Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ИТСК" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Управление капитального строительства Республики Башкортостан (далее - Заказчик), Министерства экономического развития Республики Башкортостан (далее - Уполномоченный орган) при проведении аукционной комиссией ГКУ Управление капитального строительства Республики Башкортостан (далее - Аукционная комиссия) Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ, поставка оборудования, неразрывно связанного с производством работ по объекту "Реконструкция существующих зданий ГБУЗ РКЦ МЗ РБ со строительством хирургического корпуса" (номер извещения 0101200009519000701) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товарам, сведения о которых необходимо предоставить в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.03.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 620 297 657,42 рублей;
3) источник финансирования - за счет средств бюджета Республики Башкортостан. КБК - 0111142804010523;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 17.04.2019;
6) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 23.04.2019;
7) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товарам, сведения о которых необходимо предоставить в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из жалобы Заявителя следует, что в приложении N 3 к разделу N 1 "Техническое задание" документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к техническим характеристикам товара "Кирпич керамический", которые противоречат ГОСТ 530-2012.
В приложении N 3 к разделу N 1 "Техническое задание" документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товара "Кирпич керамический", в том числе: "длина - 250мм; толщина - 65; 88; класс средней плотности изделия - 1,2 или 1,0 или 0,8".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанные характеристики товара "Кирпич керамический" установлены в соответствии с ГОСТ 530-2012, а именно: длина и толщина установлены в соответствии с таблицей 2 ГОСТ 530-2012, класс средней плотности изделия в соответствии с таблицей 1 ГОСТ 530-2012. При этом по вышеуказанным техническим характеристикам товара "Кирпич керамический" отсутствуют взаимосвязь, в связи с чем, участникам закупки необходимо указать отдельные характеристики товаров в соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе и положениями ГОСТ 530-2012.
Также из жалобы Заявителя следует, что в приложении N 3 к разделу N 1 "Техническое задание" документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены излишние, завышенные требования к техническим характеристикам товаров "Горячекатаная арматурная сталь", поскольку к одному и тому же классу товара "Горячекатаная арматурная сталь" установлены разные требования к номинальному диаметру.
В приложении N 3 к разделу N 1 "Техническое задание" документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товара "Горячекатаная арматурная сталь", в том числе: "класс и номинальный диаметр".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанные характеристики товаров "Горячекатаная арматурная сталь" установлены в соответствии с потребностью Заказчика, Уполномоченного органа и не противоречат положениям Закона о контрактной системе. При этом в приложении N 3 к разделу N 1 "Техническое задание" документации об Аукционе установлены разные требования к номинальному диаметру, поскольку требуется горячекатаная арматурная сталь разных типов, но с одинаковым классом.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены ненадлежащие, излишние требования к товарам "Кирпич керамический и Горячекатаная арматурная сталь", в связи с чем, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что в приложении N 3 к разделу N 1 "Техническое задание" документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены ненадлежащие требования к техническим характеристикам товара "Кабель силовой".
Пунктом 229 приложения N 3 к разделу N 1 "Техническое задание" документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров "Кабель силовой", в том числе:
"Материал наружной оболочки поливинилхлоридный пластикат пониженной пожарной опасности; поливинилхлоридный пластикат пониженной горючести;
Материал защитного шланга поливинилхлоридный пластикат пониженной пожарной опасности; поливинилхлоридный пластикат пониженной горючести;
Кабели имеют защитный шланг; наружную оболочку".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что участникам закупки по товару "Кабель силовой" в отношении показателей (параметров) "материал наружной оболочки; материал защитного шланга; кабели имеют защитный шланг или наружную оболочку" необходимо выбрать одно из перечисленных значений в соответствии с Инструкцией.
При этом, например, в случаи выбора показателя "защитный шланг" участнику закупки по параметру "материал наружной оболочки" необходимо указать прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены требования к товару "Кабель силовой", поскольку в случае выбора показателя "защитный шланг" дать характеристику по показателю "материал наружной оболочки" не представляется возможным, что не соответствует техническому заданию документации об Аукционе, вводит участников закупки в заблуждения, препятствует надлежащему заполнению заявок на участие в Аукционе, а также может послужить основанием для отказа в допуске к участию в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к содержанию заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к дополнительным требованиям к участникам закупки пункта 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99, а также требованиям, установленным документацией об Аукционе, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, а именно "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке".
При этом к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 19.3 документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к участникам закупки, а также к составу второй части заявки на участие в закупке: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих (Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе объектом закупки является выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ, поставка оборудования, неразрывно связанного с производством работ по объекту "Реконструкция существующих зданий
ГБУЗ РКЦ МЗ РБ со строительством хирургического корпуса" с начально (максимальной) ценой контракта 2 620 297 657,42 рублей, при этом, стоимость исполненного участником контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), а именно 524 059 531,48 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22.04.2019 N 0101200009519000701-0 заявка участника закупки ООО "Фирма СУ-10" признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, изучив заявку Заявителя, представленную на заседание Комиссии представителями Заказчика, Уполномоченного органа, установлено, что ООО "Фирма СУ-10" в качестве подтверждения наличия опыта представлена копия договора субподряда от 06.06.2016 N 33/16-01 между ООО "Группа компания СУ-10" и ООО "Фирма СУ-10" на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте "Дема-8" в Демском районе городского округа Уфа Республики Башкортостан на сумму 596 329 408,37 рублей. При этом, согласно акту приемки объекта капитального строительства генеральным подрядчиком является ООО "Группа компания СУ-10".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что участником закупки ООО "Фирма СУ-10" качестве подтверждения наличия опыта представлена копия договора субподряда.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что участником закупки ООО "Фирма СУ-10" в составе заявки не представлены документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99, поскольку лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные виды строительных работ, не имеет надлежащего опыта строительства (капитального ремонта, реконструкции) самого объекта капитального строительства.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 22.04.2019 по делу N 19/44/105/1038 в действиях Уполномоченного органа, Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении в ЕИС проектной документации не в полном объеме;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе.
В связи с чем, Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание от 22.04.2019 по делу N 19/44/105/1038 об устранении выявленных нарушений путем несения изменений в документацию об Аукционе.
Срок исполнения предписания от 22.04.2019 по делу N 19/44/105/1038 установлен до 08.05.2019.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ИТСК" обоснованной в части неправомерного установления в документации об Аукционе ненадлежащих требований к содержанию заявки.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание от 22.04.2019 по делу N 19/44/105/1038, по данному делу предписание не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанных в пунктах 1, 3 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения от 22.04.2019 по делу N 19/44/105/1038 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
6. Передать материалы дела от 23.04.2019 по делу N 19/44/105/991 по нарушению, указанному в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.