Представление Счетной палаты РФ от 17 ноября 2015 г. N ПР 10-247/10-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год (пункт 2.4.2.14) проведено контрольное мероприятие "Проверка использования средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на реализацию комплексного инвестиционного проекта "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская Октябрьской железной дороги" в 2013 - 2014 годах и первом полугодии 2015 года", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Несмотря на государственную поддержку за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в размере 27 777,2 млн. рублей, комплексный инвестиционный проект "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская Октябрьской железной дороги" (далее - Комплексный инвестиционный проект) в изначально запланированные сроки (2007 - 2010 годы) реализован не был.
Сроки реализации Комплексного инвестиционного проекта распоряжениями Правительства Российской Федерации неоднократно переносились и к настоящему времени продлены до 2016 года.
Причинами, повлиявшими на сроки реализации Комплексного инвестиционного проекта, стали корректировка проектной документации на строительство железнодорожной линии Лосево-Каменногорск, невыполнение генеральными подрядчиками обязательств по государственным контрактам, а также затянувшиеся до 2,5 лет процедуры изъятия земельных участков путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации Комплексного инвестиционного проекта по отдельным собственникам, в том числе в результате судебных разбирательств.
2. Из-за несвоевременной реализации Комплексного инвестиционного проекта не обеспечивалось полное и своевременное использование средств Инвестиционного фонда Российской Федерации: в 2013 году из 16 614,6 млн. рублей не использовано 12 957,4 млн. рублей, или 78,0% бюджетных средств, в 2014 году из 12 957,4 млн. рублей не использовано 3 564 млн. рублей, или 27,5% бюджетных средств.
3. В нарушение условий Инвестиционного соглашения от 2 октября 2008 г. N 392д/1184 о реализации Комплексного инвестиционного проекта (пункт 9.2.4) Росжелдором не вносились соответствующие изменения в Инвестиционное соглашение после внесения Правительством Российской Федерации изменений в Паспорт Комплексного инвестиционного проекта, вследствие чего положения Инвестиционного соглашения не соответствовали положениям Паспорта Комплексного инвестиционного проекта.
4. В нарушение условий пунктов 2.4 и 4.2. Инвестиционного соглашения графики реализации инвестиционного проекта и графики финансирования инвестиционного проекта Росжелдором не составлялись.
5. В период с 2006 года по 2012 год оформлено 35 заключений по результатам государственной экспертизы проектной документации на строительство объектов в рамках Комплексного инвестиционного проекта, в том числе 6 заключений по проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства в рамках Комплексного инвестиционного проекта. Несмотря на продление срока реализации Комплексного инвестиционного проекта до 2016 года включительно, Росжелдором не приняты меры по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства по проектной документации в рамках Комплексного инвестиционного проекта в 2013 - 2015 годах.
6. Росжелдором полномочия государственного заказчика переданы ФГУП "ЕГЗ", в отношении которого в 2015 году введены процедуры банкротства (наблюдение) определениями Арбитражного суда города Москвы, что создает риски неисполнения в полной мере функций заказчика-застройщика при реализации Комплексного инвестиционного проекта.
7. Государственные контракты Росжелдором с участниками конкурса заключались после предоставления обеспечения исполнения обязательств по государственным контрактам. Срок действия обеспечения контрактов был установлен в соответствии с требованиями действующего законодательства и со сроком выполняемых работ.
В установленные государственными контрактами сроки работы исполнителями (подрядчиками) исполнены не были. Вместе с тем Росжелдор не воспользовался правом предъявления требований к обеспечению исполнения контракта и возмещению за счет него убытков, штрафов, пеней, связанных с ненадлежащим исполнением контракта. Дополнительными соглашениями к государственным контрактам сроки исполнения работ продлевались, при этом обеспечение исполнения государственных контрактов отсутствовало.
8. Росжелдором с ООО "НПО ГеоМостПроект" заключен государственный контракт от 30 декабря 2013 года N 223ГК.
Информация о заключенном контракте не была направлена в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов в единой информационной системе, что является нарушением пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и пункта 3 статьи 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем на тех же условиях, что и вышеуказанный государственный контракт 30 декабря 2013 года N 223ГК, на основании решения ФАС России от 16 декабря 2013 г. о возможности заключения контракта с единственным поставщиком, Росжелдором с ООО "НПО ГеоМостПроект" на оказание аналогичных услуг, заключен государственный контракт от 4 июня 2014 года N 86 ГК, предусматривающий начало оказания услуг день, следующий за днем подписания контракта.
Таким образом, в период с 4 июня 2014 г. по настоящее время на одни и те же услуги действует два государственных контракта: от 30 декабря 2013 года N 223ГК, не включенный в реестр контрактов; от 4 июня 2014 года N 86 ГК, по которому в настоящее время производится приемка и оплата оказываемых услуг.
9. Созданная при Заказчике-застройщике Группа строительного контроля в г. Санкт-Петербурге в целях осуществления строительного контроля при выполнении работ по строительству объектов Комплексного инвестиционного проекта не в полной мере исполняла функции, предусмотренные Положением о группе строительного контроля в г. Санкт-Петербурге.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федерального агентства железнодорожного транспорта предлагается устранить выявленные нарушения и недостатки, в том числе:
1) принять меры к полному использованию средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, предусмотренных на реализацию Комплексного инвестиционного проекта в 2015 году;
2) принять меры по выполнению в полной мере заказчиком-застройщиком (ФГУП "ЕГЗ") переданных полномочий государственного заказчика при реализации Комплексного инвестиционного проекта в соответствии с Соглашением о передаче полномочий государственного заказчика от 22 мая 2014 г. N 78с;
3) принять меры по обеспечению исполнения по действующим государственным контрактам, заключенным в целях реализации комплексного инвестиционного проекта за счет средств Инвестиционного фонда, на весь срок исполнения работ, предусмотренных дополнительными соглашениями;
4) привести в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд государственные контракты от 30 декабря 2013 года N 223ГК и от 4 июня 2014 года N 86 ГК, заключенные Росжелдором с ООО "НПО ГеоМостПроект" на оказание одних и тех же услуг.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 2 ноября 2015 г. N 48К (1059).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ о выполнении настоящего представления руководителю Федерального агентства железнодорожного транспорта или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в письменной форме в срок до 15 января 2016 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 17 ноября 2015 г. N ПР 10-247/10-03
Текст представления опубликован не был