Письмо Минфина России от 20 марта 2019 г. N 02-07-10/18574
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу о применении федерального стандарта бухгалтерскою учета для организаций государственного сектора "Аренда", и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем, Департамент считает необходимым сообщить.
1. В части отражения в бухгалтерском учете информации об объекте нефинансовых активов
Порядок ведения бюджетного учета регулируется Федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее - СГС), Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н, (далее - Инструкция N 157н) и Инструкцией по применению Инструкция# по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее - Инструкция N 162н).
Дополнительно обращаем внимание, что методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда" доведены письмом Министерства финансов Российской Федерации от 13 декабря 2017 N 02-07-07/83464.
Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступность всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства.
Тексты вышеназванных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также методических материалов, с учетом последних изменений размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе "Бюджет/Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора".
Интернет-адрес сайта - http://www.minfin.ru.
2. В части отражения в бухгалтерском учете информации о передаче подрядчику объектов нефинансовых активов на время проведения комплексного капитального ремонта.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются указанным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
При этом пунктом 4 статьи 298 ГК РФ определено, что казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Согласно пункту 2 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 258н (далее - СГС "Аренда"), положения СГС "Аренда" применяются при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при предоставлении (получении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.
При этом передача объектов учета на период проведения капитального ремонта между сторонами государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ (подряда) не порождает возникновение объектов бухгалтерского учета, отражаемых согласно СГС "Аренда", поскольку экономическая сущность хозяйственных операций, возникающих в рамках отношений, отмеченных в данном пункте запроса, не связана с предоставлением имущества (имущественных прав) для целей извлечения выгод (доходов) от его использования. В связи с чем в рассматриваемом случае объекты учета аренды не возникают.
Порядок признания объектов нефинансовых активов (основных средств) в бухгалтерском учете установлен пунктами 38-55 Инструкции N 157н.
Пунктом 38 Инструкции N 157н определены условия, при выполнении которых объекты учета признаются объектами основных средств.
Согласно пункту 45 Инструкции N 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект.
Инвентарные объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету согласно следующим особенностям и с учетом группировки объектов основных фондов, предусмотренной Общероссийским классификатором основных фондов.
Каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 10000 рублей включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер (далее - инвентарный номер) независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации (пункт 46 Инструкции N 157н).
Согласно пункту 48 Инструкции N 157н операции по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию списания) объектов основных средств оформляются бухгалтерскими записями на основании первичных (сводных) учетных документов в порядке, предусмотренном Инструкциями по применению Планов счетов.
При этом согласно разделу 3. Применение и формирование регистров бухгалтерского учета приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" в целях обеспечения контроля информация о передаче объектов нефинансовых активов на время проведения капитального ремонта отражается в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
3. В части отражения в бухгалтерском учете информации о полисе ОСАГО.
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов, определены Инструкцией 157н.
Так, согласно пункту 302 Инструкции 157н затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов. К таким затратам, в частности относятся затраты по страхованию имущества, гражданской ответственности.
Порядок отнесения расходов будущих периодов на финансовый результат текущего финансового года (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики, с учетом требований пункта 302 Инструкции 157н и принципа равномерности признания доходов и расходов и допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни.
Согласно федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 274н, субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий и (или) функций, руководствуясь законодательством Российской Федерации, настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя.
Таким образом, единовременное отнесение затрат по договорам ОСАГО в состав расходов текущего финансового года по окончании срока действия договоров не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и не соответствует принципу равномерности признания доходов и расходов.
Согласно Инструкции N 157н для отражения в бухгалтерском учете для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам необходимо применять счет 401 50 "Расходы будущих периодов".
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил для организаций госсектора порядок отражения в бухучете информации:
- об объекте нефинансовых активов;
- о передаче подрядчику таких объектов на время проведения комплексного капремонта;
- о полисе ОСАГО.
Письмо Минфина России от 20 марта 2019 г. N 02-07-10/18574
Текст письма опубликован не был