Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 10 сентября 2012 г. N 406-п
Долгосрочная целевая программа
"Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2012-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Новосибирской области от 7 октября 2011 г. N 437-п)
I. Паспорт
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2012-2015 годы" (далее - программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке программы |
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 26.09.2011 N 429-рп "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2012-2015 годы" |
Основные разработчики программы |
Министерство здравоохранения Новосибирской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области |
Государственные заказчики (государственный заказчик - координатор) программы |
Министерство здравоохранения Новосибирской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области |
Руководитель программы |
Министр здравоохранения Новосибирской области |
Исполнители основных мероприятий |
Министерство здравоохранения Новосибирской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области |
Цели и задачи программы |
Цель: снижение смертности населения Новосибирской области от злокачественных новообразований. Задача 1. Повышение грамотности населения Новосибирской области по вопросам профилактики и диагностики онкологических заболеваний. Задача 2. Развитие материально-технической базы онкологической службы Новосибирской области на основе утвержденных стандартов. Задача 3. Повышение квалификации медицинских работников онкологической службы Новосибирской области |
Сроки (этапы) реализации программы |
Этапы не выделяются |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам, источникам финансирования и исполнителям мероприятий программы) |
Общий объем финансирования за 2012-2015 годы, всего - 3 985 860,4 тыс. рублей, из них средства областного бюджета Новосибирской области - 3 985 860,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 74 615,0 тыс. рублей; 2013 год - 988 345,0 тыс. рублей; 2014 год - 963 650,0 тыс. рублей; 2015 год - 1 959 250,4 тыс. рублей. Средства программы по исполнителям: министерство здравоохранения Новосибирской области: областной бюджет Новосибирской области, всего - 701 343,7 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 24 615,0 тыс. рублей; 2013 год - 35 845,0 тыс. рублей; 2014 год - 2 400,0 тыс. рублей; 2015 год - 638 483,7 тыс. рублей; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области: областной бюджет Новосибирской области, всего - 3 284 516,7 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 50 000,0 тыс. рублей; 2013 год - 952 500,0 тыс. рублей; 2014 год - 961 250,0 тыс. рублей; 2015 год - 1 320 766,7 тыс. рублей |
Важнейшие целевые индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в количественно измеримых показателях |
Важнейшие целевые индикаторы: смертность населения Новосибирской области от онкологических заболеваний, человек на 100 тыс. населения; доля больных злокачественными новообразованиями, выявленных на I и II стадиях заболевания, в общем числе больных, впервые взятых на учет в текущем году, %; доля умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в общем числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, %. доля больных злокачественными новообразованиями, выявленных на поздней стадии заболевания (IV стадия), в общем числе больных, впервые взятых на учет в текущем году, % В результате реализации мероприятий программы к концу 2015 года планируется: снижение смертности населения Новосибирской области от онкологических заболеваний на 5% по сравнению с показателем 2011 года; увеличение доли больных злокачественными новообразованиями, выявленных на I и II стадиях заболевания, в общем числе больных, впервые взятых на учет в текущем году, до 50,0% (в 2011 году - 48,6%); снижение доли умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в общем числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, до 27,0% (в 2011 году - 30%); снижение доли больных злокачественными новообразованиями, выявленных на поздней стадии заболевания (IV стадия), в общем числе больных, впервые взятых на учет в текущем году, до 22,5% (в 2011 году - 23,4%) |
II. Обоснование необходимости разработки программы
1. Краткий анализ текущего состояния онкологической службы
Новосибирской области
Одной из сложнейших социальных и медицинских проблем является заболеваемость злокачественными новообразованиями.
Заболеваемость населения Новосибирской области злокачественными новообразованиями в 2010 году составила 413,2 человека на 100 тыс. жителей (по Российской Федерации в 2009 году - 355,8 человека на 100 тыс. жителей). Уровень заболеваемости населения Новосибирской области онкологическими заболеваниями стабильно высокий. Ежегодно у более 10 тыс. человек выявляются онкологические заболевания (2010 год - 10693 человека, 2009 год - 10675 человек, 2008 год - 10689 человек).
Прирост абсолютного числа заболевших злокачественными новообразованиями в сравнении с 2001 годом составил 12,1%. Наиболее часто встречающимися злокачественными новообразованиями в 2010 году (как и в предшествующие годы) были опухоли кожи (14,0%), трахеи, бронхов, легких (12,2%), молочной железы (10,0%). В конце 2010 года на учете в онкологических учреждениях состояли под наблюдением 57793 больных злокачественными новообразованиями (2,2% населения Новосибирской области), что на 45,4% выше, чем в 2001 году (39736 человек).
Среди причин смертности населения Новосибирской области смертность от злокачественных новообразований занимает 2 место среди всех причин и составляет 16%. В 2010 году показатель смертности от злокачественных новообразований составил 223,1 человека на 100 тыс. населения (2001 год - 212,6 человека на 100 тыс. населения; по Российской Федерации в 2009 году - 206,9 человека на 100 тыс. населения). Структура смертности от злокачественных новообразований мужского и женского населения имеет существенные различия. Около трети (28,3%) случаев смерти мужчин обусловлены опухолями трахеи, бронхов, легких. Опухоли желудка являются причиной смерти 13,8% мужчин, мочевыделительной системы - 7,1%, предстательной железы - 5,8%, ободочной кишки - 5,6%, прямой кишки - 5,4%.
В структуре смертности женщин наибольший удельный вес имеют опухоли молочной железы - 17,3%. Далее в порядке убывания следуют новообразования желудка - 12,3%, ободочной кишки - 9,2%, трахеи, бронхов, легких - 6,4%, прямой кишки - 6,2%, яичников - 5,8%, тела - 4,7% и шейки матки - 4,7%.
Росту заболеваемости злокачественными новообразованиями способствуют:
старение населения Новосибирской области, как и в целом по стране (вероятность возникновения злокачественных новообразований рассматривается как функция возраста);
ухудшение экологических условий;
недостаточная медицинская профилактика злокачественных новообразований;
недостатки организации и качества оказания медицинской помощи по лечению предраковых заболеваний.
Одной из важных проблем остается позднее выявление злокачественных новообразований в амбулаторно-поликлинических учреждениях Новосибирской области. В Новосибирской области показатель поздней выявляемости составляет 23,6%. Из числа больных злокачественными новообразованиями, взятых под наблюдение онкологическим диспансером, 48,4% больных имели I и II стадии заболевания, при которых достигаются наилучшие результаты лечения. Показатель активной выявляемости злокачественных новообразований в 2010 году составил 10,9%. По сравнению с 2001 годом доля больных, выявленных активно, применительно ко всем злокачественным новообразованиям, выросла на 31,3%, однако остается ниже среднероссийского на 15,5%.
Вышеуказанные проблемы явились следствием:
недостаточной системной работы по профилактике и ранней диагностике онкологических заболеваний населения Новосибирской области;
недостаточного материально-технического оснащения лечебных учреждений Новосибирской области, занимающихся диспансерным наблюдением пациентов с опухолевой и предопухолевой патологией;
недостаточного обеспечения пациентов с онкологическими заболеваниями современными и эффективными лекарственными средствами: химиопрепаратами и препаратами таргетной терапии;
недостаточной заботы граждан о собственном здоровье (курение, злоупотребление алкогольной продукцией и др.).
Онкологическая служба Новосибирской области представлена следующим образом.
Плановая медицинская помощь больным с онкологическими заболеваниями на территории Новосибирской области оказывается в рамках первичной медико-санитарной и специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.
В рамках первичной медико-санитарной помощи плановая медицинская помощь оказывается в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения на основе взаимодействия врачей первичного звена здравоохранения (участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, врачей-хирургов и врачей-онкологов) в 90 учреждениях здравоохранения области, включая центральные районные больницы, муниципальные поликлиники, городские больницы, а также учреждения здравоохранения ведомственного и федерального подчинения.
В Новосибирской области работают 13 первичных онкологических кабинетов в районах области и 33 кабинета в городе Новосибирске. В районах области работают 4 врача-онколога (в городах Искитиме и Бердске - врачи, ответственные за оказание онкологической помощи, в 2011 году заканчивают клиническую ординатуру по онкологии). В остальных районах онкологическая помощь оказывается врачами-совместителями. В городе Новосибирске укомплектованность районными онкологами составляет 97,0%.
Только 10 центральных районных больниц Новосибирской области имеют лицензию на оказание онкологической помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи. В городе Новосибирске все лечебно-профилактические учреждения, имеющие первичные онкологические кабинеты имеют лицензию на данный вид медицинской помощи.
Специализированная онкологическая помощь населению Новосибирской области оказывается в следующих медицинских учреждениях:
Таблица N 1
N п/п |
Наименование учреждения |
Профиль коек |
Количество коек |
1 |
ГБУЗ НСО "Новосибирский областной онкологический диспансер" |
Онкологические |
240 |
Радиологические |
70 |
||
2 |
МБУЗ г. Новосибирска "Городская клиническая больница N 1" |
Онкологические |
310 |
Радиологические |
95 |
||
3 |
МУЗ "Новосибирская муниципальная детская клиническая больница скорой помощи N 3" |
Онкологические для детей |
20 |
4 |
ГБУЗ НСО "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" |
Гематологические для взрослых |
65 |
5 |
МБУЗ г. Новосибирска "Городская клиническая больница N 2" |
Гематологические для взрослых |
70 |
6 |
ГБУЗ НСО "Новосибирская центральная районная больница" |
Гематологические для детей |
60 |
7 |
ФГУ "Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения им. академика Е.Н. Мешалкина" |
Онкологические |
17 |
Рост онкологической заболеваемости с высоким уровнем смертности населения Новосибирской области и наносимый в связи с этим социально-экономический ущерб требуют своевременной адаптации возможностей системы здравоохранения. Планируемые программой мероприятия (проведение профилактических обследований населения, оснащение онкологической службы современным медицинским оборудованием, информационно-пропагандистские кампании в средствах массовой информации) не финансируются в достаточной степени в рамках текущей деятельности министерства здравоохранения Новосибирской области и подведомственных учреждений.
С учетом вышеизложенного, можно выделить следующие основные проблемы, требующие первоочередного решения:
низкий уровень мотивации населения на ведение здорового образа жизни;
неполное соответствие стандартам оснащения материально-технической базы онкологической службы Новосибирской области;
недостаточный уровень подготовки врачей первичного звена по онкологии.
2. Обоснование необходимости решения существующих проблем онкологической службы Новосибирской области программно-целевым методом
Масштабы развития проблемной ситуации свидетельствуют о том, что вопрос об изменении состояния онкологической службы Новосибирской области не может быть решен в рамках текущего финансирования. Наиболее эффективным методом решения существующих проблем является применение программно-целевого метода.
Применение программно-целевого метода позволяет обеспечить:
высокий уровень координации, обеспечивающий взаимодействие при выработке общих подходов в реализации мер;
оперативное применение эффективных механизмов реализации программы, позволяющих, в том числе, повысить бюджетную ответственность исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в части реализации мероприятий программы;
системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
длительный горизонт планирования, позволяющий оценить долгосрочные эффекты;
контроль эффективности расходования средств областного бюджета Новосибирской области.
Кроме того, использование программно-целевого метода позволит скоординировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях по снижению смертности от злокачественных новообразований населения Новосибирской области:
организации информационной политики, направленной на ориентирование населения на ведение здорового образа жизни;
разработке и реализации мер, направленных на профилактику и раннее выявление злокачественных новообразований;
совершенствовании системы специализированной онкологической медицинской помощи.
Включенные в программу мероприятия решают задачи, которые не могут быть реализованы в рамках текущего финансирования министерства здравоохранения Новосибирской области и подведомственных учреждений.
Реализация программы будет способствовать улучшению демографической ситуации на территории Новосибирской области за счет снижения смертности от злокачественных новообразований населения Новосибирской области.
III. Цели, задачи и целевые индикаторы программы
Основной целью программы является снижение смертности населения Новосибирской области от злокачественных новообразований.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
повышение грамотности населения Новосибирской области по вопросам профилактики и диагностики онкологических заболеваний;
развитие материально-технической базы онкологической службы Новосибирской области на основе утвержденных стандартов;
повышение квалификации медицинских работников онкологической службы Новосибирской области.
Степень достижения цели и решения задач программы определяется степенью достижения плановых значений целевых индикаторов:
смертность населения Новосибирской области от онкологических заболеваний;
доля больных злокачественными новообразованиями, выявленных на I и II стадиях заболевания, в общем числе больных, впервые взятых на учет в текущем году;
доля умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в общем числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году;
доля больных злокачественными новообразованиями, выявленных на поздней стадии заболевания (IV стадия), в общем числе больных, впервые взятых на учет в текущем году;
охват населения информационно-просветительскими мероприятиями по вопросам профилактики и диагностики онкологических заболеваний, ежегодно;
пропускная способность поликлиники областного онкологического диспансера;
пропускная способность стационара областного онкологического диспансера;
количество медицинских работников, прошедших обучение в рамках программы, ежегодно.
Цель и задачи программы с указанием плановых значений целевых индикаторов приведены в приложении N 1 к программе.
Кроме того, в рамках текущей деятельности министерством здравоохранения Новосибирской области совместно с подведомственными учреждениями здравоохранения Новосибирской области будут реализовываться меры, направленные на решение задачи по повышению эффективности управления онкологической службой Новосибирской
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.