Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 апреля 2019 г. N 03-03-06/2/30238
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности определены Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 151-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 2 Закона N 151-ФЗ микрофинансовой организацией признается юридическое лицо, зарегистрированное, в частности, в форме фонда, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном данным Законом N 151-ФЗ.
Согласно статье 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Особенности определения для целей налога на прибыль доходов и расходов микрофинансовых организаций установлены, соответственно, статьями 297.1 и 297.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 297.2 НК РФ к расходам кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности, расходы в виде сумм отчислений в резерв на возможные потери по займам, расходы на формирование которого учитываются кредитными потребительскими кооперативами и микрофинансовыми организациями в составе расходов в порядке и на условиях, установленных статьей 297.3 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, определены статьей 251 НК РФ. Указанный перечень доходов является закрытым.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К таким целевым поступлениям относятся в частности средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
Основными условиями применения положений пункта 2 статьи 251 НК РФ является безвозмездность получения средств, соблюдение их целевого назначения и установленных источником средств целевых поступлений условий их предоставления, а также ведение раздельного учета.
Таким образом, если субсидии предоставлены некоммерческой организации безвозмездно на осуществление уставной деятельности (включая субсидии, предоставляемые для выдачи микрозаймов), а не в оплату стоимости выполненных такой организацией работ, оказанных услуг, то при ведении раздельного учета указанные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ. При этом и расходы, произведенные за счет средств полученной субсидии на содержание и веление уставной деятельности некоммерческой организации, также не учитываются при определении налоговой базы.
Поскольку расходы, произведенные за счет средств субсидии из федерального бюджета, принимая во внимание вышеуказанные положения статьи 251 НК РФ, не учитываются некоммерческой организацией при определении налоговой базы, то и суммы отчислений в резервы, формируемые на возможные потери по займам, предоставленным за счет средств субсидии, также не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 апреля 2019 г. N 03-03-06/2/30238
Текст письма опубликован не был