Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2
Целевые модели стандарта
Принципы Стандарта реализуются в рамках его целевых моделей. Развитие городских территорий на основе этих моделей обеспечивает достижение и сохранение высокого качества жизни с учетом разнообразия как существующей, так и планируемой застройки. Различия между целевыми моделями Стандарта предусматривают возможности выбора сценария повседневной жизни для горожан согласно их ценностям и предпочтениям.
Целевая модель Стандарта - это эталонный образец территории жилой и многофункциональной застройки, представляющий собой совокупность функционально-планировочных и объемно-пространственных решений и описываемый набором параметров. Параметры модели рассчитаны для территории, равной по размерам зоне пешеходной доступности.
Целевые модели Стандарта различаются по двум определяющим параметрам:
- доле объектов и помещений общественно-деловой инфраструктуры от общей площади зданий;
- плотности застройки территории.
Чем выше плотность жилой и многофункциональной застройки, тем выше концентрация проживающих и работающих на территории людей и тем больше объектов общественно-деловой инфраструктуры сможет окупиться за счет необходимого потока посетителей. Чем выше функциональное разнообразие, тем более привлекательной становится территория для разных пользователей: постоянных, периодических, эпизодических.
Значения обоих параметров напрямую влияют на качество жизни. Параметры обуславливают доступность объектов торговли и услуг, мест приложения труда, время ежедневных поездок на личном и общественном транспорте, безопасность и социальный контроль в открытых пространствах, эффективность использования зданий и территорий.
В зависимости от значений, устанавливаемых для определяющих параметров, Стандарт устанавливает три целевые модели городской среды:
- малоэтажную;
- среднеэтажную;
- центральную.
Каждая из моделей обладает собственным набором функционально-планировочных и объемно-пространственных решений. Благодаря этим различиям обеспечивается возможность выбора сценария повседневной жизни. К основным пространственным составляющим этого сценария относятся:
- жилье;
- перемещение;
- работа;
- потребление;
- отдых и досуг.
Выбор жилья определяется общей площадью жилых помещений, удобством их планировки, наличием отдельного входа с улицы и собственного земельного участка, количеством соседей.
Выбор перемещений может быть сделан в пользу ходьбы пешком, использования средств легкой мобильности, личного автомобиля, общественного транспорта, каршеринга или такси.
Выбор места работы зависит в первую очередь от профессиональных интересов человека, но при этом тесно связан с выбором жилья и перемещений.
Приобретать товары и услуги горожане могут во время ежедневных перемещений по городу, выделять время в течение недели для посещения торговых центров, использовать сервисы интернет-торговли и доставки на дом.
В зависимости от индивидуальных интересов горожане могут проводить свободное время дома в кругу семьи, на придомовом участке, в парке, посещать театры, музеи, студии, общаться с друзьями в ресторанах и кафе.
Наиболее контрастные различия при использовании городского пространства в повседневной жизни задаются его плотностными характеристиками (например, плотностью и этажностью застройки, плотностью улично-дорожной сети) и показателями функционального разнообразия. Например, малоэтажная застройка отдельно стоящими и блокированными индивидуальными домами предполагает большую, по сравнению с квартирами в многоэтажной застройке, площадь жилых помещений.
Жителям первой (малоэтажной застройки) доступны преимущества наличия отдельного входа с улицы и собственной придомовой территории, места для стоянки одного или двух автомобилей рядом с домом. Но такая застройка отличается наименьшей плотностью (4-6 ) и часто находится на удалении от городского центра. Это ограничивает возможности для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры, вынуждая жителей выезжать на работу, для отдыха, даже за покупками в другие районы и, как следствие, приводит к зависимости от автомобиля.
В плотной (17-20 ) и функционально разнообразной застройке городского центра у горожан есть возможность выбрать жилье в пешеходной доступности от работы и многочисленных объектов торговли, услуг, отдыха и досуга. Жители такой застройки не нуждаются в ежедневных поездках на личном автомобиле и отдают приоритет перемещению пешком, на велосипеде, общественном транспорте. При необходимости автомобильных поездок они могут воспользоваться службой каршеринга. Все это позволяет сократить расходы на содержание собственного автомобиля и городское пространства для размещения парковок. Жители центра также имеют возможность много времени проводить вне дома: в ресторанах, театрах, музеях, досуговых центрах и пр. Как следствие, комфортная для проживания площадь квартир может быть меньше, чем в районах с более низким уровнем функционального разнообразия.
Целевые модели Стандарта, различные по планировочной структуре и морфологии застройки, обеспечивают формирование оптимальных пространственных условий для разных сценариев повседневной жизни.
Зона пешеходной доступности
Размер территории для применения целевых моделей задается зоной пешеходной доступности - расстоянием, которое нетренированный человек может пройти спокойным шагом за 5-10 мин. Это расстояние составляет 420-840 м. Площадь территории, в границах которой можно за это время попасть пешком в любую ее точку, составляет от 14 до 55 га.
Оптимальная площадь территории для комплексного развития жилой и многофункциональной застройки на основе Стандарта меняется от модели к модели. В плотной центральной модели, ориентированной прежде всего на пешеходные перемещения, разместить в дополнение к жилью широкий спектр объектов общественно-деловой инфраструктуры и открытых пространств для отдыха возможно на территории площадью от 14 га; в среднеэтажной, менее плотной и ориентированной на общественный транспорт,- на территории площадью от 26 га; в малоэтажной, где плотность застройки и уровень функционального разнообразия значительно ниже, а приоритет отдан автомобильным перемещениям,- на территории около 55 га.
Илл. 2. Зоны пешеходной доступности в целевых моделях Стандарта
Центры городской жизни и тихие жилые зоны
Целевые модели Стандарта направлены на формирование городской среды с таким уровнем функционального разнообразия, чтобы любой житель мог пользоваться широким спектром объектов общественно-деловой инфраструктуры рядом с домом, а также разнообразными открытыми пространствами, в том числе озелененными территориями. Формирование такой среды основано на чередовании двух видов городских территорий, которые представлены в составе каждой из целевых моделей:
- центров городской жизни;
- тихих жилых зон.
Центры городской жизни24 - открытые общественные пространства, где проходят наиболее интенсивные пешеходные потоки и где сконцентрированы объекты общественно-деловой инфраструктуры. Тихие зоны включают в себя кварталы жилой застройки, школы, детские сады и другие объекты социальной инфраструктуры. Улицы, парки и скверы в этих зонах используются в основном жителями окружающих домов и учениками школ и находятся на удалении от основных транзитных потоков пешеходов и транспорта.
Шаг размещения центров городской жизни составляет в среднем от 300 до 500 м и, как и зона пешеходной доступности, основан на комфортных пешеходных дистанциях*. При развитии городских территорий согласно целевым моделям центры городской жизни будут распределяться по этим территориям равномерно и тем самым обеспечат доступность объектов общественно-деловой инфраструктуры для всех горожан. При застройке по малоэтажной модели центры будут расположены на удалении до 840 м друг от друга, по среднеэтажной модели - до 600 м и по центральной - до 420 м.
------------------------------
* Согласно исследованиям, такой шаг имеют главные улицы в исторических центрах городов Европы и Азии, застройка которых сформировалась с учетом приоритета пешеходных перемещений. (См. например: Mehaffi M., Porta S., Rofe Y., Salingaros N. 'Urban nuclei and the geometry of streets: The 'emergent neighbourhoods' model' in Urban Design International, Volume 1, Issue 1, pp. 22-46.]
------------------------------
Центры городской жизни могут быть расположены как в глубине территории применения целевой модели, так и на периферии - на границе с другими территориями.
Центры городской жизни могут представлять собой:
- Площадь или перекресток. В зависимости от интенсивности пешеходных потоков зона концентрации объектов общественно-деловой инфраструктуры может охватывать территорию в радиусе 50-150 м.
- Улицу или сегмент улицы. Длина улицы или ее сегмента, вдоль которого расположены объекты общественно-деловой инфраструктуры, как правило, составляет от 100 до 350 м25.
- Систему главных улиц и площадей. Развитие такого центра возможно при наличии нескольких точек притяжения, расположенных на комфортной пешеходной дистанции друг от друга (420-840 м). Главные улицы, соединяющие эти объекты, служат путями активного пешеходного и транспортного движения и повышают привлекательность территории для размещения предприятий торговли и услуг.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Илл. 3. Центры городской жизни и формирование территорий города на основе целевых моделей
Состав целевых моделей
Для каждой целевой модели в соответствии с принципами Стандарта определяются задачи развития городских территорий, которые реализуются при помощи планировочных и объемно-пространственных решений, применяемых в отношении базовых элементов территорий жилой и многофункциональной застройки. К этим элементам относятся:
- кварталы;
- улицы и площади;
- уличный фронт;
- земельные участки;
- жилые дома;
- озелененные территории;
- автостоянки;
- школы и детские сады;
- визуальные и высотные акценты.
Характеристики отдельных элементов и их сочетаний в составе целевых моделей описываются параметрами, регулирование которых при разработке проектов территорий жилой и многофункциональной застройки позволяет добиться качества среды, соответствующего принципам Стандарта. Такие параметры применяются ко всей территории модели, кварталам жилой и многофункциональной застройки и отдельным элементам городской среды.
Всего для каждой модели устанавливается около 40 параметров. Среди них выделяются восемь ключевых, которые играют решающую роль в формировании среды, способствующей реализации того или иного базового сценария повседневной жизни. К ключевым параметрам относятся:
- доля объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади зданий;
- плотность застройки территории;
- площадь квартала;
- площадь земельного участка;
- ширина улиц;
- плотность улично-дорожной сети;
- этажность рядовой застройки
- доля площади застройки для размещения высотных акцентов.
В отличие от остальных параметров, для ключевых Стандарт регламентирует их возможные отклонения в большую или меньшую сторону от значений, рекомендованных в целевых моделях, и определяет случаи, когда эти отклонения допустимы. Соответствие проектов жилой и многофункциональной застройки целевым моделям Стандарта в первую очередь определяется их соответствием значениям ключевых параметров моделей с учетом допустимых отклонений.
Успешность реализации проектов комплексного развития территорий жилой и многофункциональной застройки также оценивается в соответствии с целевыми показателями, устанавливаемыми для каждой из моделей. Эти показатели носят рекомендательный характер и играют роль ориентиров, к которым следует стремиться.
Типы городской среды
Территории сложившейся жилой и многофункциональной застройки в городах России по своим характеристикам отличаются от целевых моделей Стандарта. Фрагмент территории сложившейся застройки с определенным набором функционально-планировочных и объемно-пространственных характеристик в рамках документа называется типом городской среды. Всего Стандарт выделяет пять основных типов среды, которые встречаются в городах России:
- индивидуальная жилая среда - сформирована индивидуальными частными домами и включает в себя территории исторической индивидуальной застройки, сельской, дачной и современной коттеджной и блокированной застройки;
- среднеэтажная микрорайонная городская среда - сформирована типовыми домами различных серий первого этапа индустриального домостроения (вторая половина 1950-х - середина 1960-х гг.);
- многоэтажная микрорайонная городская среда (советского и постсоветского периодов) - сформирована многоэтажными многоквартирными домами башенного и секционного типа, начиная со второго этапа индустриального домостроения (вторая половина 1960-х - 1970-е гг.) и вплоть до сегодняшнего дня;
- советская периметральная городская среда - сформирована многоквартирными сталинскими домами, как типовыми, так и вне серий, возводившимися с конца 1930-х и до начала 1960-х гг.; от средне-этажной микрорайонной эта среда отличается более комфортным жильем и наличием сформированного уличного фронта по периметру квартала;
- историческая смешанная городская среда - состоит из застройки дореволюционного периода с отдельными включениями зданий всех последующих лет вплоть до настоящего времени.
При формировании жилой и многофункциональной застройки на свободных и реорганизуемых территориях возможно достижение полного соответствия параметрам целевых моделей. При развитии застроенных территорий этого добиться сложнее ввиду наличия уже сложившейся застройки. Развитие таких территорий потребует изменения их планировочной структуры и объемно-пространственных характеристик в направлении максимально возможного соответствия регулируемым параметрам целевых моделей.
<< Глава 1. Принципы стандарта |
Часть 2. >> Малоэтажная модель |
|
Содержание Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.