Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 643148-7 "О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается ратифицировать многостороннюю Конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 года (далее - Конвенция).
Конвенция разработана странами, являющимися участниками Специальной группы Организации экономического сотрудничества и развития, в рамках реализации Плана по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (План BEPS).
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, Конвенция направлена на противодействие злоупотреблениям межгосударственными соглашениями об избежании двойного налогообложения, в результате которых прибыль искусственно перемещается в государства, где она не облагается налогом или облагается по пониженной ставке, что приводит к значительным потерям бюджетов договаривающихся государств в части налога на прибыль организаций.
Законопроектом предусматривается возможность применения положений Конвенции Российской стороной к 71 межгосударственному соглашению об избежании двойного налогообложения без необходимости проведения двусторонних переговоров по каждому соглашению.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Конвенция подлежит ратификации, поскольку она содержит правила, отличные от предусмотренных российским законодательством.
Российская Федерация ратифицирует Конвенцию с определенными оговорками, которые предусмотрены Конвенцией и отражают объем обязательств, которые принимает Российская Федерация. Законопроект содержит оговорки к статьям 4, 5, 7, 8, 9, 14, 17, части VI, а также к статье 35 Конвенции о неприменении положений Конвенции в отношении соглашений, содержащих нормы, аналогичные нормам Конвенции, об исключении применения в отношении соглашений положений Конвенции о рассмотрении споров в арбитраже, по порядку применения Конвенции к соглашениям.
Так, статья 4 "Лица с двойным резидентством" Конвенции устанавливает правило определения резидентства для лица, иного чем физическое, являющегося резидентом более чем одной договаривающейся юрисдикции, путем проведения взаимосогласительной процедуры компетентными органами договаривающихся юрисдикций с учетом таких факторов, как место фактического управления, место регистрации или любое аналогичное место его учреждения, а также других имеющих значение факторов. Если компетентные органы двух юрисдикций не смогут прийти к согласию в вопросе выяснения резидентства этого лица, ему не будет предоставлено никаких льгот или освобождений от налога, предусмотренных договором об избежании двойного налогообложения, если только компетентные органы не установят, каким способом и в какой мере такие льготы могут быть предоставлены.
Российская Федерация делает оговорку к этой статье в целях исключения из сферы ее действия договоры об избежании двойного налогообложения, которые уже содержат аналогичные положения.
В отношении статьи 5 "Применение способов устранения двойного налогообложения" Конвенции Российская Федерация оставляет за собой право не применять полностью указанную статью в отношении всех ее налоговых соглашений, на которые распространяется Конвенция.
Статья 7 "Предотвращение злоупотреблений положениями договора" Конвенции содержит положения о непредоставлении льгот в отношении вида дохода или капитала, если есть основания полагать, что получение такой льготы было одной из основных целей какой-либо структуры или сделки. Упрощенное положение об ограничении льгот, предусмотренных договором об избежании двойного налогообложения, разрешает получение этих льгот только в случаях, когда лицо, претендующее на них, является квалифицированным лицом в соответствии с критериями, установленными указанной статьей. Российская Федерация делает по этой статье оговорку об исключении из сферы ее действия договоров об избежании двойного налогообложения с Китаем, Эквадором и США, содержащих положения, аналогичные Упрощенному положению об ограничении льгот.
Статьей 8 "Операции по переводу дивидендов" Конвенции устанавливается дополнительное требование в части минимального срока владения на протяжении 365 дней капиталом, акциями или аналогичными долями участия в компании, которая выплачивает дивиденды, для целей применения льготной налоговой ставки на дивиденды, удерживаемой у источника выплаты, для компаний, которые являются резидентами другой договаривающейся юрисдикции и имеют фактическое право на эти дивиденды. В отношении этой статьи Российской Федерацией делается оговорка о ее неприменении в отношении соглашений об избежании двойного налогообложения с Португалией и Бельгией, поскольку эти соглашения уже содержат положения о минимальном сроке владения акциями.
Статья 9 "Доходы от отчуждения акций или долей участия, стоимость которых представлена в основном недвижимым имуществом" Конвенции содержит положения, позволяющие дополнить договоры об избежании двойного налогообложения положениями о налогообложения доходов от отчуждения акций, представленных недвижимым имуществом, в той стране, где оно находится, вместе с дополнительным требованием в части минимального срока владения акциями или долями участия и распространением на доли участия в партнерстве и трасте в случае отсутствия вышеуказанных положений в договорах.
Статья 9 будет применяться Российской Федерацией следующим образом:
1) соглашения, которые уже содержат положения по налогообложению акций, представленных недвижимым имуществом, будут дополнены требованием о минимальном сроке владения и распространением на доли участия в партнерстве и трасте, а соглашения, не содержащие положений по налогообложению таких акций, будут дополнены такими положениями вместе с требованиями к минимальному сроку владения и распространением на партнерства и трасты;
2) к соглашениям, которые уже содержат положения по налогообложению доходов от отчуждения долей участия, иных, чем акции (соглашения с Австралией, Канадой, Кипром, Ирландией, Израилем, Казахстаном, Латвией, Великобританией и Венесуэлой), данная статья применяться не будет.
По статье 14 "Разделение контрактов" Конвенции, которая вносит поправки в положения договоров с целью исключения случаев злоупотребления правилом определения статуса постоянного представительства по деятельности, которая ведется на строительной площадке, монтажном или строительном объекте, Российская Федерация делает оговорку о неприменении этой статьи к положениям соглашений, связанных с разведкой и разработкой природных ресурсов.
Статья 17 "Симметричные корректировки" Конвенции, направленная на совершенствование механизма разрешения споров в отношении осуществления корректировки прибыли компаний в рамках статьи договора об избежании двойного налогообложения, регулирующей вопросы налогообложения прибыли ассоциированных предприятий, не будет применяться Российской Федерацией в отношении соглашений, которые уже содержат требования по корректировке прибыли ассоциированных предприятий.
Учитывая ориентированность Конвенции на противодействие схемам вывода прибыли из Российской Федерации и модифицирование двусторонних межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения без внесения изменений в каждое из них, Комитет по бюджету и налогам поддерживает принятие проекта федерального закона N 643148-7 "О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.