Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 ноября 2018 г. N 03-05-06-01/85742
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В развитие конституционной нормы в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогообложения.
Налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество.
Налог на имущество физических лиц входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования соответствующего имущества.
Средства от уплаты данного налога зачисляются в доходы местных бюджетов и органами местного самоуправления направляются на решение социально-экономических вопросов на территории муниципальных образований.
Учитывая изложенное, физические лица, признаваемые налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, обязаны платить законно установленный налог в отношении этого имущества.
Между тем на федеральном уровне определены категории граждан, освобождаемые от уплаты налога на имущество физических лиц.
Так, пенсионеры полностью освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении неиспользуемого в предпринимательской деятельности одного объекта налогообложения каждого вида, а именно в отношении: квартиры (либо комнаты), жилого дома, гаража или машино-места. Налоговая льгота в отношении указанных видов объектов налогообложения предоставляется вне зависимости от площади указанных объектов.
Кроме того, налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц предоставляется в отношении одного хозяйственного строения (сооружения) площадью до 50 кв. метров, которое расположено на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Помимо налоговых льгот на федеральном уровне по налогу на имущество физических лиц предусмотрены налоговые вычеты, применяемые при исчислении налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости в отношении объектов жилого назначения: например, в отношении жилого дома налоговый вычет составляет 50 квадратных метров общей площади этого дома.
На территории Саратовской области исчисление налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости осуществляется начиная с 2018 года, налог за который впервые будет рассчитан в 2019 году.
В связи с этим при исчислении налога на имущество физических лиц начиная с 2019 года будут применяться налоговые вычеты. Помимо этого в целях недопущения резкого роста налога будут применяться установленные статьей 408 Налогового кодекса понижающие коэффициенты.
В части установления налоговых ставок отмечается следующее.
Поскольку налог на имущество физических лиц является местным налогом, формирующим доходную базу местных бюджетов, на федеральном уровне по налогу на имущество физических лиц предусмотрены лишь предельные значения налоговых ставок: 0,3 процента кадастровой стоимости - в отношении объектов жилого назначения и гаражей, 2 процента - в отношении объектов административно-делового и торгового назначения, 0,5 процента - в отношении прочих объектов.
Конкретные налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которым также предоставлено право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости имущества, вида объекта налогообложения, места нахождения объекта налогообложения, видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.
Кроме того, регулирование налоговой нагрузки на территории муниципального образования осуществляется также путем предоставления налоговых льгот.
Учитывая изложенное, по вопросам, касающимся снижения налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц, следует обращаться в органы местного самоуправления.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.