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость и составлении счетов-фактур при получении предварительной оплаты в счет предстоящей реализации металлолома Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщается, что согласно абзацу второму пункта 5 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации налогоплательщиками лома и отходов черных и цветных металлов, а также при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры без учета сумм налога на добавленную стоимость. При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом".
С учетом положений пункта 3 статьи 168 Кодекса такие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки лома и отходов черных и цветных металлов или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок данных товаров.
В случае если в течение пяти календарных дней, считая со дня получения предварительной оплаты, частичной оплаты, осуществляется отгрузка лома и отходов черных и цветных металлов в счет этой оплаты, частичной оплаты, то счета-фактуры по предварительной оплате, частичной оплате возможно не выставлять.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 апреля 2019 г. N 03-07-08/28182
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 8 мая 2019 г. N 17-18