Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 434710-7 "О внесении изменений в статью 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы С.А. Боженовым, Э.А. Валеевым, А.А. Носовым и другими
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в часть вторую статьи 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК), предусматривающие возможность допуска по постановлению суда, прокурора наряду с адвокатом одного из близких родственников подозреваемого или иного лица, о допуске которого он ходатайствует, в качестве защитника.
Часть вторая статьи 49 УПК предусматривает право обвиняемого на стадии судебного разбирательства ходатайствовать перед судом о привлечении близкого родственника или иного лица наряду с адвокатом в качестве защитника.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 29 "О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве" право на приглашение защитника не означает право обвиняемого выбирать в качестве защитника любое лицо по своему усмотрению и не предполагает возможности участия в деле любого лица в качестве защитника.
Защиту обвиняемого в досудебном производстве вправе осуществлять только адвокат. Участие близких родственников обвиняемого или иных лиц, о допуске которых он ходатайствует, возможно только на судебной стадии уголовного судопроизводства, тогда как для подозреваемого - лица, которому еще не предъявлено обвинение в совершении преступления, - такое право не предусмотрено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации государство, гарантируя каждому, в том числе подозреваемому и обвиняемому, право на получение именно квалифицированной юридической помощи, вправе устанавливать с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования к лицам, уполномоченным на оказание такой помощи. Участие в качестве защитника в ходе предварительного расследования дела любого лица по выбору подозреваемого или обвиняемого может привести к тому, что защитником окажется лицо, не обладающее необходимыми профессиональными навыками, что несовместимо с задачами правосудия и обязанностью государства гарантировать каждому квалифицированную юридическую помощь (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 1997 г. N 2-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 г. N 393-О, от 20 июня 2006 г. N 242-О, от 18 декабря 2007 г. N 917-О-О, от 20 ноября 2008 г. N 858-О-О, от 24 декабря 2013 г. N 1931-О, от 24 марта 2015 г. N 589-О и др.).
Кроме того, на судебной стадии уголовного судопроизводства прокурор не уполномочен принимать процессуальные решения, тем более касающиеся стороны защиты. На досудебной стадии УПК также не предусматривает полномочий прокурора в отношении стороны защиты как при производстве предварительного следствия, так и при производстве дознания.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.