Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2019 г. N 53-АПА19-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мезит Л.М. о признании не действующим приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года N В-122, в части установления территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером ..., по апелляционной жалобе Красноярского городского Совета депутатов на решение Красноярского краевого суда от 12 декабря 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Мезит Л.М. обратилась в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" (далее - Правила землепользования и застройки), в части установления двух территориальных зон в границах указанного земельного участка, мотивируя свои требования тем, что ей отказано в удовлетворении заявления о заключении соглашения о перераспределении по причине нахождения земельного участка одновременно в двух территориальных зонах, а именно: зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне территории объектов автомобильного транспорта.
Решением Красноярского краевого суда от 12 декабря 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено, признано не действующим с момента вступления решения суда в законную силу приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки в части отнесения земельного участка с кадастровым номером ... к двум территориальным зонам.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Красноярский городской Совет депутатов обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит названный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указал, что в соответствии с Генеральным планом городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского совета депутатов от 13 марта 2015 года N 7-107 (далее - Генеральный план), частично на территории вышеуказанного земельного участка в перспективе предусмотрена автомобильная дорога, в связи с чем в отношении части земельного участка установлена функциональная зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий, а Правилами землепользования и застройки - территориальная зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что Мезит Л.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., который сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с уточнением его границ 28 февраля 1991 г.
На земельном участке расположен принадлежащий административному истцу жилой дом с кадастровым номером ...
Согласно сведениям, полученным из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности 3 декабря 2018 г., картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки) как в первоначальной редакции, так и в редакции решения от 7 сентября 2018 г. N В-301, в отношении земельного участка установлены следующие территориальные зоны: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).
Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 названного кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
С учетом изложенного отнесение земельного участка с кадастровым номером ... одновременно к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) противоречит части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемые в части Правила землепользования и застройки соответствуют Генеральному плану, согласно которому на территории земельного участка частично в перспективе предусмотрена автомобильная дорога, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Нормами Градостроительного кодекса закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, - перед правилами землепользования и застройки.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Исходя из пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса территориями общего пользования являются земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу пункта 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В статье 12 Правил землепользования и застройки определены виды территориальных зон на территории города Красноярска, а в статье 32 оспариваемого нормативного правового акта приведено описание зоны территорий объектов автомобильного транспорта, включающей в себя участки территории города, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса.
Таким образом, названная территориальная зона помимо территории общего пользования, предназначенной для автомобильной дороги, включает в себя также участки для размещения объектов транспортной инфраструктуры, следовательно, земельный участок находится в двух территориальных зонах: зоне застройки индивидуальными жилыми домами и зоне инженерной и транспортной инфраструктур.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 12 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу красноярского городского Совета депутатов - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н.. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2019 г. N 53-АПА19-7
Текст определения опубликован не был