Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 10
Развитие территорий среднеэтажной и многоэтажной микрорайонной городской среды
По среднеэтажной модели Стандарта могут развиваться не только свободные, но и застроенные территории советской и постсоветской микрорайонной застройки. В этом случае параметры модели используются как целевые. Основные мероприятия будут направлены на разукрупнение кварталов, формирование непрерывного уличного фронта, повышение разнообразия типов жилых домов и уровня функционального разнообразия территории.
24% застроенных территорий российских городов составляет микрорайонная среда |
77% общего объема жилищного фонда российских городов составляет микрорайонная среда |
96% горожан проживают на территориях микрорайонной городской среды |
Среди типов сложившейся застройки к среднеэтажной модели наиболее близка по набору планировочных и объемно-пространственных характеристик среднеэтажная микрорайонная городская среда, сформированная застройкой первого этапа индустриального домостроения (вторая половина 1950-х - 1960-е гг.). На ее долю сегодня приходится 11% городских территорий и 27% жилищного фонда страны.
Поскольку модель направлена на расширение предложения на рынке массового жилья, к достижению ее качественных характеристик необходимо стремиться при развитии всех территорий многоэтажной микрорайонной застройки, составляющих основу жилищного фонда России. В это число входят многоэтажная микрорайонная застройка конца 1960-х - середины 1980-х гг. (6% городских территорий и 22% жилищного фонда) и современная многоэтажная микрорайонная застройка, формирование которой началось в первой половине 1990-х гг. и продолжается до сих пор (7% городских территорий и 28% жилищного фонда). Территории микрорайонной застройки заняты преимущественно жилой функцией и находятся на удалении от мест приложения труда.
|
|
|
Среднеэтажная микрорайонная среда (Тюмень, Россия) |
Советская многоэтажная микрорайонная среда (Москва, Россия) |
Современная многоэтажная микрорайонная среда (Екатеринбург, Россия) |
Среднеэтажная микрорайонная городская среда
Территории среднеэтажных микрорайонов отличаются сравнительно высоким уровнем функционального разнообразия - доля помещений, занятых объектами общественно-деловой инфраструктуры, составляет в них до 20% от общей площади зданий: 9% приходится на помещения объектов начального и среднего образования, а 10% - предприятия торговли и услуг. При плотности населения около 250 чел./га такой объем нежилых функций обеспечивает высокий уровень территориальной доступности объектов обслуживания. При этом жители такой городской среды отмечают нехватку культурно-досуговых и спортивных объектов рядом с домом: для их посещения приходится выезжать в другие районы города4.
Табл. 2. Сравнение показателей среднеэтажной микрорайонной городской среды со значениями параметров среднеэтажной модели
Название параметра |
Усредненные показатели среднеэтажной микрорайонной городской среды |
Рекомендуемые значения параметров среднеэтажной модели Стандарта |
||
Доля помещений, приспособленных для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры, от общей площади зданий, % |
20 |
20-30 |
||
Плотность застройки территории, |
8 |
8-15 |
||
Плотность населения, чел./га |
200-250 |
300-350 |
||
Плотность улично-дорожной сети, |
4 |
15-18 |
||
Жилищная обеспеченность, |
18-23 |
30-35 |
||
Площадь квартала жилой и многофункциональной застройки, га |
24 |
0,9-4,5 |
||
Плотность застройки квартала жилой и многофункциональной застройки, |
4-12 |
5-40 |
||
Ширина улиц, м/ количество полос движения в обоих направлениях движения, шт. |
Главные улицы районного значения |
70 / 4 |
43/4 |
|
Второстепенные улицы |
45 / 2 |
23/2 |
||
Местные улицы |
30 / 1 |
10/1 |
||
Площадь земельного участка, га |
Блокированная застройка |
- |
0,04 га (для рядовых участков), 0,05 га (для угловых участков) |
|
Многоквартирная застройка |
0,5 |
0,9 |
||
Этажность рядовой застройки, надземных этажей |
Блокированная застройка |
- |
3 |
|
Многоквартирная застройка |
5 |
8 |
Важное отличие среднеэтажной микрорайонной городской среды от среднеэтажной модели - укрупненные размеры кварталов - в среднем 30 га - и связанная с этим низкая плотность улично-дорожной сети и несо-масштабные человеку открытые пространства. Так, ширина профиля главных улиц районного значения в среднеэтажном микрорайоне почти в два раза превышает аналогичный показатель в целевой модели (70 и 43 м соответственно).
Застройка среднеэтажных микрорайонов сформирована в основном пятиэтажными панельными, блочными и кирпичными секционными домами. Они часто выстраиваются торцами вдоль улиц, не образуя уличного фронта, что снижает возможности для размещения стрит-ретейла в первых этажах.
Несмотря на схожие показатели плотности населения (200-250 чел./га в среднеэтажном микрорайоне и 300-350 чел./га в модели Стандарта), плотность застройки в модели существенно выше. Это связано с более высоким уровнем жилищной обеспеченности, который в модели составляет до 35 общей площади квартиры на человека, тогда как в среднеэтажной микрорайонной застройке не превышает 23 .
Преимуществом среднеэтажной микрорайонной городской среды служит наличие озеленения и детских площадок на внутриквартальных территориях. При этом отсутствие четкого разграничения дворовых пространств по характеру использования приводит к появлению неорганизованной парковки.
Существенными недостатками среднеэтажной микрорайонной городской среды являются однообразные жилые дома, тесные и неудобные по планировке квартиры и места общего пользования, а также слабая звукоизоляция помещений. Расчетный эксплуатационный период жилых домов в среднеэтажном микрорайоне - 50 лет5. По истечении этого срока они требуют сноса или капитального ремонта с заменой всех инженерных систем. Основная задача при развитии территорий среднеэтажной микрорайонной городской среды - создание условий для ее постепенного преобразования с учетом реконструкции и замещения зданий.
При развитии территорий среднеэтажной микрорайонной городской среды следует стремиться к достижению характеристик среднеэтажной модели.
Преобразование территорий существующей среднеэтажной микрорайонной городской среды в соответствии со среднеэтажной моделью стандарта
- Основные проблемы среднеэтажной микрорайонной городской среды |
- Меры по достижению характеристик и параметров среднеэтажной модели |
||
|
|
|
|
1 |
Укрупненные размеры кварталов, низкая плотность УДС и недостаточная протяженность уличного фронта для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры на первых этажах. |
1 |
Разукрупнение кварталов при помощи преобразования внутриквартальных проездов в улицы. |
2 |
Однообразная застройка, низкая жилищная обеспеченность. Ограниченная площадь и неудобные планировки квартир. |
|
|
3 |
Недостаточная протяженность непрерывного фронта застройки вдоль улиц, препятствующая развитию стрит-ретейла. |
|
|
4 |
Отсутствие четкого разграничения открытых пространств на внутриквартальных территориях по характеру использования (общественные / придомовые). Неорганизованная парковка во дворах. |
|
|
5 |
Сложная система внутриквартальных проездов и затрудненная навигация, препятствующая развитию пешеходных и велосипедных перемещений. |
|
|
6 |
Дефицит объектов общественно-деловой инфраструктуры рядом с домом. |
4 |
Четкое разграничение открытых пространств: отделение фронтом застройки улиц и дворов, выделенных площадок для автостоянок, дворов, приквартирных участков жителей первых этажей. |
|
|
|
|
2 |
Формирование фронта застройки по красным линиям вновь образованных улиц при помощи новых типов жилой застройки (например, городских вилл и пр.) для повышения визуального разнообразия территории и расширения предложений на рынке жилья. |
3 |
Приближение фронта застройки к красным линиям существующих улиц за счет пристройки объектов общественно-делового назначения. |
|
|
|
|
5 |
Создание упорядоченной сети сквозных велопешеходных путей, соединяющих основные места назначения на территории (объекты торговли и услуг, остановки общественного транспорта и пр.). |
6 |
Размещение объектов общественно-деловой инфраструктуры в помещениях на первых этажах жилой застройки. |
Многоэтажная микрорайонная городская среда
Многоэтажные микрорайоны - один из наименее разнообразных в функциональном отношении типов существующей городской среды в России. Доля помещений, занятых объектами общественно-деловой инфраструктуры, составляет здесь в среднем 15-16%, из них 5-7% приходятся на помещения объектов дошкольного и среднего общего образования и здравоохранения. Объекты торговли и услуг, отдыха и досуга занимают 8-9% общей площади зданий. Этот показатель в многоэтажных микрорайонах близок аналогичному показателю в индивидуальной жилой городской среде (5% объектов торговли и услуг), при том что плотность населения здесь выше более чем в 10 раз (в среднем 550 чел./га). По сравнению со среднеэтажными микрорайонами, плотность населения многоэтажных выше почти вдвое, но при этом жители пользуются меньшим объемом объектов общественно-деловой инфраструктуры и поэтому вынуждены выезжать в другие части города не только на работу или для посещения рекреационных и культурно-досуговых объектов, но также и за покупками. В микрорайонах, где недостаточно развит общественный транспорт, это приводит к росту автомобилепользования, зависимости от личного транспорта, появлению пробок и дефициту парковочных мест.
------------------------------
* Такие улицы соответствуют магистральным городским дорогам 1-го и 2-го классов, магистральным улицам общегородского значения 1-го класса.
------------------------------
Табл. 3. Сравнение показателей многоэтажной микрорайонной городской среды со значениями ключевых параметров среднеэтажной модели
Название параметра |
Усредненные показатели многоэтажной микрорайонной городской среды |
Рекомендуемые значения параметров среднеэтажной модели Стандарта |
|||
Советская |
Современная |
||||
Доля помещений, приспособленных для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры, от общей площади зданий, % |
16 |
15 |
20-30 |
||
Плотность застройки территории, |
14 |
23 |
8-15 |
||
Плотность населения, чел./га |
450-500 |
600-650 |
300-350 |
||
Плотность улично-дорожной сети, |
4 |
4,5 |
15-18 |
||
Жилищная обеспеченность, |
20-25 |
25-30 |
30-35 |
||
Площадь квартала жилой и многофункциональной застройки, га |
27 |
34 |
0,9-4,5 |
||
Плотность застройки квартала жилой и многофункциональной застройки, |
7-18 |
15-25 |
5-40 |
||
Ширина улиц, м / количество полос движения в обоих направлениях, шт. |
Главные улицы районного значения |
70 / 4 |
70 / 4 |
43/4 |
|
Второстепенные улицы |
40 / 2 |
40 / 2 |
23/2 |
||
Местные улицы |
30 / 2 |
30 / 2 |
10/1 |
||
Площадь земельного участка, га |
Блокированная застройка |
- |
- |
0,04 (для рядового участка), 0,05 (для углового участка) |
|
Многоквартирная застройка |
1 |
2,1 |
0,9 |
||
Этажность рядовой застройки, надземных этажей |
Блокированная застройка |
- |
- |
3 |
|
Многоквартирная застройка |
10 |
18 |
8 |
Среди основных преимуществ жизни в многоэтажных микрорайонах - наличие, кроме объектов образования, крупных парков и зеленых массивов рядом с домом, а также озелененных дворов с детскими площадками.
Так же, как и среднеэтажная микрорайонная городская среда, многоэтажные микрорайоны отличаются от целевой модели укрупненными размерами кварталов (в среднем 27-34 га), низкой плотностью улично-дорожной сети (около 4 ) и несомасштабными человеку открытыми пространствами. Средняя ширина профиля главных улиц районного значения в многоэтажной микрорайонной застройке составляет 70 м, тогда как в среднеэтажной модели этот показатель ширины профиля принимается не более 43 м.
Плотность населения как в советских, так и в современных микрорайонах превышает показатели среднеэтажной модели. По плотности застройки территории советские многоэтажные микрорайоны приближаются к показателям целевой модели (в среднем 14 и 15 ), а современные многоэтажные - превосходят их, достигая 23 . Это связано со сравнительно низкой жилищной обеспеченностью (до 25 ) советских микрорайонов. В современных микрорайонах жилищная обеспеченность составляет 30 , а рост плотности населения достигается за счет повышенной этажности застройки (до 25 этажей в сравнении с 16 этажами в советских микрорайонах).
Территории многоэтажной микрорайонной городской среды обладают достаточной плотностью для повышения уровня их функционального разнообразия. Однако этому препятствуют планировочные и объемно-пространственные особенности таких территорий: укрупненные размеры кварталов, низкая плотность улично-дорожной сети, избыточная ширина профилей улиц, отсутствие возможностей для размещения объектов стрит-ретейла на первых этажах без перепланировки помещений.
Этажность многоэтажных микрорайонов невозможно привести в соответствие со среднеэтажной моделью, поэтому поступательное развитие таких территорий должно быть нацелено на достижение уровня функционального разнообразия, установленного для модели. Это приблизит сценарий повседневной жизни в многоэтажных микрорайонах к базовому сценарию в среднеэтажной модели.
Преобразование территорий существующей многоэтажной микрорайонной городской среды в соответствии со среднеэтажной моделью стандарта
- Основные проблемы многоэтажной микрорайонной городской среды |
- Меры по достижению характеристик и параметров среднеэтажной модели |
||
|
|
|
|
1. |
Укрупненные размеры кварталов, низкая плотность УДС и недостаточная протяженность уличного фронта для размещения объектов торговли и услуг на первых этажах. |
1. |
Разукрупнение кварталов при помощи преобразования внутриквартальных проездов в улицы. |
2. |
Низкое разнообразие типов жилья и планировок квартир. Отсутствие объектов культурно-досуговой инфраструктуры рядом с домом. |
|
|
3. |
Низкое разнообразие маршрутов для транспортных перемещений. Значительное время, затрачиваемое на ежедневные перемещения, вследствие удаленности жилой застройки от мест приложения труда. |
|
|
4. |
Отсутствие четкого разграничения открытых пространств на внутриквартальных территориях по характеру использования. Неорганизованная парковка во дворах. |
|
|
5. |
Сложная система внутриквартальных проездов и затрудненная навигация, препятствующая развитию пешеходных и велосипедных перемещений. |
|
|
6. |
Низкий уровень обеспеченности объектами торгово-бытового обслуживания. |
4 |
Четкое разграничение открытых пространств: отделение фронтом застройки улиц и внутриквартальных территорий, выделенных площадок для автостоянок, дворов, приквартирных участков жителей первых этажей. |
|
|
|
|
2. |
Заполнение разрывов в уличном фронте при помощи встроенно-пристроенных объектов общественно-делового назначения. Формирование застройки вдоль вновь образованных улиц с использованием новых типов жилой застройки для повышения разнообразия предложений на рынке жилья. |
3. |
Увеличение количества маршрутов, сокращение интервала движения, повышение скорости и надежности работы различных видов общественного транспорта. |
|
|
|
|
5 |
Создание сети пешеходных и велосипедных дорожек по кратчайшим расстояниям между основными местами назначения на территории. |
6. |
Переоборудование помещений на первых этажах жилой застройки для размещения предприятий торговли и услуг, культуры, отдыха и досуга. |
Проект застройки территории среднеэтажной модели
Выполнен в рамках Открытого международного архитектурного конкурса на разработку альтернативных решений планировок стандартного жилья и жилой застройки, проведенного Минстроем России и АО "ДОМ.РФ" в 2018 г. AD HOC ARCHITECTURE (Москва, Россия).
<< Глава 9. Параметры среднеэтажной модели |
Часть 4. >> Центральная модель |
|
Содержание Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.