Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 марта 2019 г. N 03-07-11/19838
В связи с письмом по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц доходов в натуральной форме, получаемых участниками проводимого организацией представительского мероприятия, и применения налога на добавленную стоимость в отношении приобретаемых организацией продуктов питания Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Статья 41 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 Кодекса.
При определении налоговой базы в соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг), в том числе питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
Таким образом, если оплата организацией различных расходов в рамках проведения представительских мероприятий осуществляется в интересах физических лиц - участников таких мероприятий, то указанная оплата признается доходом таких лиц, полученным в натуральной форме, а суммы такой оплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
В прочих случаях (в частности, если участие работников в проводимых организацией представительских мероприятиях является для них обязательным и связано с исполнением работниками трудовых обязанностей) оплата организацией различных расходов в рамках проведения представительских мероприятий не является доходом указанных лиц и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
При этом обязательность участия работника в проводимых представительских мероприятиях определяется, в частности, наличием приказа по организации о проведении соответствующего представительского мероприятия, утвержденного перечня работников, принимающих в нем участие, наличием непосредственной связи между вопросами, являющимися предметом переговоров, в рамках которых проводится представительское мероприятие, и служебными обязанностями, предусмотренными в трудовом договоре (контракте) с работником, принимающим участие в представительском мероприятии.
Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров. При этом передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров.
Таким образом, в случае передачи организацией права собственности на приобретенные продукты питания конкретным лицам возникает объект налогообложения.
При приобретении продуктов питания для нужд организации, не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), без последующей передачи права собственности на них, по мнению Департамента, указанная норма подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса не применяется.
Одновременно сообщаем, что определение того, насколько в каждом случае оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав осуществляется в его интересах или приводит к возникновению у него экономической выгоды, а также решение вопросов, касающихся возможной персонификации лиц, которым передаются продукты питания, относится к анализу конкретных хозяйственных ситуаций, обращения по поводу которых в Департаменте не рассматриваются.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 марта 2019 г. N 03-07-11/19838
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 30 апреля 2019 г. N 9