Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 21
Озелененные территории
Озелененные территории - это открытые пространства площадью не менее 0,01 га, более половины поверхности которых занято растительностью.
Параметры озелененных территорий
1. Размер местных парков и скверов (макс.), га
Определяется как площадь земельного участка для размещения парка или сквера. Рекомендуемое максимальное значение параметра для всех трех целевых моделей Стандарта составляет 5 га. Минимальная площадь сквера в малоэтажной модели принимается 0,2 га, в остальных моделях - 0,1 га.
2. Ширина бульваров (макс.), м
Определяется как расстояние между длинными сторонами участка озеленения с соотношением сторон не менее 1:4 и принимается в пределах от 10 до 50 м.
Типология озелененных территорий
По размеру и характеру использования Стандарт выделяет следующие типы таких территорий:
- местный парк - озелененная территория площадью от 1 до 5 га, используется в основном для различных видов отдыха и досуга на открытом воздухе жителями окружающей застройки и работниками расположенных рядом предприятий и организаций;
- сквер - озелененная территория площадью от 0,1 до 1 га, предназначена для кратковременного отдыха, игр детей и подростков (от 7 до 15 лет), занятий спортом;
- бульвар - линейная озелененная территория шириной от 10 до 50 м и с отношением ширины к длине не менее 1:4.
Параметры озелененных территорий регулируются в соответствии с их типологией.
Илл. 36. Типы озелененных территорий
Особенности регулирования
Регулирование параметров озелененных территорий в рамках Стандарта относится только к тем из них, которые могут быть размещены при проектировании в зоне пешеходной доступности, на площади 14-55 га, то есть к озелененным территориям, рассчитанным на повседневное использование жителями прилегающей застройки и расположенными в 5-10-минутной пешеходной доступности от жилых домов.
Стандарт не предусматривает регулирование уникальных озелененных территорий общего пользования: общегородских и тематических парков, лесопарков, парков аттракционов и пр. Парки, рассматриваемые в Стандарте, ориентированы на обслуживание горожан, живущих и работающих в прилегающих кварталах, и соответствуют паркам планировочных районов и садам жилых районов согласно СП "Градостроительство"27. При этом решения по благоустройству, приведенные в Книге 4 "Стандарт формирования облика города", Каталогах архитектурно-планировочных решений и элементов благоустройства, могут быть использованы при благоустройстве и этих озелененных территорий.
Стандарт не предполагает регулирование озелененных территорий ограниченного пользования и специального назначения, например территорий учреждений высшего образования, здравоохранения, частного сектора, садоводства, культовых объектов и пр. 28. Исключение делается только для территорий школ, в случае если к ним обеспечен доступ жителей во внеурочное время.
Регулирование размещения озелененных территорий общего пользования в составе территорий жилой и многофункциональной застройки направлено на решение следующих задач:
- обеспечение доступности озелененных территорий;
- создание комфортных условий для отдыха и досуга жителей на открытом воздухе.
Решение первой задачи требует ограничения размеров озелененных территорий. Размещение нормируемого озеленения29 в небольших по размеру парках и скверах, равномерно распределенных по территории города, способствует пешеходной доступности озелененных территорий для большего числа жителей, чем озеленение, сконцентрированное в одном большом парке, находящемся на расстоянии более 10-минутной пешеходной доступности от большинства жилых домов.
Привлекательность озеленения в целях рекреации повышается средствами благоустройства озелененных территорий, учитывающего потребности различных групп пользователей: размещение площадок для спокойного отдыха, игр и занятий спортом, устройство прогулочных маршрутов и пр. (см. Книгу 4 "Стандарт формирования облика города").
Размеры местных парков и скверов
Ограничение площади местных парков до 5 га стимулирует интенсивность их использования в рекреационных целях. При слишком большом размере парка плотность посетителей меньше. Это снижает уровень социального контроля и, как следствие, безопасность пребывания на территории. Парки небольшого размера требуют меньше затрат на уход и эксплуатацию.
Повышение интенсивности озеленения за счет плотной посадки деревьев (свыше 100 шт./га) и кустарников (свыше 1000 шт./га), использование пород деревьев с большим объемом и плотностью кроны (дуб, клен остролистный, ясень), а также применение впитывающих покрытий рекреационных площадок и дорожно-тропиночной сети позволяют усилить позитивный эффект для качества воздуха и микроклимата в результате размещения сравнительно небольшой озелененной территории рядом с жилыми домами.
Ограничение площади скверов (до 1 га) при сохранении сомасштабности подразумевает размещение наряду с озеленением таких рекреационных элементов, которые не могут быть оборудованы во дворах прилегающих кварталов. Устройство этих элементов в скверах призвано обеспечить:
- акустический комфорт горожан (за счет удаленности площадок для игр и отдыха от окон жилых домов)*, во дворах целесообразно размещать преимущественно площадки для игр детей до семи лет**;
- наличие в шаговой доступности для жителей рекреационной инфраструктуры, ориентированной на разные группы пользователей (например, скейт-парков, площадок для настольного тенниса и пр.).
------------------------------
* Согласно результатам анализа, проведенного Пермским национальным исследовательским университетом по заказу ООО "КБ "Стрелка", уровень шума, распространяющегося от площадки для игр детей, в жилых помещениях, расположенных на нормативном расстоянии от площадок для игр и отдыха (12 м), составляет от 70-80 дБА при нормативном уровне 40 дБА. Соблюдение нормируемых отступов и использование современных стеклопакетов, которые позволяют привести уровень шума в квартирах к нормативным показателям, решают проблему лишь частично, о чем свидетельствуют жалобы, поступающие в Роспотребнадзор.
------------------------------
Ширина бульваров
Бульвары в качестве участков линейного озеленения в составе профиля улиц предназначены главным образом для пешеходного и велосипедного передвижения по защищенным от вредного воздействия со стороны проезжей части путям. Бульвары также могут пересекать внутриквартальные территории, соединяя улицы по кратчайшим пешеходным расстояниям (см. илл. 37). Бульвары выполняют не только транзитную, но и рекреационную функцию, на них размещают площадки для игр и отдыха.
Илл. 37. Примеры размещения бульваров на территориях жилой и многофункциональной застройки
Бульвары целесообразно ограничивать только по ширине, поскольку по длине и, как следствие, площади они в любом случае будут ограничиваться значениями такого параметра, как интервал размещения пешеходных переходов. Ширина бульваров принимается от 10 до 50 м. Ограничение максимальной ширины бульваров позволяет избежать образования избыточных разрывов в застройке и сохранить высокий уровень визуальной и пешеходной связанности между двумя сторонами улиц.
Дополнительные рекомендации
Все выделенные типы озелененных территорий необходимо размещать на территориях жилой и многофункциональной застройки таким образом, чтобы они формировали непрерывную систему зеленых пространств: парки и скверы соединяются бульварами и линейным озеленением вдоль улиц. Такая система, с одной стороны, повышает доступность озелененных территорий от каждого жилого дома, а с другой - способствует поддержанию сложившейся экосистемы и видового разнообразия.
В повышении привлекательности и увеличении продолжительности отдыха и досуга на открытом воздухе большую роль играет применение разнообразных решений по благоустройству, способных повысить качество воздуха, акустический и микроклиматический комфорт.
------------------------------
** Размещение детских площадок во дворах определяется с учетом санитарных отступов до автостоянок (25-50 м, в зависимости от количества машино-мест) и площадок для сбора мусора (20 м), а также необходимости соблюдения норм по инсоляции: не менее трех часов на 50% площади участка независимо от географической широты. Подобные требования не всегда можно удовлетворить в условиях компактной застройки.
------------------------------
Кустарниковая и высокоствольная растительность поглощает шум и удерживает частицы пыли. Чем больше объем кроны деревьев и кустарников, тем больше они поглощают углекислого газа и производят кислорода. Посадка такой растительности имеет особое значение в местах прохождения интенсивных транспортных потоков. В составе профиля главных и второстепенных улиц Стандарт рекомендует организовывать линейное озеленение, регулируя шаг посадки деревьев. Позитивный эффект может быть усилен при использовании шумозащитного рельефа, который визуально более привлекателен, чем шумозащитные экраны, при этом эффективно блокирует шум и пыль от проезжей части. Такое решение целесообразно применять, например, в местах примыкания участков школ и детских садов к местным улицам.
Высадка кустарниковой и высокоствольной растительности со стороны преобладающего направления зимних ветров способствует снижению скорости этих ветров и повышению температурного комфорта в холодное время года. Посадка деревьев на солнечной стороне улиц, скверов и площадей позволяет обеспечить затенение в летнее время, избежать избыточного нагревания фасадов, уличных покрытий, иных поверхностей и тем самым смягчить эффект теплового острова. Наличие высокоствольной и кустарниковой растительности снижает температуру воздуха за счет испарения влаги с поверхности кроны*.
------------------------------
* В среднем увеличение количества деревьев на 1% дает снижение температуры от 0,04 до 0,2°C. Под небольшой группой деревьев, высаженных на газоне, температура воздуха на расстоянии 1,5 м от поверхности земли на 0,7-1,3°C ниже среднегородской.
------------------------------
Естественное впитывание осадков в грунт создает условия, при которых влага длительное время испаряется с поверхности газонов и грунтовых покрытий, снижая температуру воздуха в жаркие дни. В зимнее время создание на озелененных территориях выделенных зон для хранения снега позволяет сократить затраты на его уборку, вывоз и утилизацию. Такие зоны, как правило, расположены в понижениях рельефа. Во время таяния снега в них образуются пруды. Затем влага частично испаряется, частично впитывается в грунт, обеспечивая на долгое время необходимое орошение для растений. Дополнительным эффектом естественного сбора и хранения вод поверхностного стока служит снижение нагрузки на ливневую канализацию**.
------------------------------
** Так, асфальтобетонное покрытие позволяет впитаться в почву только 0,05 влаги из 1 осадков, брусчатые мостовые и щебеночные покрытия - 0,4 , гравийные садово-парковые дорожки - 0,7 , а газоны - 0,9 .
------------------------------
Повышение уровня естественного впитывания дождевых стоков относится к числу задач, решаемых при размещении озелененных территорий в составе территорий жилой и многофункциональной застройки. Как и повышение акустического и микроклиматического комфорта и качества воздуха, это регулирование способствует обеспечению условий для отдыха и досуга в открытых городских пространствах.
Илл. 38. Примеры решений по обеспечению акустического и микроклиматического комфорта и регулированию дождевых стоков
<< Глава 20. Жилая застройка |
Глава 22. >> Автостоянки |
|
Содержание Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.