Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 10 сентября 2012 г. N 406-п
Долгосрочная целевая программа
"Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2012-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Новосибирской области от 7 октября 2011 г. N 437-п)
I. Паспорт
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2012-2015 годы" (далее - программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке программы |
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 26.09.2011 N 429-рп "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2012-2015 годы" |
Основные разработчики программы |
Министерство здравоохранения Новосибирской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области |
Государственные заказчики (государственный заказчик - координатор) программы |
Министерство здравоохранения Новосибирской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области |
Руководитель программы |
Министр здравоохранения Новосибирской области |
Исполнители основных мероприятий |
Министерство здравоохранения Новосибирской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области |
Цели и задачи программы |
Цель: снижение смертности населения Новосибирской области от злокачественных новообразований. Задача 1. Повышение грамотности населения Новосибирской области по вопросам профилактики и диагностики онкологических заболеваний. Задача 2. Развитие материально-технической базы онкологической службы Новосибирской области на основе утвержденных стандартов. Задача 3. Повышение квалификации медицинских работников онкологической службы Новосибирской области |
Сроки (этапы) реализации программы |
Этапы не выделяются |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам, источникам финансирования и исполнителям мероприятий программы) |
Общий объем финансирования за 2012-2015 годы, всего - 3 985 860,4 тыс. рублей, из них средства областного бюджета Новосибирской области - 3 985 860,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 74 615,0 тыс. рублей; 2013 год - 988 345,0 тыс. рублей; 2014 год - 963 650,0 тыс. рублей; 2015 год - 1 959 250,4 тыс. рублей. Средства программы по исполнителям: министерство здравоохранения Новосибирской области: областной бюджет Новосибирской области, всего - 701 343,7 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 24 615,0 тыс. рублей; 2013 год - 35 845,0 тыс. рублей; 2014 год - 2 400,0 тыс. рублей; 2015 год - 638 483,7 тыс. рублей; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области: областной бюджет Новосибирской области, всего - 3 284 516,7 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 50 000,0 тыс. рублей; 2013 год - 952 500,0 тыс. рублей; 2014 год - 961 250,0 тыс. рублей; 2015 год - 1 320 766,7 тыс. рублей |
Важнейшие целевые индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в количественно измеримых показателях |
Важнейшие целевые индикаторы: смертность населения Новосибирской области от онкологических заболеваний, человек на 100 тыс. населения; доля больных злокачественными новообразованиями, выявленных на I и II стадиях заболевания, в общем числе больных, впервые взятых на учет в текущем году, %; доля умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в общем числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, %. доля больных злокачественными новообразованиями, выявленных на поздней стадии заболевания (IV стадия), в общем числе больных, впервые взятых на учет в текущем году, % В результате реализации мероприятий программы к концу 2015 года планируется: снижение смертности населения Новосибирской области от онкологических заболеваний на 5% по сравнению с показателем 2011 года; увеличение доли больных злокачественными новообразованиями, выявленных на I и II стадиях заболевания, в общем числе больных, впервые взятых на учет в текущем году, до 50,0% (в 2011 году - 48,6%); снижение доли умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в общем числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, до 27,0% (в 2011 году - 30%); снижение доли больных злокачественными новообразованиями, выявленных на поздней стадии заболевания (IV стадия), в общем числе больных, впервые взятых на учет в текущем году, до 22,5% (в 2011 году - 23,4%) |
II. Обоснование необходимости разработки программы
1. Краткий анализ текущего состояния онкологической службы
Новосибирской области
Одной из сложнейших социальных и медицинских проблем является заболеваемость злокачественными новообразованиями.
Заболеваемость населения Новосибирской области злокачественными новообразованиями в 2010 году составила 413,2 человека на 100 тыс. жителей (по Российской Федерации в 2009 году - 355,8 человека на 100 тыс. жителей). Уровень заболеваемости населения Новосибирской области онкологическими заболеваниями стабильно высокий. Ежегодно у более 10 тыс. человек выявляются онкологические заболевания (2010 год - 10693 человека, 2009 год - 10675 человек, 2008 год - 10689 человек).
Прирост абсолютного числа заболевших злокачественными новообразованиями в сравнении с 2001 годом составил 12,1%. Наиболее часто встречающимися злокачественными новообразованиями в 2010 году (как и в предшествующие годы) были опухоли кожи (14,0%), трахеи, бронхов, легких (12,2%), молочной железы (10,0%). В конце 2010 года на учете в онкологических учреждениях состояли под наблюдением 57793 больных злокачественными новообразованиями (2,2% населения Новосибирской области), что на 45,4% выше, чем в 2001 году (39736 человек).
Среди причин смертности населения Новосибирской области смертность от злокачественных новообразований занимает 2 место среди всех причин и составляет 16%. В 2010 году показатель смертности от злокачественных новообразований составил 223,1 человека на 100 тыс. населения (2001 год - 212,6 человека на 100 тыс. населения; по Российской Федерации в 2009 году - 206,9 человека на 100 тыс. населения). Структура смертности от злокачественных новообразований мужского и женского населения имеет существенные различия. Около трети (28,3%) случаев смерти мужчин обусловлены опухолями трахеи, бронхов, легких. Опухоли желудка являются причиной смерти 13,8% мужчин, мочевыделительной системы - 7,1%, предстательной железы - 5,8%, ободочной кишки - 5,6%, прямой кишки - 5,4%.
В структуре смертности женщин наибольший удельный вес имеют опухоли молочной железы - 17,3%. Далее в порядке убывания следуют новообразования желудка - 12,3%, ободочной кишки - 9,2%, трахеи, бронхов, легких - 6,4%, прямой кишки - 6,2%, яичников - 5,8%, тела - 4,7% и шейки матки - 4,7%.
Росту заболеваемости злокачественными новообразованиями способствуют:
старение населения Новосибирской области, как и в целом по стране (вероятность возникновения злокачественных новообразований рассматривается как функция возраста);
ухудшение экологических условий;
недостаточная медицинская профилактика злокачественных новообразований;
недостатки организации и качества оказания медицинской помощи по лечению предраковых заболеваний.
Одной из важных проблем остается позднее выявление злокачественных новообразований в амбулаторно-поликлинических учреждениях Новосибирской области. В Новосибирской области показатель поздней выявляемости составляет 23,6%. Из числа больных злокачественными новообразованиями, взятых под наблюдение онкологическим диспансером, 48,4% больных имели I и II стадии заболевания, при которых достигаются наилучшие результаты лечения. Показатель активной выявляемости злокачественных новообразований в 2010 году составил 10,9%. По сравнению с 2001 годом доля больных, выявленных активно, применительно ко всем злокачественным новообразованиям, выросла на 31,3%, однако остается ниже среднероссийского на 15,5%.
Вышеуказанные проблемы явились следствием:
недостаточной системной работы по профилактике и ранней диагностике онкологических заболеваний населения Новосибирской области;
недостаточного материально-технического оснащения лечебных учреждений Новосибирской области, занимающихся диспансерным наблюдением пациентов с опухолевой и предопухолевой патологией;
недостаточного обеспечения пациентов с онкологическими заболеваниями современными и эффективными лекарственными средствами: химиопрепаратами и препаратами таргетной терапии;
недостаточной заботы граждан о собственном здоровье (курение, злоупотребление алкогольной продукцией и др.).
Онкологическая служба Новосибирской области представлена следующим образом.
Плановая медицинская помощь больным с онкологическими заболеваниями на территории Новосибирской области оказывается в рамках первичной медико-санитарной и специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.
В рамках первичной медико-санитарной помощи плановая медицинская помощь оказывается в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения на основе взаимодействия врачей первичного звена здравоохранения (участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, врачей-хирургов и врачей-онкологов) в 90 учреждениях здравоохранения области, включая центральные районные больницы, муниципальные поликлиники, городские больницы, а также учреждения здравоохранения ведомственного и федерального подчинения.
В Новосибирской области работают 13 первичных онкологических кабинетов в районах области и 33 кабинета в городе Новосибирске. В районах области работают 4 врача-онколога (в городах Искитиме и Бердске - врачи, ответственные за оказание онкологической помощи, в 2011 году заканчивают клиническую ординатуру по онкологии). В остальных районах онкологическая помощь оказывается врачами-совместителями. В городе Новосибирске укомплектованность районными онкологами составляет 97,0%.
Только 10 центральных районных больниц Новосибирской области имеют лицензию на оказание онкологической помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи. В городе Новосибирске все лечебно-профилактические учреждения, имеющие первичные онкологические кабинеты имеют лицензию на данный вид медицинской помощи.
Специализированная онкологическая помощь населению Новосибирской области оказывается в следующих медицинских учреждениях:
Таблица N 1
N п/п |
Наименование учреждения |
Профиль коек |
Количество коек |
1 |
ГБУЗ НСО "Новосибирский областной онкологический диспансер" |
Онкологические |
240 |
Радиологические |
70 |
||
2 |
МБУЗ г. Новосибирска "Городская клиническая больница N 1" |
Онкологические |
310 |
Радиологические |
95 |
||
3 |
МУЗ "Новосибирская муниципальная детская клиническая больница скорой помощи N 3" |
Онкологические для детей |
20 |
4 |
ГБУЗ НСО "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" |
Гематологические для взрослых |
65 |
5 |
МБУЗ г. Новосибирска "Городская клиническая больница N 2" |
Гематологические для взрослых |
70 |
6 |
ГБУЗ НСО "Новосибирская центральная районная больница" |
Гематологические для детей |
60 |
7 |
ФГУ "Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения им. академика Е.Н. Мешалкина" |
Онкологические |
17 |
Рост онкологической заболеваемости с высоким уровнем смертности населения Новосибирской области и наносимый в связи с этим социально-экономический ущерб требуют своевременной адаптации возможностей системы здравоохранения. Планируемые программой мероприятия (проведение профилактических обследований населения, оснащение онкологической службы современным медицинским оборудованием, информационно-пропагандистские кампании в средствах массовой информации) не финансируются в достаточной степени в рамках текущей деятельности министерства здравоохранения Новосибирской области и подведомственных учреждений.
С учетом вышеизложенного, можно выделить следующие основные проблемы, требующие первоочередного решения:
низкий уровень мотивации населения на ведение здорового образа жизни;
неполное соответствие стандартам оснащения материально-технической базы онкологической службы Новосибирской области;
недостаточный уровень подготовки врачей первичного звена по онкологии.
2. Обоснование необходимости решения существующих проблем онкологической службы Новосибирской области программно-целевым методом
Масштабы развития проблемной ситуации свидетельствуют о том, что вопрос об изменении состояния онкологической службы Новосибирской области не может быть решен в рамках текущего финансирования. Наиболее эффективным методом решения существующих проблем является применение программно-целевого метода.
Применение программно-целевого метода позволяет обеспечить:
высокий уровень координации, обеспечивающий взаимодействие при выработке общих подходов в реализации мер;
оперативное применение эффективных механизмов реализации программы, позволяющих, в том числе, повысить бюджетную ответственность исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в части реализации мероприятий программы;
системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
длительный горизонт планирования, позволяющий оценить долгосрочные эффекты;
контроль эффективности расходования средств областного бюджета Новосибирской области.
Кроме того, использование программно-целевого метода позволит скоординировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях по снижению смертности от злокачественных новообразований населения Новосибирской области:
организации информационной политики, направленной на ориентирование населения на ведение здорового образа жизни;
разработке и реализации мер, направленных на профилактику и раннее выявление злокачественных новообразований;
совершенствовании системы специализированной онкологической медицинской помощи.
Включенные в программу мероприятия решают задачи, которые не могут быть реализованы в рамках текущего финансирования министерства здравоохранения Новосибирской области и подведомственных учреждений.
Реализация программы будет способствовать улучшению демографической ситуации на территории Новосибирской области за счет снижения смертности от злокачественных новообразований населения Новосибирской области.
III. Цели, задачи и целевые индикаторы программы
Основной целью программы является снижение смертности населения Новосибирской области от злокачественных новообразований.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
повышение грамотности населения Новосибирской области по вопросам профилактики и диагностики онкологических заболеваний;
развитие материально-технической базы онкологической службы Новосибирской области на основе утвержденных стандартов;
повышение квалификации медицинских работников онкологической службы Новосибирской области.
Степень достижения цели и решения задач программы определяется степенью достижения плановых значений целевых индикаторов:
смертность населения Новосибирской области от онкологических заболеваний;
доля больных злокачественными новообразованиями, выявленных на I и II стадиях заболевания, в общем числе больных, впервые взятых на учет в текущем году;
доля умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в общем числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году;
доля больных злокачественными новообразованиями, выявленных на поздней стадии заболевания (IV стадия), в общем числе больных, впервые взятых на учет в текущем году;
охват населения информационно-просветительскими мероприятиями по вопросам профилактики и диагностики онкологических заболеваний, ежегодно;
пропускная способность поликлиники областного онкологического диспансера;
пропускная способность стационара областного онкологического диспансера;
количество медицинских работников, прошедших обучение в рамках программы, ежегодно.
Цель и задачи программы с указанием плановых значений целевых индикаторов приведены в приложении N 1 к программе.
Кроме того, в рамках текущей деятельности министерством здравоохранения Новосибирской области совместно с подведомственными учреждениями здравоохранения Новосибирской области будут реализовываться меры, направленные на решение задачи по повышению эффективности управления онкологической службой Новосибирской области.
IV. Система мероприятий программы
Выбор программных мероприятий обусловлен целью и задачами программы.
Система программных мероприятий изложена в приложении N 2 к программе.
Перечень медицинского оборудования, предназначенного для оснащения лечебно-профилактических учреждений, указанных в приложении N 2 к программе, в рамках реализации мероприятий задачи 2 программы, приведен в приложении N 2а к программе.
Наряду с мероприятиями, приведенными в приложении N 2 к программе, планируется осуществление не требующего дополнительного финансирования комплекса мер организационного характера, направленного на повышение эффективности работы онкологической службы Новосибирской области, в том числе:
создание единого областного онкологического центра;
приведение в соответствие с приказом Минздравсоцразвития России от 03.12.2009 N 944н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи онкологическим больным" штатного расписания ГБУЗ НСО "Новосибирский областной онкологический диспансер";
совершенствование системы территориального популяционного ракового регистра;
оснащение медицинским оборудованием и мебелью первичных онкологических кабинетов и отделений;
мониторинг реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению на территории Новосибирской области (в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 18.01.2010 N 16 "О порядке организации мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению").
V. Механизмы реализации программы и система управления
реализацией программы
Общее управление и контроль за ходом реализации мероприятий программы осуществляет заказчик-координатор - министерство здравоохранения Новосибирской области (далее - заказчик-координатор).
Заказчик-координатор осуществляет свои функции во взаимодействии с государственным заказчиком - министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (далее - заказчик).
Заказчик-координатор при реализации программы выполняет следующие функции:
управление реализацией программы;
общую координацию деятельности участников программы в пределах их компетенции;
нормативно-правовое обеспечение реализации программы;
подготовку в установленном порядке предложений об уточнении перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, представление заявки на финансирование программы, уточнение затрат и сроков исполнения по отдельным программным мероприятиям, а также механизмов реализации программы;
осуществление деятельности по комплексному информационному сопровождению реализации программы, в том числе в печатных и электронных средствах массовой информации и рекламных носителях;
осуществление контроля исполнения программы, в том числе за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований и материально-технических ресурсов, направляемых на реализацию программы;
мониторинг результатов реализации программных мероприятий.
Заказчик-координатор анализирует, корректирует ход выполнения программы и вносит предложения по совершенствованию реализации программы.
Заказчик-координатор и заказчик программы выполняют следующие функции:
готовят предложения об уточнении перечня мероприятий программы на очередной финансовый год, а также механизмов реализации программы в пределах своих полномочий;
осуществляют мониторинг результатов реализации мероприятий программы;
осуществляют финансирование мероприятий программы в соответствии с полномочиями.
Контроль за исполнением программы, осуществляемый заказчиком-координатором во взаимодействии с заказчиком, включает:
предоставление ежеквартальной отчетности о реализации мероприятий программы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
контроль за рациональным использованием исполнителями бюджетных ассигнований, выделяемых на выполнение мероприятий программы;
контроль за соблюдением сроков выполнения государственных контрактов (договоров);
контроль качества реализации программных мероприятий.
Реализация и финансирование программы осуществляются в соответствии с перечнем мероприятий программы на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых заказчиком-координатором и (или) заказчиком, государственными учреждениями Новосибирской области с поставщиками (исполнителями, подрядчиками).
Финансирование мероприятий по повышению квалификации медицинских работников онкологической службы учреждений здравоохранения города Новосибирска осуществляется посредством предоставления межбюджетных трансфертов местному бюджету городского округа города Новосибирска.
Отбор непосредственных исполнителей мероприятий программы (юридических и физических лиц) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Отчеты об исполнении программы готовятся в соответствии с действующим законодательством Новосибирской области.
Ежегодно заказчик-координатор совместно с заказчиком проводит оценку эффективности реализации программы.
VI. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансирования мероприятий программы за 2012-2015 годы, всего - 3 985 860,4 тыс. рублей, из них средства областного бюджета Новосибирской области - 3 985 860,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 74 615,0 тыс. рублей;
2013 год - 988 345,0 тыс. рублей;
2014 год - 963 650,0 тыс. рублей;
2015 год - 1 959 250,4 тыс. рублей.
Сводные финансовые затраты долгосрочной целевой программы "Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2012 - 2015 годы" приведены в приложении N 3 к программе.
Порядок финансирования мероприятий, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2012-2015 годы", в том числе порядок предоставления местному бюджету городского округа города Новосибирска иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий программы утверждается отдельным нормативно-правовым актом.
VII. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация мероприятий программы направлена на повышение доступности и качества медицинской помощи, оказываемой больным с онкологическими заболеваниями.
В результате реализации мероприятий программы к концу 2015 года планируется:
снижение смертности населения от онкологических заболеваний на 5,0% по сравнению с уровнем 2011 года;
увеличение доли больных злокачественными новообразованиями, выявленных на I и II стадиях заболевания, в общем числе больных, впервые взятых на учет в текущем году, до 50,0% (значение данного показателя в 2011 году - 48,6%);
снижение доли умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза, в общем числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году до 27% (или на 10% по сравнению с уровнем 2011 года);
снижение доли больных злокачественными новообразованиями, выявленных на поздней стадии заболевания (IV стадия), в общем числе больных, впервые взятых на учет в отчетном году, до 22,5% (что на 4% ниже значения в 2011 году).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.