Выписка из Приложения N 1
к приказу Председателя Счетной палаты
Российской Федерации
от 26 октября 2018 г. N 115
Положение
о постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов в Счетной палате Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов в Счетной палате Российской Федерации (далее - Комиссия, Счетная палата) создается в целях принятия коллегиальных решений, связанных с принятием к бюджетному учету* и выбытием объектов основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, в том числе с учетом их списания, выбытия в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи бланков строгой отчетности путем их списания (уничтожения), а также с учетом утраты полезного потенциала, заключенного в нефинансовом активе, на основании приказов Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н), от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению", от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (далее - Стандарт N 256н), от 31 декабря 2016 г. N 257н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства" (далее - Стандарт N 257н), от 31 декабря 2016 г. N 259н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение активов" (далее - Стандарт N 259н), от 31 декабря 2016 г. N 260н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - Стандарт N 260н), иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также на основании требований по списанию федерального имущества, установленных Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834 (далее - постановление N 834).
1.2. Персональный состав Комиссии утверждается приказом Председателя Счетной палаты.
1.3. Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам Комиссии. В случае его отсутствия данные полномочия исполняются его заместителем.
1.4. Комиссия проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
1.5. Срок рассмотрения Комиссией представленных ей документов не должен превышать 10 рабочих дней, за исключением случаев рассмотрения документов по обоснованию текущей оценочной стоимости принимаемых к учету основных средств, материальных ценностей, приобретенных в результате дарения.
1.6. Решения Комиссии являются правомочными, если на заседании присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов.
1.7. В своей деятельности Комиссия руководствуется постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", от 9 января 2014 г. N 10 "О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации", постановлением N 834, Инструкцией N 157н, Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2014 г. N 2018-ст (далее - ОКОФ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок поступления, использования, передачи, реализации и списания нефинансовых активов, являющихся федеральной собственностью.
2. Полномочия Комиссии
2.1. Комиссия принимает решения по вопросам:
признания (принятия к бюджетному учету) материальных ценностей в составе основных средств (в соответствии с критериями признания объекта основных средств) и прекращения их признания (снятия с бюджетного учета), в том числе об учете актива на забалансовых счетах, в том числе в части:
отнесения имущества к основным средствам, нематериальным активам;
отнесения имущества к материальным запасам, приобретенным за счет средств бюджетной сметы Счетной палаты, в отношении которых установлен срок эксплуатации (далее - материальные запасы с установленным сроком эксплуатации);
выбытия основных средств, нематериальных активов, материальных запасов с установленным сроком эксплуатации, за исключением списания в результате их потребления на нужды Счетной палаты (с оформлением соответствующих первичных учетных документов), в установленном порядке;
возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов, полученных от демонтажа либо выбытия основных средств;
списания федерального имущества, в том числе списания в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи бланков строгой отчетности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
определения срока полезного использования по принимаемым на бюджетный учет:
основным средствам и нематериальным активам, если такой срок не предусмотрен законодательством Российской Федерации и документами производителя;
материальным запасам с установленным сроком эксплуатации;
отнесения основных средств к группе их аналитического учета и к кодам основных средств и нематериальных активов по ОКОФ;
определения оценки первоначальной стоимости принимаемых к бюджетному учету основных средств, нематериальных активов, материальных запасов с установленным сроком эксплуатации с оформлением соответствующих первичных учетных документов;
изменения первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов, а также срока полезного использования по этим объектам в случаях их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектования);
определения необходимости объединения основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной, в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств;
признания единицей учета основных средств части объекта имущества, в отношении которой самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала, либо части имущества, имеющей отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала), стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества;
определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования основных средств и нематериальных активов, в том числе срок эксплуатации которых истек, необходимости (возможности) их эффективного восстановления;
признания отсутствия полезного потенциала и (или) установления невозможности получения экономических выгод, заключенного в нефинансовом активе (отсутствие его пригодности для самостоятельного использования или совместно с другими активами);
обесценения нефинансовых активов**, определения справедливой стоимости нефинансового актива с учетом существенности влияния на нее выявленных при проведении инвентаризации, признаков обесценения с одновременной оценкой необходимости корректировки в отношении актива оставшегося срока его полезного использования;
признания убытков от обесценения нефинансового актива, являющегося федеральным имуществом, определения суммы убытков от обесценения объектов основных средств;
реклассификации основных средств в иную группу основных средств или в иную категорию объектов бюджетного учета;
распределения стоимости объекта основных средств и определения срока его полезного использования для целей начисления амортизации;
восстановления или снижения убытка от обесценения актива в случае выявления по результатам теста на обесценение признаков, указывающих на то, что убыток от обесценения актива, признанный в предыдущих периодах, больше не существует или снизился.
2.2. Комиссия осуществляет контроль за:
сдачей вторичного сырья в организации приема вторичного сырья;
получением от специализированной организации по утилизации имущества акта приема-сдачи имущества, подлежащего уничтожению, акта об оказанных услугах по уничтожению имущества, акта об уничтожении, справки о демонтаже и утилизации оборудования, комплектующих частей и имущества и справки о наличии драгоценных металлов и (или) камней, а также цветных и (или) черных металлов и их сплавов.
В целях осуществления контроля принятых решений Комиссия вправе направлять запросы в соответствующие структурные подразделения Счетной палаты.
3. Порядок принятия решения Комиссией
3.1. Решение Комиссии об отнесении объекта имущества к основным средствам (признание материальных ценностей в составе основных средств), нематериальным активам, материальным запасам с установленным сроком эксплуатации, о сроке полезного использования поступающих основных средств, нематериальных активов, материальных запасов с установленным сроком эксплуатации, об отнесении основных средств к соответствующей группе аналитического учета, об определении кодов основных средств и нематериальных активов по ОКОФ в целях принятия его к бюджетному учету и начисления амортизации принимается на основании:
поступивших в Комиссию на рассмотрение документов, подтверждающих наличие оснований для принятия таких решений;
рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, при отсутствии информации в нормативных правовых актах Российской Федерации;
ожидаемой производительности или мощности, ожидаемого физического износа, зависящих от режима эксплуатации, естественных условий, системы проведения ремонта, гарантийного и договорного срока эксплуатации и других ограничений по использованию при отсутствии информации в документах производителя и в нормативных правовых актах Российской Федерации;
информации о сроках действия патентов, свидетельств и других ограничений по срокам использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации, об ожидаемом сроке их использования при определении срока полезного использования нематериальных активов.
3.2. Решение Комиссии об определении первоначальной (договорной, балансовой, остаточной) стоимости принимаемых к бюджетному учету основных средств, нематериальных активов, материальных запасов с установленным сроком эксплуатации принимается на основании следующих документов: сопроводительная и техническая документация (государственные контракты, договоры, товарные накладные и т.п.), представляемая материально ответственными лицами в копиях либо по требованию Комиссии в подлинниках; документальное подтверждение данных о рыночных ценах, полученное от независимых экспертов (оценщиков), либо данные, сформированные самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе, в том числе в виде отчетов об оценке независимых оценщиков и протоколов заседаний рабочей группы по обоснованию текущей оценочной стоимости принимаемых к учету объектов имущества, приобретенных в результате дарения.
Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бюджетному учету основных средств, нематериальных активов, материальных запасов с установленным сроком эксплуатации осуществляется Комиссией как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц (экспертов) на основании заключенного договора (контракта).
3.3. Решение Комиссии об изменении первоначальной стоимости основных средств, нематериальных активов, а также срока полезного использования по этим объектам в случаях их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации (развития), частичной ликвидации (разукомплектования) принимается на основании сопроводительной и технической документации (государственных контрактов, договоров, товарных накладных и т.п.), представляемой материально ответственными лицами в копиях либо по требованию Комиссии в подлинниках.
3.4. Решение Комиссии о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования основных средств и нематериальных активов, срок эксплуатации которых истек, необходимости (возможности) их эффективного восстановления принимается на основании:
заключения эксперта о состоянии основных средств и нематериальных активов, оценки (предложений) соответствующих специалистов Счетной палаты по их дальнейшему использованию;
результатов инвентаризации активов (при выявлении признаков утраты полезного потенциала использования, заключенного в нефинансовом активе).
3.5. Решение Комиссии об обесценении нефинансового актива, определения справедливой стоимости нефинансового актива с учетом существенности влияния на нее выявленных признаков обесценения с одновременной оценкой необходимости корректировки в отношении актива оставшегося срока его полезного использования принимается на основании результатов проведенного теста на обесценение, проверки внешних и внутренних признаков обесценения активов, перечисленных в пунктах 7-9 Стандарта N 259н.
3.6. Решение Комиссии о выбытии основных средств, нематериальных активов, материальных запасов с установленным сроком эксплуатации, за исключением списания в результате их потребления на нужды Счетной палаты (с оформлением соответствующих первичных учетных документов), а также о возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов, полученных от демонтажа либо выбытия основных средств, принимается на основании технического заключения эксперта о состоянии основных средств, нематериальных активов, подлежащих списанию, или дефектной ведомости на оборудование, находящееся в эксплуатации продолжительное время, а также на производственный и хозяйственный инвентарь и иных документов, подтверждающих факт преждевременного выбытия имущества.
3.7. Решение Комиссии о списании в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи бланков строгой отчетности принимается на основании представленных (подготовленных) материально ответственными лицами актов о списании бланков строгой отчетности.
3.8. Решение Комиссии о признании убытков от обесценения нефинансового актива, являющегося федеральным имуществом, определения суммы накопленных убытков от обесценения объектов основных средств принимается в соответствии с пунктом 15 Стандарта N 259н в порядке, аналогичном для принятия решения о списании такого имущества.
3.9. Решение Комиссии о списании федерального имущества принимается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после выполнения следующих мероприятий:
осмотр основных средств с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации, определение их технического состояния и целесообразности (пригодности) продолжения эксплуатации по назначению, а также возможности восстановления и дальнейшего использования;
установление конкретных причин выбытия, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания;
выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств, нематериальных активов, материальных запасов с установленным сроком эксплуатации, и внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации;
получение подготовленного ответственным исполнителем технического заключения о техническом состоянии основных средств, нематериальных активов, подлежащих списанию или составлению дефектной ведомости на оборудование, находящееся в эксплуатации;
определение возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов, выбывающих основных средств и их оценка исходя из рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение пяти лет.
3.10. Решение Комиссии о восстановлении убытка от обесценения актива в случае выявления по результатам теста на обесценение признаков, указывающих на то, что убыток от обесценения актива, признанный в предыдущих периодах, больше не существует или снизился, принимается в соответствии с порядком переоценки таких активов с учетом последующей корректировки балансовой стоимости и пересчета ранее начисленной амортизации.
3.11. Решение Комиссии по определению текущей оценочной стоимости основных средств, нематериальных активов, материальных запасов с установленным сроком эксплуатации принимается в порядке, установленном в приложении к настоящему Положению.
4. Оформление решений Комиссии
4.1. Решение Комиссии, принятое в соответствии с ее компетенцией на заседании, оформляется протоколом, который подписывается председателем и членами Комиссии, присутствующими на заседании.
4.2. Решение Комиссии о принятии к бюджетному учету или о выбытии основных средств, нематериальных активов, материальных запасов с установленным сроком эксплуатации, приобретенных на основании государственных контрактов (гражданско-правовых договоров), принимается с оформлением первичных учетных документов, составленных по унифицированным формам, установленным для оформления и учета операций приема-передачи основных средств в соответствии с приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".
4.3. Оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, документы Комиссия передает в отдел бюджетного учета и отчетности Финансового департамента для отражения в бюджетном учете Счетной палаты и для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.
______________________________
* Приобретенных за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансовое обеспечение деятельности Счетной палаты, а также полученных в рамках необменных операций (дарения, безвозмездного получения имущества, получения объектов имущества по распоряжению его собственника без указания стоимостных оценок), при выявлении объектов, созданных в рамках проведения ремонтных работ, соответствующих критериям признания объектов основных средств.
** Снижение стоимости актива, превышающее нормальное снижение его стоимости в связи с владением таким активом, обусловленное снижением ценности актива.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.