Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 8 мая 2019 г. N 306-ЭС18-26294
Резолютивная часть определения объявлена 6 мая 2019 года.
Полный текст определения изготовлен 8 мая 2019 года.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Букиной И.А.,
судей Капкаева Д.В. и Разумова И.В. -
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2018 (судьи Грабко О.В., Акимова М.А., Макаров И.А.), постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.10.2018 (судьи Богданова Е.В., Гильмутдинов В.Р., Конопатов В.В.) по делу N А57-17489/2016 Арбитражного суда Саратовской области о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Лысогорские коммунальные системы" (далее - должник).
В судебном заседании принял участие представитель конкурсного управляющего должником Шарова Максима Алексеевича - Никитин В.И. по доверенности от 30.04.2019.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Букиной И.А., объяснения представителя конкурсного управляющего, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:
в рамках дела о банкротстве должника Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о замене во второй очереди реестра требований кредиторов должника кредиторов - работников должника в количестве 56 человек, на их правопреемника - Администрацию.
К участию в рассмотрении заявления в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены бывшие работники должника в количестве 56 человек.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 13.06.2018 заявление Администрации о процессуальном правопреемстве удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.08.2018, оставленным без изменения постановлением суда округа от 25.10.2018, определение от 13.06.2018 отменено, в удовлетворении заявления Администрации о процессуальном правопреемстве отказано.
Администрация обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановления суда апелляционной инстанции и округа, оставить в силе определение суда первой инстанции.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2019 (судья Букина И.А.) кассационная жалоба вместе с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего должником поддержал доводы кассационной жалобы Администрации.
Администрация, Управление ФНС России по Саратовской области, а также третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы обособленного спора, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя конкурсного управляющего, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Администрацией и работниками должника в количестве 56 человек в сентябре 2017 года были заключены договоры уступки права требования (цессии), по условиям которых работники уступили Администрации право требования взыскания с должника задолженности по заработной плате в размере, включенном в реестре требований кредиторов должника (вторая очередь), а Администрация обязалась оплатить за уступаемые права денежные средства в размере, соответствующем их номиналу (в размере передаваемых прав), до 31.12.2017.
В соответствии с условиями указанных договоров права требования работников (бывших работников) к должнику о взыскании задолженности в общей сумме 1 587 978,10 руб. перешло в полном объеме к Администрации с момента их подписания.
Принятые на себя в соответствии с условиями договоров цессии обязательства по оплате стоимости уступленных прав (требований) Администрацией исполнены в полном объеме.
Данное обстоятельство послужило основанием обращения Администрации в арбитражный суд с заявлением о процессуальной замене кредиторов во второй очереди реестра требований кредиторов должника в соответствующих суммах на Администрацию.
Удовлетворяя заявление Администрации, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 382, 383, 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из исполнения договоров цессии, заключенных между Администрацией (цессионарием) и работниками должника (цедентами), что повлекло материальное правопреемство в гражданско-правовом отношении, являющееся в силу статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для осуществления процессуальной замены кредитора в реестре требований кредиторов. При этом суд первой инстанции отметил, что замена в реестре требований кредиторов второй очереди физических лиц - работников должника на Администрацию не приведет к изменению объема прав и не переведет Администрацию в разряд конкурсных кредиторов; такая замена не нарушит прав должника и других кредиторов, так как общий размер и очередность погашения имевшейся у должника задолженности не изменяется.
Отменяя определение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления Администрации о процессуальной замене, суд апелляционной инстанции, сославшись на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.07.2017 N 308-ЭС17-1556, в том числе исходил из того, что коль скоро Администрация является учредителем и собственником имущества должника, то именно она должна нести негативные последствия, связанные с банкротством предприятия, в том числе путем погашения задолженности перед работниками по заработной плате. В связи с чем, суд апелляционной инстанции признал, что своими действиями Администрация фактически компенсировала негативные последствия своего ненадлежащего управления должником и его имуществом, использовав при этом гражданско-правовой механизм заключения договоров уступки права требования, что не приводит к процессуальной замене указанных кредиторов на Администрацию.
Суд апелляционной инстанции также посчитал, что погасив задолженность должника перед его работниками, Администрация фактически предоставила должнику заем, что свидетельствует о пополнении оборотных средств в связи с управлением должником и его имуществом, то есть о корпоративном характера требования.
С выводами суда апелляционной инстанции согласился суд округа.
Вместе с тем, судами апелляционной инстанции и округа не учтено следующее.
Требования, в отношении которых заявлено о процессуальном правопреемстве, возникли перед работниками по выплате заработной платы и переданы Администрации по договорам цессии на возмездной основе.
После включения судом требований об оплате труда лиц, работавших по трудовому договору, в реестр требований кредиторов должника они становятся требованиями кредиторов в деле о банкротстве и не обладают требуемой неразрывной связью с личностью кредитора, в связи с чем, установленный статьей 383 Гражданского кодекса Российской Федерации запрет уступки права не нарушается.
Таким образом, избранная Администрацией модель исполнения обязательств перед работниками с использованием гражданско-правового механизма уступки прав требований не противоречит закону и обеспечивает выполнение социальной функции в процедурах банкротства, запрет которой дестимулирует (лишает правового смысла) намерение собственника к исполнению обязательств перед работниками в условиях неплатежеспособности предприятия.
Вопреки выводам суда апелляционной инстанции выплата работникам денежных средств в порядке исполнения договоров уступки права (требования) не повлекла пополнение оборотных средств должника и не может быть квалифицирована в качестве заемных обязательств должника.
Уступка прав требования задолженности по заработной плате и последующее процессуальное правопреемство не приведут к изменению объема прав, а также возможности контроля за процедурой со стороны Администрации, поскольку по смыслу положений статьи 12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" кредиторам второй очереди (работникам) не предоставлено право голоса на собрании кредиторов, на что правильно указал суд первой инстанции.
Более того, положениями статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено, что в случаях, когда несостоятельность (банкротство) государственного или муниципального предприятия вызвана собственником его имущества, то на последнего может быть возложена субсидиарная ответственность при недостаточности имущества должника.
Таким образом, отказав в процессуальном правопреемстве по мотивам того, что Администрация как собственник имущества должника должна нести негативные последствия, связанные с банкротством предприятия, суды апелляционной инстанции и округа фактически предрешили исход спора о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности применительно к обязательствам должника перед кредиторами второй очереди (работниками), не устанавливая при этом соответствующих оснований.
Ссылка судов апелляционной инстанции и округа на определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2017 N 308-ЭС17-1556 ошибочна, поскольку изложенная в нем правовая позиция имеет отношение к иным обстоятельствам спора, то есть фактические обстоятельства по указанному и настоящему спору не являются схожими.
Допущенные судами апелляционной инстанции и округа нарушения норм права являются существенными, без их устранения невозможны восстановление и защита прав и законных интересов Администрации, в связи с чем, постановление суда апелляционной инстанции от 07.08.2018 и постановление суда округа от 25.10.2018 подлежат отмене с оставлением в силе определения Арбитражного суда Саратовской области от 13.06.2018.
Руководствуясь статьями 291.11-291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2018 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.10.2018 по делу N А57-17489/2016 отменить.
Определение Арбитражного суда Саратовской области от 13.06.2018 по указанному делу оставить в силе.
Председательствующий судья |
И.А. Букина |
Судья |
Д.В. Капкаев |
Судья |
И.В. Разумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Районная администрация просила назначить ее правопреемником граждан, которые требовали от обанкротившегося предприятия вернуть долги по зарплате. ВС РФ согласился с первой инстанцией, которая удовлетворила эту просьбу.
Администрация - учредитель и собственник имущества предприятия. Граждане уступили ей право требовать долги, что не противоречит закону и обеспечивает выполнение социальной функции в процедурах банкротства. Запрет на это лишает правового смысла намерение администрации исполнить обязательства перед работниками в условиях неплатежеспособности предприятия.
Уступка и процессуальное правопреемство не изменят объем прав, а также позволят администрации контролировать процедуру, ведь у работников как кредиторов второй очереди нет права голоса на собрании кредиторов.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 8 мая 2019 г. N 306-ЭС18-26294 по делу N А57-17489/2016
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10057/2022
17.06.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4810/2022
17.11.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10395/2021
10.08.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4888/2021
27.07.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3649/2021
19.02.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8441/20
02.09.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-64386/20
09.06.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3908/20
18.03.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-58753/20
12.12.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14482/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-17489/16
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-17489/16
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-17489/16
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-17489/16
03.12.2018 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-17489/16
25.10.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-38749/18
24.10.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-38065/18
07.08.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8542/18
31.07.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8364/18
12.04.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-31878/18
12.02.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-236/18
01.02.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-29339/18
29.11.2017 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14458/17
10.11.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9973/17
28.09.2016 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-17489/16