Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 12
Планировочные и объемно-пространственные решения
Ключевые параметры
% |
15-20 |
га |
м |
этажей |
Доля объектов общественно-деловой инфраструктуры |
Плотность застройки территории |
Площадь квартала |
Ширина улиц |
Этажность рядовой застройки |
Планировочная структура территории
Территория центральной модели разделяется на кварталы площадью от 0,4 до 0,9 га, предназначенные для размещения жилой и многофункциональной застройки. Исключение составляют кварталы, в которых расположены школы. Участки школ могут превышать рекомендуемые для центральной модели Стандарта размеры квартала, поскольку требуют значительного пространства для размещения спортивных и игровых площадок.
Небольшие размеры кварталов обеспечивают высокую плотность улично-дорожной сети (до 18 ). Такая плотность, в свою очередь, способствует широкому разнообразию транспортных и пешеходных маршрутов по периметрам кварталов и повышает протяженность этих периметров для формирования сплошного фронта застройки вдоль красных линий. Протяженный фронт позволяет разместить значительный объем помещений общественно-деловой инфраструктуры на первых этажах, в том числе офисы и малые производства. Размер земельных участков в кварталах наименьшего размера совпадает с размером квартала. Большие кварталы могут быть размежеваны на два земельных участка.
Сеть транспортно-пешеходных перемещений
Территорию, развиваемую согласно центральной модели Стандарта, связывают с другими районами города маршруты общественного транспорта. Его основные виды в условиях плотной застройки - автобус и в особенности трамвай: он отличается высокой провозной способностью и приоритетностью проезда, обеспечивая надлежащую скорость перемещений и надежность соблюдения интервала движения.. |
Благодаря небольшим размерам кварталов, пути пешеходных и велосипедных транзитных перемещений в основном проходят вдоль улиц. На главных улицах районного значения, а также второстепенных улицах ввиду высокой интенсивности потоков как пешеходов, так и велосипедистов велосипедные дорожки изолируются от пешеходной зоны тротуара. На местных улицах организуются велополосы в составе пешеходной зоны. Рост интенсивности пешеходных потоков и безопасность их движения также обеспечиваются за счет частого размещения пешеходных переходов и перекрестков (с интервалом 100-150 м), что способствует успокоению трафика.
В силу размещения в зоне пешеходной доступности полного спектра объектов общественной инфраструктуры, включая офисы и малые производства, необходимость поездок на личном и общественном транспорте снижается, поэтому приоритет в центральной модели Стандарта отдан пешеходным перемещениям.
В условиях плотной застройки с высокой концентрацией объектов торговли и услуг важнейшими открытыми общественными пространствами становятся улицы. Функциональное зонирование улиц предполагает расширение тротуаров с расчетом на интенсивные пешеходные потоки, выделение прифасадной зоны для размещения террас кафе и магазинов, а также организацию мест кратковременного отдыха и разнообразных рекреационных площадок вблизи объектов торговли и услуг, досуга, культуры и отдыха для привлечения дополнительного потока посетителей.
Небольшие площади на перекрестках и в отступах застройки также способствуют увеличению пешеходных потоков рядом с объектами стрит-ретейла. |
Функциональное разнообразие территории
Центральная модель характеризуется наиболее высокими показателями уровня функционального разнообразия и плотности застройки среди всех целевых моделей Стандарта. Ее отличительная черта - наличие в составе кварталов жилой застройки не только предприятий торговли повседневного, периодического и эпизодического спроса, но и объектов деловой инфраструктуры: офисов и малых производств.
|
Центр городской жизни в модели представляет собой систему улиц (как главных, так и второстепенных) и площадей, где размещается основная доля объектов общественно-деловой инфраструктуры и проходят маршруты общественного транспорта, связывающие территорию с другими частями города/ |
В тихих жилых зонах преобладают предприятия торговли и услуг повседневного спроса: продовольственные магазины, парикмахерские, кафе и пр. Модель обеспечивает условия для роста функционального разнообразия: гибкие планировки зданий, где шаг несущих конструкций и высота перекрытий дают возможность размещать как жилье, так и широкий спектр объектов общественно-деловой инфраструктуры, позволяют легко изменять функциональное назначение помещения с жилого на нежилое и обратно.
Высокий уровень функционального разнообразия центральной модели предполагает присутствие на ее территории не только жителей, но и значительного числа постоянных, периодических и эпизодических посетителей. Интенсивный поток пешеходов в разное время суток служит стимулом для развития предприятий торговли и услуг, а также обеспечивает социальный контроль в открытых городских пространствах.
Центральная модель Стандарта предполагает достижение как можно более высокого уровня функционального и визуального разнообразия в любой части территории применения этой модели, а также создание пространственных условий для роста такого разнообразия в будущем. Приоритет отдается мелкой парцелляции - преимущественному использованию для размещения жилой и смешанной застройки земельных участков площадью 0,1-0,3 га. Деление кварталов на мелкие участки создает условия, при которых каждый из застройщиков размещает здание с уникальной функциональной программой и индивидуальными архитектурными решениями.
Площадь арендных помещений на первых этажах, предназначенных для размещения объектов стрит-ретейла, разделяется на более мелкие лоты, что способствует повышению плотности размещения таких объектов, привлечению арендаторов с бизнесами разного профиля, динамичной смене функций, а также развитию предприятий малого и среднего бизнеса.
Озеленение
Высокая плотность застройки в центральной модели предполагает компактное размещение озелененных территорий. Максимальные размеры местных парков составляют 3 га, размеры скверов - до 0,2 га. |
Участки линейного озеленения, в частности бульвары, равномерно распределенные по территории в составе профиля улиц, обеспечивают связанность озелененных территорий друг с другом, а также постоянный визуальный контакт с зелеными насаждениями для жителей жилых домов. Озеленение также может быть размещено на внутриквартальных территориях центральной модели за счет минимизации в них площади плоскостных парковок.
Организация эксплуатируемых кровель расширяет пространства для отдыха жителей на открытом воздухе, а устройство озелененных кровель способствует снижению эффекта теплового острова в жаркое время года и создает дополнительную теплоизоляцию зимой, повышая энергоэффективность застройки. |
Местный парк в составе центральной модели Стандарта ориентирован не только на жителей территории, но и на работников размещенных на ней предприятий, а также периодических, эпизодических и транзитных посетителей из других частей города.
Парковка и хранение автомобилей
Центральная модель предполагает, что автовладельцами на ее территории могут быть не более 30% домохозяйств. Основная доля автостоянок (до 70%) расположена вдоль улиц. |
Остальные машино-места размещаются в надземных, подземных, полуподземных паркингах, а также при необходимости могут быть организованы на первых этажах жилых зданий. Таким образом, дворы освобождаются от машин. Неудовлетворенный спрос на пользование автомобилем восполняется службами каршеринга и такси. Для такси организованы отдельные стоянки и места посадки/высадки пассажиров. Для автомобилей каршеринга предусматривается бесплатная парковка (на тех автостоянках, где посетителям территории, в том числе работающим и обучающимся, приходится за парковку платить).
Жилая застройка
В центральной модели преобладает многоквартирная жилая застройка высотой от 7 до 9 этажей. Многоквартирные дома представлены в основном секционным, галерейным и коридорным типами зданий, которые позволяют сформировать закрытый периметр кварталов.
В случае, если застройка квартала образована башнями, непрерывный уличный фронт может быть сформирован стилобатом, объединяющим первые этажи зданий. Сплошной фронт застройки вдоль красных линий, характерный для большинства кварталов центральной модели, служит, с одной стороны, для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры, с другой - для обособления внутриквартальных пространств и повышения их приватности. |
Квартиры в центральной модели более компактны, чем в среднеэтажной: жилищная обеспеченность здесь составляет 25-30 * Ограниченная площадь квартир может быть восполнена наличием пространств коллективного пользования на первом и типовом этажах (например, общих гостиных для отдыха и досуга жильцов, бассейна или тренажерного зала на первом этаже) и мест для хранения (кладовых) в специально отведенных помещениях на жилых этажах или в подвале.
------------------------------
* В центральной модели допустимо размещение малогабаритных квартир, поэтому показатели обеспеченности общей площадью для некоторых проживающих могут быть ниже установленных в Стратегии развития жилищной сферы Российской Федерации на период до 2025 г. 30 . При развитии городских территорий согласно целевым моделям Стандарта средний показатель обеспеченности будет выдержан на целевом уровне за счет более высоких значений для среднеэтажной и малоэтажной моделей (30-35 и 35-50 . соответственно).
------------------------------
Благодаря разнообразию предприятий торговли и услуг, досуга, отдыха и культуры жители центральной модели имеют возможность больше времени проводить вне дома, посещая лекции и выставки, проводя время с друзьями в кафе, ресторанах. Это также снижает потребность в жилье большой площади.
В центральной модели широко применяется разграничение общественных и частных открытых пространств по вертикали. Территории дворов на стилобатах над встроенными в первый этаж супермаркетами или автостоянками, террасы, сады, спортивные и игровые площадки на эксплуатируемых кровлях жилых домов - все это существенно повышает эффективность использования территорий.
Объекты образования
Высокая плотность застройки и улично-дорожной сети предполагает компактные решения для учреждений дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования.
В случае, если школа включает в себя все ступени образования или только среднюю и старшую ступени, школьное здание может формировать периметр квартала, образуя внутренний двор для игр и отдыха детей. Рекомендуемый размер участков школ в этом случае составляет 1,4 га. Такая территория позволяет разместить образовательное учреждение на 550-825 мест.
Для повышения компактности застройки спортивные и игровые площадки с территорий школ могут быть вынесены в парки или размещены на крышах школьных зданий. В обоих случаях площадь участка школы может быть уменьшена до 1,2 га. Школы начальной ступени образования могут быть включены в кварталы жилой и многофункциональной застройки площадью 0,9 га.
Детские сады располагаются как в кварталах преимущественно жилой застройки, так и там, где основную долю от общей площади зданий составляют объекты общественно-деловой инфраструктуры. Работающие на территории центральной модели родители имеют возможность отводить детей в детский сад рядом с работой. |
Детские сады размещаются в основном на первых этажах жилых зданий. Рекомендуемая вместимость составляет до 80 мест, что предполагает небольшие (0,4 га) размеры земельных участков для детских садов и возможность размещения в границах квартала площадью 0,9 га, а также в отдельном квартале до 0,4 га.
Ограничение размера участка детского сада призвано стимулировать использование встроенных и встроенно-пристроенных детских садов. Их фасады могут выходить как внутрь квартала, так и на местные улицы, если на этих улицах применяются дополнительные меры по шумозащите и повышению качества воздуха (например, за счет повышения интенсивности озеленения), а также меры по успокоению трафика, ограждения высотой до 1,2 м. Территории учреждений дошкольного образования располагаются только внутри кварталов в целях повышения акустического и микроклиматического комфорта и безопасности. Участки детских садов также могут примыкать к паркам и скверам.
Визуальное разнообразие территории
Центральная модель отличается высоким уровнем визуального и пространственного разнообразия. Среди жилых и общественных зданий на главных улицах и площадях встречаются уникальные архитектурные объекты, которые служат символами территории как для посетителей, так и для местных жителей.
Роль визуальных акцентов крупного масштаба в застройке выполняют высотные доминанты (до 18 этажей). Как правило, это башни, замыкающие ключевые визуальные оси территории. Башни могут быть расположены на углах кварталов, с отступом от углов или формировать целый квартал. Во втором случае непрерывность уличного фронта обеспечивает объединяющий первые этажи стилобат с объектами общественно-деловой инфраструктуры. |
Входные группы жилых и общественных зданий, витрины магазинов, навесы от осадков и солнца вдоль улиц и по периметру площадей, уличные террасы кафе и ресторанов, нестационарные объекты торговли (киоски), детали фасадов и другие элементы городской среды - все это повышает разнообразие визуальных впечатлений при движении по территории.
<< Глава 11. Развитие территорий согласно центральной модели |
Глава 13. >> Параметры центральной модели |
|
Содержание Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.