Решение Верховного Суда РФ от 20 марта 2019 г. N АКПИ18-1304
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 27 июня 2019 г. N АПЛ19-207 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Жилищно-эксплуатационный участок "Темп", общества с ограниченной ответственностью "Надежда", общества с ограниченной ответственностью Жилищно-эксплуатационный участок "Успех" о признании недействующим пункта 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, установил:
согласно пункту 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше (абзац первый).
В многоквартирных домах, присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства осуществляется после вступления в силу названного документа, на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем подлежат установке коллективные (общедомовые) приборы учета класса точности 1,0 и выше (абзац второй).
Общество с ограниченной ответственностью Жилищно-эксплуатационный участок "Темп" (далее - ООО ЖЭУ "Темп"), общество с ограниченной ответственностью "Надежда" (далее - ООО "Надежда"), общество с ограниченной ответственностью Жилищно-эксплуатационный участок "Успех" (далее - ООО ЖЭУ "Успех") обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим (со дня его принятия) пункта 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку ставят участников отношений по приобретению и оплате фактически потребленной электрической энергии в неравное положение, нарушают принципы равенства участников гражданского оборота и равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.
Как указывают административные истцы, они осуществляют управление многоквартирными домами, в которых расход электрической энергии, потребляемой на общедомовые нужды, превышает норматив потребления. Существенным нарушением прав управляющих компаний является различный механизм работы приборов учета. Это приводит к тому, что управляющим компаниям к оплате выставляется значительно больше, чем фактически расходуется на общедомовые нужды. Приказом Госстандарта от 22 ноября 2012 г. N 1036-ст введен в действие "ГОСТ 31819.11-2012 (IEC 62053-11:2003). Межгосударственный стандарт. Аппаратура для измерения электрической энергии переменного тока. Частные требования. Часть 11. Электромеханические счетчики активной энергии классов точности 0,5; 1 и 2", в разделе 7 "Электрические требования" и разделе 8 "Требования к точности" которого содержатся таблицы, где показана разная погрешность для счетчиков классов 1 и 2. В результате подсчетов потребленной электроэнергии с разной погрешностью для граждан и для лиц, оплачивающих электроэнергию, необходимую для общедомовых нужд, возникает ситуация, когда за одинаковый объем коммунального ресурса пропорционально тарифу плательщикам выставляются к оплате различные суммы. Все погрешности приборов учета трактуются в пользу жителей. Некорректная работа приборов учета используется поставщиком электрической энергии в своих интересах в нарушение принципов справедливости, добросовестности и равенства участников гражданского оборота.
Результатом сложившейся ситуации являются ежемесячные исковые заявления со стороны ООО "Татэнергосбыт" в адрес административных истцов и других управляющих компаний региона. Арбитражным судом Республики Татарстан данные иски удовлетворяются, что способствует ухудшению финансового положения административных истцов, увеличению размера задолженности, сформированной в результате неправильного измерения и, как следствие, расчета электрической энергии, потребленной для общедомовых нужд.
В суде представитель административных истцов Метелева Д.И. поддержала заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 6 февраля 2019 г. N КЧ-П9-836).
Представитель Правительства Российской Федерации Смолев А.Г. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административных истцов.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административных истцов ООО ЖЭУ "Темп", ООО "Надежда", ООО ЖЭУ "Успех" Метелевой Д.И., административного ответчика Правительства Российской Федерации Смолева А.Г., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Устанавливая правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяя полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к полномочиям Правительства Российской Федерации относит утверждение основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, правил организации учета электрической энергии на розничных рынках (пункты 1 и 2 статьи 21).
Осуществляя свои полномочия в сфере электроэнергетики, Правительство Российской Федерации постановлением от 4 мая 2012 г. N 442 (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. N 227) утвердило Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 4 июня 2012 г., N 23.
В соответствии с пунктом 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках предусмотрены разделом X Основных положений. Абзац первый пункта 138 Основных положений предусматривает использование приборов учета класса точности 2,0 и выше для учета электрической энергии, которая потребляется гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома.
Основные положения вступили в силу с 12 июня 2012 г., и абзац второй пункта 138 Основных положений предусматривает установку коллективных (общедомовых) приборов учета класса точности 1,0 и выше в многоквартирных домах, присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства осуществляется после вступления в силу данного документа.
Оспариваемые положения нормативного правового акта предусматривают использование для учета электрической энергии приборов учета определенного класса точности, что соответствует действующему законодательству.
Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применение приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы предусмотрено Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно данному Федеральному закону производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 13).
Устанавливая требования к средствам измерений, Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в части 1 статьи 9 предусматривает, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерения.
ГОСТ 31819.11-2012 (IEC 62053-11:2003) "Аппаратура для измерения электрической энергии переменного тока. Частные требования. Часть 11. Электромеханические счетчики активной энергии классов точности 0,5; 1 и 2" предусматривает использование электромеханических счетчиков классов точности 0,5; 1 и 2 для измерения электрической активной энергии в сетях и установлены требования к точности счетчиков.
Собственники помещений в многоквартирном доме являются потребителями электрической энергии по договору энергоснабжения, в то время как управляющая компания оказывает услугу по управлению многоквартирным домом, включающую надлежащую эксплуатацию внутридомовых инженерных систем (в том числе недопущение несанкционированного подключения к таким системам, сокращение уровня потерь энергоресурсов в таких системах). С учетом изложенного, собственники помещений в многоквартирном доме и управляющая компания не являются сторонами одного договора, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, и не обладают одинаковым правовым статусом.
Установление дифференцированных требований к приборам учета электрической энергии, потребляемой гражданами, и приборам учета, устанавливаемым на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем (коллективных (общедомовых) приборов учета), обусловлено большим объемом потребления электрической энергии на входе в многоквартирный дом (включающим в себя как потребление на общедомовые нужды, так и совокупное индивидуальное (поквартирное) потребление). В связи с этим повышенные требования к классу точности коллективных (общедомовых) приборов учета направлены в первую очередь на защиту интересов граждан, проживающих в многоквартирном доме, - от оплаты ими дополнительных расходов, вызванных большей погрешностью в учете коммунального ресурса (чем выше объем потребления, тем выше абсолютное значение погрешности).
Следовательно, доводы административных истцов о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта ставят участников отношений по приобретению и оплате фактически потребленной электрической энергии в неравное положение, нарушают принципы равенства участников гражданского оборота и равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений, являются несостоятельными.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью Жилищно-эксплуатационный участок "Темп", общества с ограниченной ответственностью "Надежда", общества с ограниченной ответственностью Жилищно-эксплуатационный участок "Успех" о признании недействующим пункта 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 20 марта 2019 г. N АКПИ18-1304
Текст решения опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 27 июня 2019 г. N АПЛ19-207 настоящее решение оставлено без изменения