Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Росгидромета
от 02.03.2018 N 79
Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору)
Настоящая Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору) (далее - Программа), разработана в целях предупреждения нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору) при осуществлении государственного надзора за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, а также лицензионного контроля деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) и работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, устранению причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований.
Срок реализации Программы - 2018 год.
Цели Программы:
повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целом и контрольно-надзорной деятельности Росгидромета;
снижение издержек как Росгидромета, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности Росгидромета;
предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
Задачи Программы:
формирование одинакового понимания обязательных требований в сфере компетенции Росгидромета у всех участников осуществляемой Росгидрометом контрольно-надзорной деятельности;
инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценки состояния подконтрольной сферы;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов и присвоенного им класса опасности.
Принципы Программы:
принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.;
принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с контрольно-надзорными органами по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
принцип полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;
принцип обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий Росгидрометом по всем видам контроля (надзора), отнесенным к компетенции Росгидромета;
принцип актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;
принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.);
принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды.
1. Росгидромет согласно статье 5 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", пункту 5.3.1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372, пункту 2 Положения о государственном надзоре за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 946, пункту 3 Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по осуществлению государственного надзора за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 181, пункту 1.2 Инструкции о порядке организации и проведения государственного надзора за работами по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, утвержденной приказом Росгидромета от 02.03.2000 N 31, осуществляет государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственном надзоре за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 946, предметом проверок является выполнение юридическими лицами правил и норм ведения работ по активному воздействию, соответствие установленным требованиям документации, методов и средств активного воздействия.
Согласно действующему законодательству государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации осуществляется в отношении специализированных организаций активного воздействия и других организаций, независимо от их организационно-правовой формы, проводящих в установленном порядке научно-исследовательские и производственные работы по активному воздействию, то есть юридических лиц.
Государственный надзор направлен на реализацию мер по контролю за соблюдением правил и норм ведения работ по активному воздействию в целях регулирования и уменьшения возможного вреда от данных процессов населению и экономике.
2. Росгидромет согласно пунктам 44 и 45 части 1 статьи 12 и статье 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), статьям 5 и 9 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления", Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957, пункту 5.3.2 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372, приказам Минприроды России от 28.06.2012 N 174 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)" (зарегистрирован в Минюсте России 08.10.2012, регистрационный N 25629) и от 28.06.2012 N 175 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления" (зарегистрирован в Минюсте России 31.07.2012, регистрационный N 25064) (далее - административные регламенты) осуществляет лицензирование деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, в том числе и лицензионный контроль.
В соответствии со статьей 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 19 Закона N 99-ФЗ предметом проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.
Лицензионные требования направлены на обеспечение достижения целей лицензирования: предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы (далее - подконтрольные субъекты), осуществляет Росгидромет и его территориальные органы, на которые возложены полномочия по государственному контролю (надзору). Территориальные органы составляют ежегодные планы проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласовывают их с окружными органами прокуратуры, и направляют в Росгидромет.
Руководитель Росгидромета утверждает сводный ежегодный план до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, который размещается на официальном сайте Росгидромета.
Также территориальные органы Росгидромета с 1 июля 2015 года осуществляют внесение информации в Единый реестр проверок с помощью автоматизированной системы (АС ЕРП) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Центральный аппарат Росгидромета обеспечивает мониторинг достоверности и полноты сведений о проверках, вносимых в АС ЕРП, а также соответствие сведений требованиям, установленным соответствующим законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения единства практики применения Росгидрометом и его территориальными органами федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, а также повышения результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Росгидромет проводит работу по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Росгидромета (государственного надзора за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации и лицензионного контроля деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) и работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления) в соответствии с приказом Росгидромета от 16.09.2016 N 422 "Об утверждении Порядка по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Росгидромета".
В 2017 г. Росгидрометом предоставлена 121 лицензия на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, переоформлено 106 лицензий, по 10 заявлениям соискателей лицензий принято решение об отказе в предоставлении лицензии. В части касающейся выполнения работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления: предоставлено - 3 лицензии, переоформлена - 1 лицензия, по 1 заявлению соискателя лицензии принято решение об отказе в предоставлении лицензии. На 1 января 2018 г. действует 1001 лицензия Росгидромета (976 - осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях; 25 - выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления).
В соответствии с утвержденным Руководителем Росгидромета и согласованным с Генеральной прокуратурой Российской Федерации сводным ежегодным планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей территориальными органами Росгидромета проведено 83 проверки лицензиатов Росгидромета, в том числе 3 внеплановые проверки. По результатам проверок выявлено 25 случаев нарушений лицензионных требований у 23 организаций. Наложенные административные наказания по результатам проверок повлекли за собой 6 предупреждений и 10 административных штрафов. Сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов составила 87 тыс. рублей в пользу федерального бюджета. Информация о проведенных проверках размещена в Автоматизированной системе "Единый реестр проверок". Государственными инспекторами Росгидромета проведено 9 проверок организаций по линии государственного надзора за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, а также 2 внеплановые проверки. По результатам проверок выявлены нарушения обязательных требований в области ведения работ по АВ, наложены административные наказания в виде предписания об их устранения, административных штрафов.
Поскольку Программа направлена на предупреждение нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), проведении работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, оценить выполненные за отчетный период профилактические мероприятия могут следующие показатели результативности и эффективности:
1. Количество проведенных профилактических мероприятий.
Единица измерения - единица.
Разъяснения по показателю: количество проведенных мероприятий по формам.
2. Количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия.
Единица измерения - единица.
Разъяснения по показателю: количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - адресатов проведенных мероприятий.
3. Доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия.
Единица измерения - проценты.
Разъяснения по показателю: устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных (поднадзорных) субъектов.
Рассчитывается по формуле:
,
где:
Дп - доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (%);
Кп - количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
Ко - общее количество подконтрольных (поднадзорных) субъектов.
Организация и проведение профилактических мероприятий Росгидромета, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, осуществляется ответственными исполнителями на основании ежегодно разрабатываемого соответствующего плана-графика, утверждаемого руководителем Росгидромета.
Росгидромет ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за годом утверждения Программы, готовит доклад об итогах профилактической работы за год.
Информация об итогах профилактической работы за год представляется в материалах итоговой коллегии Росгидромета.
Доклад об итогах профилактической работы должен включать в себя результаты мониторинга и оценки уровня развития Программы и эффективности и результативности профилактических мероприятий.
Система мониторинга и оценки уровня развития Программы и эффективности и результативности профилактических мероприятий включает в себя:
самообследование уровня развития Программы, проводимого в соответствии с анкетой согласно приложению к Программе;
оценка достижения показателей эффективности и результативности профилактических мероприятий, определенных Росгидрометом на очередной календарный период.
Информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также Программа размещены в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте: http://www.meteorf.ru (http://www.meteorf.ru/activity/control_activities/).
Приложение
к Программе, утвержденной
приказом Росгидромета
от 02.03.2018 N 79
Анкета
для проведения Росгидрометом самообследования уровня развития Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору)
1. Утверждена ли федеральным органом исполнительной власти Программа профилактики нарушений обязательных требований?
|
Да |
|
В стадии проекта |
|
Нет |
2. Профилактика нарушений проводится по всем видам контроля (надзора)?
|
По всем видам контроля (надзора) |
|
По более чем 50% видам контроля (надзора) |
|
По менее чем 50% видам контроля (надзора) |
3. Какие профилактические мероприятия из перечня обязательных к выполнению (размещение на сайте перечня актов, содержащих обязательные требования, информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований посредством организации "Горячей линии", обобщение правоприменительной практики, выдача предостережений) реализуются федеральным органом исполнительной власти?
|
Все 4 |
|
2-3 |
|
0-1 |
4. Сколько положений из указанных ниже содержится в утвержденной
Программе:
а) краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды;
б) целевые показатели качества и результативности Программы на очередной календарный год с указанием методики определения показателей;
в) описание текущего уровня развития профилактических мероприятий;
г) перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий в контрольно-надзорном органе;
д) план-график профилактических мероприятий, сгруппированных и детализированных с учетом соотношения используемых видов мероприятий и их интенсивности с критериями отнесения субъектов (объектов) контроля к определенным категориям риска (классам опасности).
|
Все 5 |
|
3-4 |
|
0-3 |
5. Согласована ли программа профилактики нарушений обязательных требований с общественным советом при контрольно-надзорном органе?
|
Да |
|
Проведено обсуждение с общественным советом, замечания совета не учтены |
|
Нет |
6. При составлении плана-графика мероприятий учитывается ли при определении степени интенсивности профилактических мероприятий присвоенный подконтрольным субъектам (объектам) категория риска (класс опасности)?
|
Да |
|
Частично |
|
Нет |
7. Закреплена ли обязанность проведения профилактических мероприятий в должностных регламентах (инструкциях) инспекторов контрольно-надзорного органа?
|
Да |
|
В стадии проекта |
|
Нет |
8. Готовится ли ежегодный доклад об итогах профилактической работы? Является ли информация об итогах профилактической работы частью итогового доклада о деятельности контрольно-надзорного органа?
|
Да, доклад подготовлен, и включен в итоговый доклад о деятельности |
|
Подготовлен иной отчетный документ |
|
Нет |
9. Утверждены ли в Вашем контрольно-надзорном органе показатели результативности и эффективности проведения профилактических мероприятий?
|
Да |
|
На стадии разработки |
|
Нет |
10. Проводится ли оценка удовлетворенности осуществления профилактической работы со стороны подконтрольных объектов, граждан?
|
Да, регулярно |
|
Нерегулярно |
|
Нет |
11. Проводится ли регулярное повышение квалификации, обучение, переобучение, семинары по обмену лучшими практиками и прочие методические мероприятия для сотрудников контрольно-надзорного блока, осуществляющих, в том числе профилактическую деятельность?
|
Да |
|
Нерегулярно, специальная программа обучения отсутствует |
|
Нет |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.