Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2019 г. N 80-АПА19-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В.и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Заволжье" на решение Ульяновского областного суда от 25 декабря 2018 года, которым ему отказано в удовлетворении административного иска об оспаривании отдельного положения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
27 ноября 2017 года агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ N 157-ПОД, пунктом 1 которого определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень).
Текст приказа с приложением опубликован 30 ноября 2017 года в печатном издании "Ульяновская правда" N 89 (24063).
Согласно пункту 12433 Перечня нежилое помещение с кадастровым номером 73:24:021010:5333, общей площадью 440,3 кв.м, расположенное по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Ульяновский пр-т, д. 11, является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Общество с ограниченной ответственностью "Заволжье" обратилось в суд с административным иском о признании недействующим пункта 12433 Перечня, ссылаясь на то, что включенное в Перечень помещение, собственником которого оно является, не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Включение данного помещения в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Ульяновского областного суда от 25 декабря 2018 года отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Заволжье" просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Федеральный законодатель указал, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 названного кодекса право субъектов Российской Федерации при установлении налога законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно статье 1.1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области" (в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нежилое помещение, как эго предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо оно фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
В судебном заседании судом первой инстанции установлено и подтверждается техническим паспортом, составленным областным государственным унитарным предприятием "Имущество" филиал N 2 "Центр технической инвентаризации" по состоянию на 21 октября 2011 года, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение имеет назначение - торговое, его площадь составляет 440,3 кв.м, расположено в подвальном помещении и на первом этаже многоквартирного жилого дома.
Из экспликации к поэтажному плану нежилого помещения усматривается, что в нем имеется: в подвале - тепловой пункт, склад и торговое помещение площадью 224,7 кв.м; на первом этаже - склад, торговое помещение площадью 59,5 кв.м, тамбур, лифт, кафе-бар площадью 25 кв.м, лестничная клетка, санузел, подсобное помещение, кабинет, коридор.
При таких данных, как верно указал суд, помещение подлежало включению в Перечень на основании сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации), которыми подтверждается, что более 20 процентов общей площади этого помещения (20% от 440,3 кв.м = 88,6 кв.м) предназначено для использования в целях размещения торговых объектов.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в Перечень включено помещение, а не отдельно стоящее здание в качестве административно-делового центра или торгового центра (комплекса), следовательно, 20 процентов необходимо исчислять от общей площади этого помещения, а не от общей площади многоквартирного дома, как утверждает административный истец.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных правил при рассмотрении дела судом не допущено, решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ульяновского областного суда от 25 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжье" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2019 г. N 80-АПА19-1
Текст определения опубликован не был