Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 31 января 2019 N 67/пр
Методические рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации, участвующими в федеральном проекте "Оздоровление реки Волги", оценки состояния систем очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу, на соответствие нормативам
1. Рекомендации к порядку проведения субъектами Российской Федерации, участвующими в федеральном проекте "Оздоровление реки Волги", утвержденном протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 21 декабря 2018 г. N 3 (далее - федеральный проект "Оздоровление Волги"), оценки состояния расположенных на их территории объектов систем очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу, на соответствие нормативам, установленным законодательством Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды (далее соответственно - оценка состояния систем, нормативы).
1.1. Рекомендуемые цели и задачи оценки состояния систем.
Оценку состояния систем рекомендуется проводить в целях обеспечения реализации федерального проекта "Оздоровление Волги" и выявления на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Оздоровление Волги", систем водоотведения, нуждающихся в реконструкции (модернизации), а также выявления необходимости строительства новых систем водоотведения в целях сокращения в 3 раза доли сбрасываемых в реку Волгу загрязненных сточных вод.
В качестве задач проведения оценки состояния систем рекомендуется рассматривать:
- определение фактических значений показателей качества очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу;
- определение фактического технико-экономического состояния систем водоотведения, в том числе очистных сооружений таких систем, осуществляющих сброс сточных вод в реку Волгу;
- получение данных для подготовки региональных программ субъектов Российской Федерации по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений организаций, осуществляющих водоотведение в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - предприятия ВКХ);
- получения данных для оценки эффективности реализации указанных региональных программ.
1.2. Рекомендации в части определения объекта и предмета оценки состояния систем.
В качестве объекта оценки систем рекомендуется рассматривать системы водоотведения расположенные на территории муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Оздоровление Волги".
В качестве предмета оценки состояния систем рекомендуется рассматривать показатели качества очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу очистными сооружениями предприятий ВКХ, расположенными на территории муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Оздоровление Волги".
1.3. Рекомендации в части определения субъектов и участников оценки состояния систем.
В качестве субъектов проводимой оценки рекомендуется рассматривать:
- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России);
- Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, действующая в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Фонд);
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор);
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в федеральном проекте "Оздоровление Волги".
К участникам оценки состояния систем рекомендуется относить:
- территориальные органы Росприроднадзора;
- муниципальные образования в субъектах Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Оздоровление Волги" (городское поселение' сельское поселение, городской округ);
- предприятия ВКХ, осуществляющие свою деятельность на территории муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Оздоровление Волги";
- организации, осуществляющие вывоз жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) на территориях муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Оздоровление Волги";
- специализированные и иные организации, привлекаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к участию в оценке состояния систем.
1.4 Рекомендуемый состав действий, обеспечивающих всестороннюю оценку состояния систем, и этапы ее проведения.
1.4.1. При проведении субъектами Российской Федерации оценки состояния систем рекомендуется определять:
- техническое состояние объектов систем водоотведения;
- фактические показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения;
- уровень соблюдения требований природоохранного законодательства при очистке сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу;
- уровень экономической эффективности работы систем водоотведения
1.4.2. При проведении оценки состояния систем рекомендуется выделять следующие этапы:
- формирование перечня объектов оценки систем водоотведения;
- камеральное обследование систем водоотведения;
- оценка технического состояния систем водоотведения;
- оценка эффективности деятельности предприятий ВКХ;
- оценка качества очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу;
- подведение итогов.
1.5. Рекомендации по порядку формирования перечня объектов оценки систем водоотведения.
Перечень объектов оценки систем водоотведения рекомендуется формировать с учетом требований Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) и приказа Минстроя России от 5 августа 2014 г. N 437/пр "Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей" (далее - приказ Минстроя России N 437/пр).
1.6. Рекомендации по порядку проведения камерального обследования систем водоотведения.
1.6.1. Камеральное обследование объектов систем водоотведения рекомендуется проводить в соответствии с требованиями, предусмотренными приказом Минстроя России N 437/пр.
1.6.2. По результатам камерального обследования рекомендуется определить следующие сведения об обследуемых объектах системы водоотведения, в том числе:
тип объекта (например, сети, очистные сооружения канализации, канализационные насосные станции, выпуск сточных вод и прочее);
наименование и адрес объекта системы водоотведения;
год постройки и год ввода в эксплуатацию объекта системы водоотведения;
статус использования объекта системы водоотведения (бесхозяйный, в резерве, в эксплуатации);
информация о собственнике объекта;
информация о юридическом лице, эксплуатирующем объект;
наличие санитарно-защитной зоны для очистных сооружений канализации;
проектные и фактические параметры объекта;
амортизационный и физический износ объекта;
сведения об аварийности (количестве засоров) на объектах за предыдущий год;
технологическое и конструктивное исполнение (состав) объекта;
информация о наличии или отсутствии технической возможности очистных сооружений канализации обеспечивать проектные параметры очистки сточных вод и соблюдение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и лимитов на сбросы, установленных в соответствии с природоохранным законодательством;
перечень применяемых технологий очистки сточных вод;
реализуемые стадии очистки сточных вод.
Для получения указанных сведений в рамках камерального обследования систем водоотведения рекомендуется использовать информацию о канализационных сетях и оборудовании, установленном на объектах систем водоотведения, содержащуюся в нормативно-технической документации и (при наличии) в автоматизированных системах учета данных предприятий ВКХ, в том числе:
- для камерального обследования канализационных сетей:
проектную документацию (включая чертежи - план, профиль, спецификации, пояснительную записку), содержащую функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения;
исполнительную документацию, содержащую сведения о технических характеристиках инженерных сетей, о соответствии фактически выполненных работ проектной документации, о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях;
эксплуатационную документацию в соответствии с регламентом эксплуатации канализационной сети;
иную документацию, содержащую сведения о техническом состоянии канализационных сетей и элементов сети, в том числе отчеты по телевизионной диагностике сетей, дефектные ведомости, об аварийности канализационных сетей, о сроках эксплуатации и износе сетей, о результатах определения качества сточных вод в точках, определенных программой контроля состава и свойств сточных вод, в том числе журналы учета и иная документация, содержащая сведения о технических параметрах обследуемых объектов;
- для камерального обследования оборудования, установленного на объектах систем водоотведения:
паспорт на оборудование;
руководство (инструкцию) по эксплуатации оборудования;
проектную документацию;
исполнительную документацию;
план-график планово-предупредительного ремонта;
отчет о выполнении планово-предупредительного ремонта;
акт технического освидетельствования объекта;
аварийный акт;
акты и журналы учета, содержащие сведения об аварийности объектов, о повреждениях или нарушениях эксплуатации;
иную документацию, содержащую сведения о техническом состоянии оборудования, установленного на объектах систем водоотведения.
1.7. Рекомендации к порядку проведения оценки технического состояния объектов систем водоотведения.
В рамках оценки технического состояния объектов систем водоотведения рекомендуется определять фактическое техническое состояние объектов систем водоотведения и их технико-экономическую эффективность.
Для получения указанных сведений предприятию ВКХ рекомендуется самостоятельно или с привлечением специализированных организаций провести натурное, визуально-измерительное обследование и инструментальное обследование объектов систем водоотведения.
В состав сведений о фактическом техническом состоянии рекомендуется включать следующую информацию:
об уровне физического износа объектов системы водоотведения;
об актуальном техническом состоянии объекта на дату обследования.
При определении износа объектов систем водоотведения рекомендуется руководствоваться приказом Минстроя России от 5 августа 2014 г. N 437/пр.
По итогам оценки технического состояния объектов систем водоотведения рекомендуется определять:
проектные и фактические характеристики объектов водоотведения на период проведения оценки;
техническое состояние тоннельных коллекторов на основе результатов технического осмотра, обследования с использованием мобильных диагностических средств;
наличие прямых выпусков с формированием сведений по водоему-приемнику, диаметрам, расходам сточных вод;
аварийность на сооружениях водоотведения и количество засоров в канализационной сети;
технологические нарушения на сооружениях водоотведения и канализационной сети;
оперативность реагирования и общего времени устранения аварий и технологических нарушений при работе оборудования и инженерных сетей;
технические характеристики и возможности очистных сооружений канализации и сооружений по обработке осадка сточных вод обеспечивать проектные параметры качества очистки сточных вод и обработки осадка сточных вод;
технические характеристики объектов для хранения осадка сточных вод и наличия дефицита или резерва их мощности;
соответствие применяемых технологических решений требуемой эффективности очистки на основе учета сведений о качестве, соответствующем требованиям, установленным природоохранным законодательством, водным законодательством и законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения;
оптимальность эксплуатационных характеристик канализационной сети, очистных сооружений канализации, сооружений по обработке осадка сточных вод;
содержание загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в составе сточных вод и соответствия состава и свойств сточных вод требованиям, установленными природоохранным законодательством;
объемы сброса сточных вод, подвергающихся очистке, и объемы сброса неочищенных сточных вод.
В ходе оценки рекомендуется сформировать технико-экономические показатели состояния объектов централизованных систем водоотведения в соответствии с приложением N 2 к приказу Минстроя России от 5 августа 2014 г. N 437/пр на предыдущий год.
1.8. Рекомендации к порядку проведения оценки эффективности деятельности предприятий ВКХ.
1.8.1. Для проведения оценки эффективности экономической деятельности предприятий ВКХ и обеспечения ими потребности населения в услугах водоотведения рекомендуется использовать:
договоры о предоставлении услуг водоотведения предприятием ВКХ потребителям;
договоры о предоставлении населению услуг по вывозу ЖБО;
данные бухгалтерского и статистического учета предприятия ВКХ;
данные автоматизированной системы учета предприятия ВКХ (при наличии);
производственную программу предприятия ВКХ;
схемы водоотведения и водоснабжения, программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры и иные документы территориального планирования;
иную экономическую и техническую документацию предприятия ВКХ;
сведения Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора).
1.8.2. При необходимости для оценки эффективности деятельности предприятий ВКХ, рекомендуется также использовать информацию органов тарифного регулирования субъекта Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления об экономической деятельности таких предприятий.
1.8.3. Для получения сведений о качестве очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу очистными сооружениями предприятий ВКХ, и соблюдении предприятиями ВКХ требований природоохранного законодательства рекомендуется использовать:
проекты санитарно-защитных зон;
планы снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
разрешения на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты;
разрешения на сбросы в пределах лимитов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты;
приказы Росприроднадзора об утверждении нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты;
программы повышения экологической эффективности или планы мероприятий по охране окружающей среды предприятия ВКХ;
информацию Росприроднадзора (территориальных органов Росприроднадзора) о выявленных и не устраненных предприятиями ВКХ нарушениях природоохранного законодательства;
иную документацию, содержащую сведения о качестве очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу очистными сооружениями предприятий ВКХ, и соблюдении предприятиями ВКХ требований природоохранного законодательства.
1.9. Рекомендации к порядку проведения оценки качества очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу.
В рамках проведения оценки качества очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу, рекомендуется определять информацию о соответствии нормативам сточных вод, сбрасываемых очистными сооружениями в реку Волгу на территории субъекта Российской Федерации, в том числе:
показатели качества очистки сточных вод;
информацию о содержании загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в составе сточных вод и соответствии состава и свойств сточных вод требованиям, установленным природоохранным законодательством;
информацию об эксплуатационных характеристиках канализационной сети, очистных сооружений канализации, сооружений по обработке осадка сточных вод и их соответствии оптимальным эксплуатационным характеристикам;
информацию о наличии или отсутствии технической возможности у очистных сооружений канализации по обеспечению проектных параметров очистки сточных вод и соблюдению нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и лимитов на сбросы, установленных в соответствии природоохранным законодательством;
информацию о соответствии применяемых технологических решений требуемой эффективности очистки, на основе учета сведений, формируемых в рамках программы контроля состава и свойств сточных вод, соответствующем требованиям, установленным природоохранным законодательством, водным законодательством и законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения.
1.10. Рекомендации к порядку подведения итогов оценки состояния систем.
1.10.1. Субъектам Российской Федерации рекомендуется систематизировать и обобщить информацию, полученную в ходе оценки состояния систем от ее участников.
Рекомендуемая форма, в которой может быть изложена информация, полученная в ходе проведения оценки состояния систем, приведена в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Информацию, полученную в рамках проведения оценки состояния систем, рекомендуется также размещать в автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ" (далее - АИС "Реформа ЖКХ")1 путем внесения такой информации в следующие формы ввода данных, предусмотренные АИС "Реформа ЖКХ":
"ОВ-1" Ключевые показатели;
"ОВ-2" ЦСВ (централизованные системы водоотведения);
"ОВ-3" Состояние ЦСВП (централизованных систем водоотведения поселений);
"ОВ-4" Эксплуатация ЦСВП (централизованных систем водоотведения поселений);
"ОВ-5" Реализация услуг водоотведения;
"ОВ-6" Очистка сточных вод.
1.10.2. На основании полученной в ходе оценки состояния систем информации субъектам Российской Федерации рекомендуется осуществлять мониторинг проведения ими оценки состояния систем (далее - мониторинг).
Рекомендуемая форма, в которой может быть изложена информация, полученная в рамках проведения мониторинга, приведена в Приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Информацию, полученную в рамках мониторинга, рекомендуется также размещать в АИС "Реформа ЖКХ" путем внесения такой информации в следующие формы ввода данных, предусмотренные АИС "Реформа ЖКХ":
"ОВ-ЦСВ";
"ОВ-ДК";
"ОВ-Предприятие ВКХ";
"ОВ-ОСК";
"ОВ-Параметры";
"ОВ-объекты ЦСВП".
1.10.3. Показатели в формах ввода данных ОВ-1-ОВ-6 рекомендуется заполнять в разрезе муниципальных образований и формировать их на основе информации из форм ввода данных по мониторингу "ОВ-ЦСВ", "ОВ-ДК", "ОВ-Предприятие ВКХ", "ОВ-ОСК", "ОВ-Параметры" и "ОВ-объекты ЦСВП" с применением рекомендуемых справочников и формул, размещенных в АИС "Реформа ЖКХ", и в соответствии с Инструкцией пользователя АИС "Реформа ЖКХ".
Перед заполнением указанных форм ввода данных рекомендуется ознакомиться с Инструкцией пользователя АИС "Реформа ЖКХ", расположенной по адресу: https://ais.reformagkh.ru/#/reference.
2. Рекомендации к порядку взаимодействия субъектов и участников оценки состояния систем.
2.1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется организовать информационное взаимодействие с участниками оценки состояния систем, в том числе путем:
- создания региональных координационных органов (рабочих групп) по вопросу реализации федерального проекта "Оздоровление Волги", в состав которых рекомендуется включать представителей:
территориального органа Росприроднадзора;
органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе осуществляющих функции в сфере ЖКХ, тарифного регулирования;
органов местного самоуправления;
предприятий ВКХ.
- формирования и утверждения планов мероприятий по проведению оценки состояния систем, включающих перечень участников такой оценки, "зоны ответственности" каждого из ее участников, сроки реализации и результаты мероприятий по оценке (далее - план проведения оценки);
- обеспечения контроля реализации планов проведения оценки;
- методического и информационного обеспечения участников оценки состояния систем.
2.2. Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с субъектами оценки состояния систем рекомендуется обеспечить, в том числе, посредством:
- размещения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в АИС "Реформа ЖКХ" сведений о результатах оценки состояния систем и данных мониторинга;
- формирования и предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведений о результатах оценки состояния систем и данных мониторинга в Фонд;
- методического и информационного обеспечения субъектов Российской Федерации и Фонда по вопросам проведения оценки состояния систем и мониторинга со стороны Минстроя России и Росприроднадзора;
- обеспечения Фондом доступа Минстрою России к размещенным в АИС "Реформа ЖКХ" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведениям о результатах оценки состояния систем и данным мониторинга;
- предоставления Фондом в Минстрой России сводной информации о результатах оценки состояния систем в субъектах Российской Федерации.
2.3. Органам местного самоуправления в рамках взаимодействия с участниками оценки состояния систем рекомендуется, в частности:
- осуществлять на территории муниципального образования оценку объектов систем водоотведения в соответствии с планом мероприятий по проведению оценки на территории субъекта Российской Федерации;
- обеспечивать субъект Российской Федерации, предприятия ВКХ, территориальные органы Росприроднадзора информацией, необходимой для проведения оценки;
- представлять в адрес субъекта Российской Федерации сведения об итогах оценки на территории муниципального образования;
- участвовать, при необходимости, в совещаниях по вопросам реализации плана мероприятий по проведению оценки на территории субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции;
- согласовывать результаты оценки предприятием ВКХ состояния объектов систем водоотведения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности водоотведения;
- взаимодействовать с субъектом Российской Федерации и территориальным органом Росприроднадзора в целях получения методической и (или) информационной поддержки для целей оценки в пределах своей компетенции;
- реализовывать иные функции, необходимые для достижения целей оценки.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.5. Предприятиям ВКХ в рамках проведения оценки рекомендуется:
- участвовать в реализации плана проведения оценки на территории субъекта Российской Федерации;
- участвовать, при необходимости, в совещаниях по вопросам реализации указанного плана мероприятий;
- согласовывать результаты проведения оценки с органом местного самоуправления и территориальным органом Росприроднадзора;
- представлять по установленным методикой формам и срокам, в адрес субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных органов Росприроднадзора информацию по итогам проведения оценки.
------------------------------
1 АИС "Реформа ЖКХ" размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) по адресу: http://ais.reformagkh.ru/, разработана, обслуживается и используется Фондом для формирования сводных аналитических отчетов, для публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставления в Минстрой России информации, в том числе о состоянии объектов систем водоснабжения.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 31 января 2019 г. N 67/пр "Об утверждении Методических... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.