Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 мая 2019 г. N 03-07-08/32895
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее - Организация) приобретает у иностранного поставщика следующие услуги: приобретение и установка от имени иностранной компании, но за счет Организации лицензионных программ, установка приобретенных программ в сети Организации в режиме удаленного доступа. Иностранная организация предоставляет права пользования такими программами в период действия срока договора.
В соответствии со ст. 174.1 НК РФ электронными услугами признаются услуги, оказываемые через информационно-телекоммуникационные сети, в том числе Интернет, с использованием информационных технологий. К таким услугам относятся в том числе предоставление прав на использование программ для ЭВМ через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.
Если права на программы для ЭВМ и базы данных предоставлены по лицензионному договору, то такие электронные услуги освобождаются от НДС на основании пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Читая формулировку НК РФ по описанию услуги по предоставлению прав на ЭВМ можно обратить внимание на формулировку "через сеть Интернет" и "предоставление удаленного доступа". Организация считает, что речь идет о программах, которые непосредственно скачиваются из Интернета или же предоставляются непосредственно в самом Интернете.
Иностранный поставщик оказывает услуги не путем предоставления прав на программы, а путем их приобретения, передачи прав Организации и их установки непосредственно через внутреннюю сеть (через удаленный доступ), т.е. программы не скачиваются из сети Интернет и не используются непосредственно в сети Интернет.
Организация считает, что порядок, установленный НК РФ в части электронных услуг, и порядок в части применения вычета по НДС по данным услугам не применимы к описанной ситуации.
Вопрос:
1. Необходимо ли иностранной компании вставать на налоговый учет в РФ при оказании услуг по предоставлению прав на программное обеспечение через удаленный доступ непосредственно на компьютеры сотрудников Организации, т.е. не используя программу непосредственно в сети Интернет?
2. Если описываемые услуги квалифицируются как электронные услуги, то может ли иностранная компания воспользоваться льготой, установленной пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, при условии, что заключен не отдельный лицензионный договор, а передача прав зафиксирована в договоре на оказание услуг?
3. Если иностранная компания может воспользоваться льготой, то возникает ли у нее обязанность вставать на учет в налоговых органах РФ?
4. Если в описанной ситуации услуги не квалифицируются как электронные, то возникает ли у Организации обязанность выступать налоговым агентом по НДС? Или же Организация может ссылаться на льготу, установленную пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ и не удерживать НДС при выплате вознаграждения?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при оказании российской организации иностранной организацией услуг в электронной форме, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщается, что к услугам в электронной форме, местом реализации которых в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признается территория Российской Федерации, относятся услуги, поименованные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса.
На основании пункта 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением иностранной организации, оказывающей указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), и осуществляющая расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, подлежит постановке на учет в налоговом органе. При этом исключений в отношении иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме, освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса, указанной статьей 83 Кодекса не предусмотрено.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 мая 2019 г. N 03-07-08/32895
Текст письма опубликован не был