Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 17
Улицы и площади
Улица - линейное открытое общественное пространство, предназначенное для движения пешеходов и различных видов индивидуального и общественного транспорта. Улицы ограничиваются фронтом застройки, ограждениями, озеленением, откосами и другими естественными рубежами и выделяются красными линиями в территории общего пользования.
Площадь - примыкающее к улицам плоскостное открытое общественное пространство, предназначенное для одновременного пребывания большого количества людей. Озеленение занимает не более половины поверхности площади. Периметр площади сформирован объектами улично-дорожной сети, зданиями, ограждениями, озелененными территориями, откосами и другими естественными рубежами.
Параметры улиц и площадей
1. Ширина улиц (макс.), м
Определяется как ширина поперечного профиля улицы в границах красных линий. Когда красные линии не установлены, определяется как ширина поперечного профиля между фасадами или другими вертикальными элементами, формирующими границы уличного пространства (ограждения, деревья, подпорные стенки и пр.).
2. Количество полос движения (макс.), шт.
Параметр учитывает полосы как встречного, так и одностороннего движения автотранспорта, в том числе выделенные полосы для движения автобусов и троллейбусов. Параметр не учитывает выделенные трамвайные линии, боковые проезды, заездные и парковочные карманы.
3. Ширина тротуара (мин.), м
Определяется как минимальное расстояние от края проезжей части до красных линий кварталов жилой и многофункциональной застройки. Когда красные линии не установлены, определяется как расстояние от края проезжей части до фасадов или выступающих элементов зданий (крылец, террас, эркеров, приямков и пр.).
4. Интервал размещения пешеходных переходов (макс.), м
Определяется как расстояние между осями разметки соседних пешеходных переходов.
5. Шаг высадки деревьев вдоль улиц (макс.), м
Устанавливается для главных улиц городского и районного значения, а также второстепенных улиц (на местных улицах размещение деревьев не регулируется). Применяется в отношении высокоствольного озеленения, расположенного как минимум по одной стороне улицы. Максимальный интервал размещения деревьев составляет 20 м между осевыми линиями стволов. При проектировании этот интервал может быть сокращен с учетом диаметра кроны выбранных для посадки пород деревьев до:
- 6-8 м для деревьев с широкой кроной;
- 4 м для деревьев с узкой кроной*.
------------------------------
* Подробнее о требованиях к высадке деревьев различных пород см. Каталог элементов и узлов открытых пространств.
------------------------------
6. Размеры площадей (макс.), га
Определяются как площадь территории, ограниченной по периметру красными линиями территорий общего пользования и/или внешними краями тротуаров примыкающих улиц. Устанавливаются в зависимости от типа площади в пределах от 0,2 га до 0,9 га.
Типология улиц
Стандарт классифицирует улицы по двум основным признакам: планировочной роли в структуре городской территории и интенсивности транспортно-пешеходных потоков. В соответствии с этими признаками выделяются:
- главные улицы городского значения;
- главные улицы районного значения;
- второстепенные улицы;
- местные улицы.
В ходе развития застроенных территорий в существующих типах городской среды первостепенным признаком служит интенсивность потоков, при освоении свободных территорий - планировочная роль улиц в масштабе города и территории проектирования.
Эта роль определяется приоритетным характером связи, обеспечиваемой улицей: между территориями применения модели и главными улицами городского значения, между кварталами жилой и многофункциональной застройки в границах зоны пешеходной доступности той или иной целевой модели Стандарта, для подъезда к жилым домам**.
------------------------------
** Типология и параметры профиля улиц - см. Книгу 4 "Стандарт формирования облика города".
------------------------------
Классификация улиц в рамках Стандарта направлена на установление объемно-пространственных параметров территорий жилой и многофункциональной застройки. Транспортное планирование использует другие критерии классификации улиц. Типы улиц Стандарта соответствуют категории обычных дорог (IВ, II, III, IV, V) СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги" (подробнее о типах улиц Стандарта см. Книгу 4 "Стандарт формирования облика города").
Главная улица городского значения обеспечивает связи между различными территориями города. По ней проходят транзитные маршруты автомобильного и общественного транспорта. Такие улицы, их перекрестки и/или сегменты могут служить центрами городской жизни в масштабе всего города (например, Тверская улица в Москве или Невский проспект в Санкт-Петербурге). В сложившейся, главным образом микрорайонной многоэтажной, среде главные улицы городского значения зачастую представляют собой напряженные транспортные магистрали, слабо связанные с прилегающей застройкой и не в полной мере приспособленные к использованию для прогулок, досуга и отдыха, размещения объектов торговли и услуг.
Стандарт не содержит рекомендаций по размещению транспортных магистралей на территориях новой жилой и многофункциональной застройки, но дает рекомендации по их благоустройству в уже сложившейся городской среде (см. Книгу 4 "Стандарт формирования облика города").
Главная улица районного значения связывает территории применения модели с прилегающей застройкой. Характеризуется высокой интенсивностью транспортных и пешеходных потоков. На ней расположены объекты общественно-деловой инфраструктуры повседневного, периодического и эпизодического спроса. Вдоль главных улиц районного значения и их сегментов формируются центры городской жизни. На этих улицах размещаются визуальные акценты всех масштабов: крупные (высотные), средние и малые.
Второстепенная улица связывает кварталы жилой и многофункциональной застройки между собой. Характеризуется средней интенсивностью транспортных и пешеходных потоков. На ней расположены объекты общественно-деловой инфраструктуры повседневного и иногда периодического спроса. На второстепенной улице размещаются средние и малые визуальные акценты.
Илл. 14. Типы улиц Стандарта и основные виды перемещений по ним
Местная улица связывает квартал с второстепенными или главными улицами и служит для подъезда к жилым домам. Общественно-деловая инфраструктура представлена в основном школами и детскими садами и иногда объектами торговли и услуг повседневного спроса. На местной улице размещаются малые визуальные акценты.
Типология площадей
Площади служат не только для транзитных перемещений, но и являются пространством для отдыха, прогулок и встреч жителей и работающих на территориях жилой и многофункциональной застройки, а также для проведения общественных мероприятий (праздников, ярмарок). Площади обеспечивают комфортное пространство для массового скопления людей возле театров, музеев, транспортных узлов и других значимых городских объектов. В зависимости от характера использования и преобладающих групп пользователей Стандарт различает:
- главные площади районного значения;
- местные площади.
Главные площади городского значения могут служить для распределения интенсивных транспортных потоков в масштабах всего города и быть ограничены главными улицами городского значения (например, Пушкинская площадь в Москве примыкает к Тверской улице, а площадь Восстания в Санкт-Петербурге ограничена Невским и Лиговским проспектами). Эти площади также нередко служат центрами городской жизни в масштабе всего города (например, та же Пушкинская площадь в Москве) и при этом могут иметь статус памятника истории и культуры, как, например, Красная площадь в Москве, включенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Илл. 15. Типы площадей в Стандарте
Стандарт рекомендует исключить прохождение крупных транспортных артерий по территориям жилой и многофункциональной застройки и, как следствие не рассматривает главные площади городского значения, которые могут к ним примыкать. Документ также не содержит рекомендаций по благоустройству уникальных площадей со статусом памятника истории и культуры в уже сложившейся городской среде. При этом в случае если главные площади городского значения соответствуют ограничениям, установленным в Стандарте для площадей, расположенных на территориях жилой и многофункциональной застройки, они могут выполнять роль центров городской жизни, так же как и главные площади районного значения.
Главная площадь районного значения располагается на пересечении интенсивных транспортных и пешеходных потоков и, как правило, примыкает к главным улицам районного или городского значения. На таких площадях находятся транспортно-пересадочные узлы, остановки общественного транспорта и перехватывающие парковки, сосредоточены объекты общественно-деловой инфраструктуры. Регулирование высокой доли сплошного фронта застройки вдоль красных линий создает условия для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры на первых этажах и повышения их привлекательности для пользователей (в том числе арендаторов) в качестве центров городской жизни.
Местная площадь примыкает к второстепенным и местным улицам. На местной площади могут располагаться остановки общественного транспорта, детские игровые и спортивные площадки, фонтаны, объекты паблик-арта и другие элементы городского благоустройства, повышающие привлекательность открытых общественных пространств для пользователей.
Особенности регулирования
По улицам и площадям проходят основные пути перемещений горожан пешком и на всех видах транспорта. Сеть улиц формирует планировочный каркас территорий, служит основой для распределения потоков пользователей и обеспечивает формирование центров городской жизни. Регулирование параметров улиц и площадей осуществляется в соответствии с типологией этих открытых пространств и направлено на реализацию таких принципов Стандарта, как плотность и сомасштабность, связанность и комфорт перемещений, в первую очередь пешеходных.
Ширина улиц, количество полос движения, ширина тротуара
Документ рекомендует исключить прохождение крупных транспортных артерий по территориям жилой и многофункциональной застройки и устанавливает ограничение максимального числа полос движения автотранспорта для улиц, проходящих по территории целевой модели, до четырех в обе стороны. Если главные улицы городского значения соответствуют ограничениям, установленным в Стандарте для улиц, проходящих по территориям жилой и многофункциональной застройки, они приравниваются к главным улицам районного значения. Отдельные их сегменты также могут выполнять функции центров городской жизни. Количество полос на второстепенных улицах ограничивается до двух, на местных улицах - до одной.
Ограничение ширины улиц и количества полос движения, исключая прохождение крупных транспортных артерий по территориям жилой и многофункциональной застройки, призвано обеспечить формирование плотной улично-дорожной сети со множеством альтернативных маршрутов, удобных для всех участников движения. Благодаря равномерному распределению потоков автомобилей по территории снижается интенсивность трафика на отдельных улицах и повышается безопасность дорожного движения в целом. Для большего комфорта пешеходных перемещений по улицам в составе их профиля регулируется ширина тротуара.
Профиль улиц может включать в себя широкий спектр функциональных зон, состав которых различается в зависимости от преобладающего характера использования улицы как транспортной связи или пространства для пешеходных перемещений. К основным функциональным зонам относятся (см. илл. 16):
1. Пешеходная зона тротуара. Участок тротуара для движения пешеходов.
2. Велополоса. Совмещенная с проезжей частью или пешеходной зоной тротуара выделенная полоса для движения велосипедов.
3. Велодорожка. Путь для велосипедистов на тротуаре, обособленный от пешеходной зоны и отделенный от проезжей части.
4. Выделенная полоса для общественного транспорта. Полоса проезжей части для движения безрельсового общественного транспорта.
5. Проезжая часть. Участок улицы для движения безрельсового транспорта.
6. Буферная полоса. Участок проезжей части или тротуара, который разграничивает пешеходные, транспортные и велосипедные потоки.
7. Прифасадная зона. Часть придомовой территории, примыкающая к улице.
8. Зона общественного обслуживания. Участок тротуара для размещения мест отдыха, киосков, торговых павильонов, террас кафе.
9. Зона озеленения. Озелененный участок тротуара или разделительной полосы.
10. Техническая зона тротуара. Участок тротуара для размещения инженерного оборудования и дорожных знаков, а также информационных, навигационных и рекламных элементов.
11. Парковка. Участок улицы для стоянки автотранспортных средств.
12. Остановка общественного транспорта. Участок улицы для размещения остановочных павильонов, пунктов продажи билетов и мест отдыха (подробно организация профиля улиц рассмотрена в Книге 4 "Стандарт формирования облика города").
Второстепенные улицы не предусмотрены на территориях, развиваемых согласно малоэтажной модели. В среднеэтажной и центральной моделях параметры этих улиц совпадают: две полосы движения при общей ширине профиля 23 м и ширине тротуара 2,1 м.
Илл. 16. Базовый профиль улицы с набором основных функциональных зон
Приоритетным видом перемещений на территориях малоэтажной модели служит автомобиль, поэтому показатели ширины тротуара (на местных улицах) здесь достигают минимального значения: 0,6 м. Для сравнения: на территориях среднеэтажной модели с приоритетом перемещений на общественном транспорте и пешком значения параметра для того же типа улиц выше втрое (1,8 м).
Несмотря на разницу в приоритетных перемещениях и плотностных показателях застройки территорий, развиваемых согласно малоэтажной и центральной моделям, рекомендуемые значения параметров главной улицы районного значения в них очень близки: ширина профиля равна 30 и 32 м (при оптимизированном сценарии благоустройства), ширина тротуара - 6,5 и 6 м соответственно. В первом случае это призвано компенсировать нехватку открытых городских пространств общего пользования и по возможности стимулировать социальные контакты и рекреационно-досуговую активность за пределами придомовых участков, во втором - повысить комфорт интенсивных пешеходных перемещений.
Интервал размещения пешеходных переходов
Обеспечить связанность между двумя сторонами улицы и снизить риск дорожно-транспортных происшествий позволяет размещение пешеходных переходов с интервалами от 100 до 300 м (чем ниже скоростной режим улицы и выше плотность выходящей на нее застройки, тем чаще должны быть расположены переходы). Дополнительные меры по успокоению трафика и разделению потоков с различной скоростью движения - к примеру, организация приподнятых пешеходных переходов, островков безопасности, сужение проезжей части на переходах и перекрестках - повышают удобство и безопасность для всех участников дорожного движения, в особенности на пересечениях основных пешеходных и транспортных потоков.
Шаг высадки деревьев вдоль улиц
Для стимулирования пешеходных перемещений важно обеспечить на улицах высокий уровень микроклиматического и акустического комфорта. В большинстве городов России главными источниками шума и загрязнения являются автомобили. Наиболее распространенной мерой по снижению негативного воздействия на пешеходные пространства со стороны проезжей части служит высадка линейного озеленения вдоль улиц. Озеленение поглощает углекислый газ, удерживает частицы пыли и гасит шум. Кроме того, в жаркое время года деревья обеспечивают затенение и способствуют естественному охлаждению воздуха за счет испарения влаги с кроны, а в холодное время снижают скорость ветра.
Размеры площадей
Ограничение предельных размеров главных площадей связано с тем, что они, как правило, расположены на пересечении интенсивно используемых путей и выполняют роль центров городской жизни. Чрезмерное разрастание таких площадей может привести к снижению комфорта пешеходных перемещений и, как следствие, доли объектов общественно-деловой инфраструктуры повседневного спроса в прилегающей жилой застройке, а также к нарушению сомасштабности открытых городских пространств.
Илл. 17. Меры по обеспечению безопасности в местах пересечения пешеходных и транспортных потоков
Местные площади служат в основном для рекреационного использования жителями прилегающих кварталов. Ограничение размера таких площадей нацелено на то, чтобы содействовать их более равномерному распределению по территории проектирования и расширению возможностей для отдыха и досуга на открытом воздухе.
Особенности человеческого зрения позволяют воспринимать и адекватно оценивать характер происходящих событий в радиусе 100 м16. Этому расстоянию должна соответствовать максимальная длина сторон площади. Оптимальный размер площадей составляет от 0,2 до 1 га. Площади в пределах 0,2-0,4 га подходят для создания мест спокойного отдыха17, в пределах 0,8-0,9 га - для размещения игровых и спортивных площадок, а также площадок проведения общественных мероприятий. Так, большинство площадей в старых городах Европы имеют размер не более 1 га18.
Дополнительные рекомендации
Размер открытых пространств в сочетании с формирующими их периметр зданиями обеспечивает реализацию принципа сомасштабности городской среды человеку. Оптимальное соотношение высоты застройки и ширины прилегающей улицы составляет от 1:1 до 1:3. Соотношение высоты застройки и ширины открытого пространства площадей, не нарушающее целостности городской среды, составляет от 1:4 до 1:6*.
Илл. 18. Примеры оптимальных соотношений высоты застройки и ширины прилегающих открытых пространств
При размещении площадей в составе территорий жилой и многофункциональной застройки необходимо учитывать особенности их планировочной организации. Площади могут иметь различную форму: прямоугольную, круглую, форму трапеции или многоугольника. При этом форма не играет ключевой роли в планировочной организации площадей. Она различается в зависимости от вида примыкания площади к формирующим ее периметр объектам улично-дорожной сети. Всего возможно выделить четыре таких вида. Первые три имеют также отдельные подвиды (см. илл. 20).
- Площадь, сформированная отступом застройки от красных линий улицы / сегмента улицы.
- Площадь, сформированная перекрестками.
- Площадь, сформированная отступом застройки на перекрестке.
- Площадь в глубине квартала.
Подвиды площади, сформированной отступом застройки от красных линий улицы / сегмента улицы (илл. 20, 1а, 1б) различаются в зависимости от того, отступом с одной или с обеих сторон улицы / сегмента улицы образована такая площадь. В первом случае следует обеспечить связь площади с противоположной стороной улицы при помощи пешеходных переходов, расположенных по ее краям, во втором - обеспечить меры по успокоению трафика на улице/сегменте улицы, например, приподнятые пешеходные переходы, пространства совмещенного использования для пешеходов и автомобилистов.
Подвиды площади, сформированной перекрестком (илл. 20, 2а, 2б), различаются в зависимости от вида перекрестка - Х-образного или Т-образного. Такие площади могут быть образованы только пересечениями второстепенных и местных улиц, а значит, не приспособлены для формирования центров городской жизни. В обоих случаях следует исключить интенсивный транзит транспорта по периметру площади и повысить комфорт пешеходных перемещений. Для этого рекомендуется применять меры по успокоению трафика.
Подвиды площади, сформированной отступом застройки на перекрестке (илл. 20, 3а, 3б, 3в), различаются в зависимости от локализации отступа: с одной стороны от перекрестка, с двух или более сторон от него или по всей длине вдоль одной из сторон квартала. В первых двух случаях следует обеспечить связь площади с противоположными сторонами улиц, в третьем - меры по успокоению трафика на примыкающей улице или ее сегменте. Стандарт не рекомендует размещение площадей, сформированных отступами застройки, со всех четырех сторон перекрестка. Это приводит либо к возникновению транспортной площади, либо к затруднению движения пешеходов и транспорта.
Площадь в глубине квартала может быть сформирована вдоль продольных сторон фасадами зданий, вдоль поперечных - улицами, либо наоборот: улицами - вдоль продольных, фасадами - вдоль поперечных. Для площадей в глубине квартала необходимо обеспечить связь с противоположными сторонами ограничивающих их улиц (см. илл. 20, 4). При размещении площадей необходимо добиваться как можно более четкого обозначения их границ. Независимо от типа примыкания площади к улицам и перекресткам как минимум одна из ее сторон должна быть сформирована фасадами зданий. Вдоль остальных следует предусматривать меры по благоустройству, обеспечивающие высокий уровень акустического и микроклиматического комфорта, а также удобство ориентирования горожан на территории (рядовые посадки деревьев, организация искусственного рельефа).
Реализация этих мер не должна создавать помех при устройстве пешеходных путей. Пешеходные переходы следует соотнести с обращенными к площади входами в здания (см. илл. 19). На первых этажах таких зданий рекомендуется обеспечивать условия для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры. Подробные рекомендации по функциональному зонированию площадей и решениям по их благоустройству приведены в Книге 4 "Стандарт формирования облика города".
Илл. 19. Устройство пешеходных путей на площадях, примыкающих к застройке
Илл. 20. Различные виды примыкания улиц и площадей
<< Глава 16. Кварталы |
Глава 18. >> Уличный фронт |
|
Содержание Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.