Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4
Планировочные и объемно-пространственные решения
Ключевые параметры
10-20% Доля объектов общественно-деловой инфраструктуры |
4-8 Плотность застройки территории |
5 га Площадь квартала |
30 м Ширина улиц |
4 этажа Этажность рядовой застройки |
Планировочная структура территории
Планировочная структура малоэтажной модели Стандарта строится на основе сравнительно крупных кварталов площадью 1,8-5 га. Такие размеры приводят к формированию улично-дорожной сети относительно низкой плотности (10 ), требующей меньших затрат на строительство и обслуживание, чем более плотная сеть улиц в других целевых моделях.
|
Наиболее крупные кварталы (3-5 га) имеют пропорции, приближающиеся к квадрату со стороной 150-250 м, и, как правило, предназначены для размещения малоэтажных многоквартирных домов (секционных, городских вилл и пр.), свободно расположенных в квартале или формирующих его периметр. Каждый из таких кварталов включает в себя несколько земельных участков размером до 0,45 га, на которых могут разместиться четырехэтажные жилые дома на 100-150 квартир |
Кварталы меньшего размера (1,8-3 га) в малоэтажной модели имеют вытянутые пропорции: 250-510 х 60-90 м. Это позволяет разместить небольшие участки блокированных (0,01-0,04 га) и индивидуальных (0,04-0,1 га) жилых домов, обеспечив к каждому из них доступ с улицы.
Сеть транспортно-пешеходных перемещений
В малоэтажной модели приоритет отдан автомобильным перемещениям. Интенсивность транспортных и пешеходных потоков на улицах здесь ниже, чем в среднеэтажной и центральной моделях. Для формирования улично-дорожной сети достаточно всего двух типов улиц: главной улицы районного значения и примыкающих к ней местных улиц.
По главным улицам районного значения проходят маршруты общественного транспорта. Вдоль них расположена наиболее плотная застройка (до 16 ) с максимально высокой для модели долей объектов общественно-деловой инфраструктуры (до 20% от общей площади зданий). Тротуары имеют значительную ширину (от 4,6 м). Высота первых этажей (3,5 м) предусматривает возможность размещения как жилья, так и объектов торговли и досуга. На таких улицах отступ застройки от красных линий составляет минимальное значение в модели (не более 3 м), с тем чтобы приблизить уличный фронт к пешеходным потокам на тротуарах и при этом сохранить возможность размещения палисадников для первых жилых этажей.
Местные улицы используются для пешеходных и автомобильных перемещений в основном жителями соседних домов. Тротуары могут иметь минимальную ширину 0,6 м. Отступ застройки от красных линий достигает 7 м, чтобы обеспечить приватность жителей. Высота ограждений земельных участков индивидуальных и блокированных домов регулируется таким образом, чтобы улица просматривалась из окон в целях повышения уровня социального контроля.
|
Важную роль в формировании городских территорий согласно малоэтажной модели играет создание комфортных условий для перемещений пешком и на велосипеде. С этой целью кварталы разбиваются по длинной стороне сквозными велопешеходными путями - поперечными связями между улицами и другими общественными пространствами по внутриквартальным территориям. Минимальный интервал размещения таких путей составляет 120 м |
Территории, развиваемые согласно малоэтажной модели, обслуживает один или несколько маршрутов общественного транспорта, остановки которого располагаются не далее, чем в 10-минутной пешеходной доступности от каждого дома.
Функциональное разнообразие территории
Интенсивность пешеходных потоков на территории малоэтажной модели Стандарта может обеспечить эффективную работу лишь ограниченного спектра объектов повседневного обслуживания.
Для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры используются помещения на первых этажах жилых домов на главных улицах районного значения. Эти объекты формируют центр городской жизни, концентрируясь вдоль отдельных сегментов таких улиц, вокруг их пересечения с местными улицами или на примыкающих открытых общественных пространствах, например на главной площади. |
Центр городской жизни, как правило, находится вблизи остановки общественного транспорта, связывающей территорию с другими районами города.
Доля непрерывного уличного фронта здесь выше, чем в других частях территории: процент застроенности по красным линиям земельных участков, выходящих на главную улицу районного значения, может достигать 70%. Фасады зданий, примыкающие к центрам городской жизни и таким улицам, располагаются с отступом не более 3 м от красной линии. В прифасадных зонах располагаются террасы кафе, выносные прилавки магазинов и пр.
Дополнительный поток посетителей могут привлекать расположенные в центре городской жизни нестандартные элементы рекреационной инфраструктуры, которые, как правило, не размещают на придомовых участках (например, скейт-парк, скалодром и пр.).
Озеленение
Основная доля озеленения в малоэтажной модели Стандарта расположена на придомовых участках, поскольку вся или значительная часть застройки здесь представлена индивидуальными или блокированными домами. При применении многоквартирных малоэтажных домов или в случаях, когда, согласно этой модели Стандарта, формируются крупные (площадью 50 га и более) массивы застройки, на территории целесообразно создание местного парка площадью 1-3 га.
Спортивные и игровые площадки в местном парке могут предназначаться для совместного использования как местными жителями, так и учащимися школы, если она расположена на расстоянии 5-минутной пешеходной доступности от парка и для доступа к нему не требуется пересечения проезжей части.
Спортивные и игровые площадки в местном парке могут предназначаться для совместного использования как местными жителями, так и учащимися школы, если она расположена на расстоянии 5-минутной пешеходной доступности от парка и для доступа к нему не требуется пересечения проезжей части.. |
Жилая застройка
Модель предполагает совмещение на одной территории различных типов малоэтажных зданий: индивидуальных и блокированных домов, многоквартирных домов высотой до 4 этажей2.
Применение разных типов домов позволяет варьировать плотность застройки кварталов в рамках модели и расширять предложение на рынке малоэтажного жилья в различных ценовых сегментах.
Застройка индивидуальными и блокированными домами дает возможность достичь высокого уровня жилищной обеспеченности по модели в целом (35-50 ). Проживающие в них домохозяйства имеют собственные входы с улицы в дом и отдельные земельные участки.
Кварталы, сформированные такой застройкой, могут иметь в глубине территорию в коллективном пользовании жителей квартала, предназначенную как для подъезда спецтехники или размещения общих для домов в квартале инженерных и хозяйственных сооружений (например, котельных, скважин водоснабжения, площадок сбора бытовых отходов), так и для организации игровых площадок и мест спокойного отдыха. |
Застройка местных улиц в малоэтажной модели, как правило, формируется индивидуальными и блокированными домами, которые могут отступать на 3 м и более от красных линий и иметь палисадники. Чтобы обеспечить визуальные связи застройки с пространством улиц и необходимый уровень социального контроля, в модели предусматривается ограничение высоты ограждений до 1,2 м, а также максимального отступа фасадов зданий от красных линий (до 7 м).
Содержание индивидуальных жилых и блокированных домов, а также их земельных участков требует более значительных финансовых затрат по сравнению с содержанием квартир, помещений общего пользования и земельных участков многоквартирных домов. Это связано, например, с тем, что протяженность магистральных инженерных сетей в расчете на одного жителя в малоэтажной застройке существенно выше, чем в какой-либо другой.
Для снижения затрат и одновременно рисков деградации территорий малоэтажной застройки не менее половины жилых единиц в рамках модели (квартир, индивидуальных и блокированных жилых домов) следует обеспечивать локальными системами водоснабжения, водоотведения, отопления, а также источниками энергии, работающими раздельно с общегородскими. |
Многоквартирные и блокированные дома предполагают возможность размещения на первых этажах объектов торговли и услуг. Такие дома целесообразно располагать вдоль главных улиц районного значения, на перекрестках, в центрах городской жизни, где интенсивность пешеходных и транспортных потоков выше, чем в глубине застройки.
При застройке высокой плотности (до 16 ) площадь двора может занимать не более 20% площади участка, если рядом с домом имеется сквер с площадками для игр и отдыха. Двор в такой застройке предназначен в первую очередь для размещения озеленения и площадок для игр детей младшего возраста. В малоэтажной многоквартирной застройке все необходимое число автостоянок может быть расположено вдоль улиц.
Многоквартирные жилые дома имеют общий вход и участок в коллективном пользовании жильцов. Если помещения первых этажей не востребованы для стрит-ретейла, квартиры в них могут иметь отдельный вход с улицы и палисадник. Это позволяет довести минимальную долю жилых ячеек с отдельным входом и земельным участком до 10% для многоквартирных домов. В четырехэтажных многоквартирных домах при отсутствии встроенных помещений общественно-деловой инфраструктуры в первых этажах этот показатель может быть увеличен максимально до 25%. Для блокированных домов его значение в модели составляет 90%, для индивидуальных - 100%*.
------------------------------
* Согласно социологическому исследованию, проведенному АНО "Левада-центр" по заказу ООО "КБ Стрелка" в рамках разработки Стандарта, собственный участок - одно из основных преимуществ ИЖС с точки зрения жителей территорий такой застройки и тех, кто мечтает о собственном доме.
------------------------------
Парковка и хранение автомобилей
При застройке индивидуальными и блокированными жилыми домами каждое домохозяйство может разместить один или два автомобиля на своем земельном участке. Вдоль улиц в такой застройке размещается только небольшое число гостевых автостоянок.. |
В кварталах, сформированных малоэтажными многоквартирными домами, возможно обеспечение 100% домохозяйств наземными автостоянками, часть из которых располагается вдоль улиц, часть - на внутриквартальных территориях. При этом доля территорий для размещения автостоянок в квартале составляет не более 30% от его площади, не занятой зданиями и сооружениями. Это позволяет также разместить на придомовых участках озеленение, площадки для игр и отдыха. Несмотря на широкие возможности для хранения личного автотранспорта, жители малоэтажной модели могут выбрать альтернативный автомобилю вид перемещений благодаря наличию одного или нескольких маршрутов общественного транспорта, остановки которого располагаются не далее, чем в 10-минутной пешеходной доступности от каждого дома.
Объекты образования
В школах представлены все ступени общего образования (начальное, основное и среднее), размещаемые в одном здании или в комплексе зданий на выделенном земельном участке. Следует добиваться того, чтобы во внеурочное время здания школ могли выполнять функцию досуговых центров для местных жителей. Территория школы вместе с расположенными на ней спортивными и игровыми площадками во внеурочное время также становится доступной для жителей окружающих кварталов.
В силу сравнительно низкой плотности застройки при определении радиуса территориальной доступности школ учитываются перемещения не только пешком, но и на общественном транспорте, в том числе на школьных автобусах, следующих по специально организованным маршрутам*.
------------------------------
* Радиус обслуживания общеобразовательных организаций на территориях городской многоквартирной застройки составляет 0,3-0,5 км. В сельских поселениях он определяется нормативами градостроительного проектирования, но не превышает 15-минутной транспортной доступности в одну сторону. Плотность застройки малоэтажной модели выше, чем в сельских поселениях, но ниже, чем на территориях городской многоквартирной застройки. Поэтому модель предусматривает увеличение радиуса обслуживания и территориальной доступности школ на основе плотности населения и заполняемости здания, которые устанавливаются в МНГП.
------------------------------
Размещение детских садов предполагает их пятиминутную пешеходную доступность от каждого дома.
При низкой плотности застройки наиболее предпочтительный вариант - организация детских садов вместимостью до 50 мест на участках, равных по размеру участкам индивидуальных жилых домов (0,1 га). |
Расположение детского сада на расстоянии 150-250 м от остановок общественного транспорта позволяет родителям отводить детей в сад по дороге из дома на работу и забирать их на обратном пути.
Визуальное разнообразие территории
Использование разнообразных типов жилой застройки способствует созданию узнаваемого облика территорий малоэтажной модели. Многоквартирные и блокированные дома формируют сплошную линию застройки вдоль главных улиц районного значения, где проходят основные пешеходные потоки. Чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого квартала, на угловых участках, выходящих на перекрестки, размещаются жилые дома с контрастными архитектурному окружению силуэтом, материалами или пластикой фасада. Это повышает узнаваемость групп кварталов и облегчает ориентацию на территории.
В малоэтажной жилой модели велика доля индивидуальных жилых домов, которые при относительно больших размерах участков (0,04 га и более) не формируют сплошной линии застройки. Целостное восприятие улиц определяют такие элементы, как входы на участки жилых домов, ограждения, мощение, линейное кустарниковое и высокоствольное озеленение. Эти элементы повышают узнаваемость улиц и удобство навигации по территории. |
<< Глава 3. Развитие территорий согласно малоэтажной модели |
Глава 5. >> Параметры малоэтажной модели |
|
Содержание Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.