Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1
Принципы стандарта
Для формирования в городах России комфортной среды, отвечающей современным потребностям горожан, Стандарт устанавливает систему принципов развития территорий жилой и многофункциональной застройки. На основе этой системы формируются целевые модели Стандарта, призванные служить образцами при освоении свободных и развитии застроенных и реорганизуемых территорий.
Реализация принципов Стандарта в ходе комплексного развития территорий жилой и многофункциональной застройки призвана обеспечить высокое качество жизни горожан и его сохранение в течение длительного времени.
Высокое качество жизни* подразумевает наличие комфортного жилья, доступность и разнообразие объектов торговли и услуг, отдыха, досуга, образования, здравоохранения и пр., а также создание условий для физического благополучия горожан, их самореализации, саморазвития и продуктивного взаимодействия1.
------------------------------
* Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения, качество жизни определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами, играющими важную роль в жизни человека, его культурном окружении и индивидуальной системе ценностей. www.who. int/healthinfo/survey/ whoqol-qualityoflife/en.
------------------------------
При формировании территорий жилой и многофункциональной застройки важно не только обеспечить высокое качество жизни, но и сохранить его на долгое время для будущих поколений. Законодательство о градостроительной деятельности Российской Федерации основывается на принципах устойчивого развития городских территорий2. ООН-Хабитат3 и ОЭСР4 сформулировали концепцию жизнестойкого города (resilient city), направленную на их устойчивый экономический рост и благосостояние жителей в условиях быстрой смены социальных и экономических условий в XXI в.
Жизнестойкость - способность города выдерживать и учитывать последствия влияния экономических, экологических, политических и других кризисов, адаптироваться к изменениям, формировать стратегии подготовки к возможным кризисам в будущем, обеспечивать устойчивое развитие и благополучие населения.
Для обеспечения высокого качества жизни горожан и жизнестойкости городов Стандарт устанавливает следующие шесть принципов развития территорий жилой и многофункциональной застройки:
- функциональное разнообразие;
- плотность и человеческий масштаб;
- связанность и комфорт перемещений;
- безопасность и здоровье;
- соответствие жилья потребностям горожан;
- гибкость и адаптивность.
С целью создания пространственных условий для высокого качества жизни горожан с разными преподчтениями относительно организации повседневной жизни Стандарт определяет три целевые модели городской среды:
- малоэтажную,
- среднеэтажную,
- центральную.
Целевые модели различаются по планировочной структуре и морфологии застройки и тем самым обеспечивают разнообразие пространственных условий, отвечающее предпочтениям горожан относительно жилья, перемещений, мест приложения труда, потребления, отдыха и досуга.
Принципы стандарта
Принципы стандарта
Принцип 1
Функциональное разнообразие
ключевые ------------ формирование ---- включение мест
задачи многофункциональных приложения труда
районов в состав территорий
жилой застройки
------------ стимулирование
разнообразия объектов
торговли и услуг
в составе жилых
кварталов и зданий
Принцип функционального разнообразия предполагает соседство зданий и помещений различных видов использования: жилой застройки - с объектами торговли и услуг, отдыха и досуга, образования и здравоохранения, офисами и малыми производствами.
Равномерное распределение жилья, общественно-деловой и рекреационной инфраструктуры по территории города обеспечивает широкому кругу пользователей пешеходную доступность самых разнообразных объектов. Размещение этих объектов в составе жилых кварталов и зданий не просто расширяет спектр товаров и услуг повседневного и периодического спроса, но и создает новые рабочие места. Принципиально важно также включение в состав жилой застройки офисов и малых производств: формируется городская среда, где "все под рукой".
Сокращение продолжительности ежедневных перемещений на работу, учебу, за покупками позволяет горожанам освободить время для отдыха и досуга, самореализации и саморазвития. Снижение потребности в использовании личного автотранспорта способствует уменьшению заторов на дорогах, снижению объемов вредных выбросов в атмосферу и повышению акустического комфорта в открытых городских пространствах5.
Пешеходная доступность объектов повседневного обслуживания стимулирует рост двигательной активности жителей и, как следствие, помогает улучшить их здоровье. Это особенно важно для представителей старшего поколения, которые получают более широкие возможности самостоятельно совершать покупки и получать медицинскую помощь рядом с домом.
Увеличение интенсивности пешеходных потоков на улицах стимулирует развитие сферы торговли и услуг: горожане чаще заходят в магазины и кафе. Как следствие, планирование территорий города с приоритетом пешеходных перемещений способствует росту малого бизнеса и диверсификации его экономики6. Интенсификация пешеходных потоков также означает, что, помимо постоянных пользователей территории (жителей, работающих, обучающихся), на ней присутствуют периодические и эпизодические посетители из других районов города. Присутствие людей на улицах и примыкающих к ним общественных пространствах (площадях, скверах) в любое время суток обеспечивает высокий уровень социального контроля и, как следствие, безопасности.
Район Атлантик-Стейнш, Атланта, штат Джорджия, США | ||
|
|
|
Атлантик-Стейшн расположен близко к центру города, на территории бывшего сталелитейного завода площадью 55 га. Этот завод к концу 1970-х гг. пришел в упадок. Для редевелопмента промзоны требовалось дорогостоящее восстановление почв, загрязненных за годы работы предприятия. Инвестор нашелся лишь в 1997 г.: частная компания Jacoby Development, Inc. Главной задачей проекта было создание района смешанной застройки со всеми необходимыми функциями для жизни, работы и отдыха в пешей доступности от жилых домов и ограничение расползания города вширь. Строительство завершилось в 2005 г. Было введено в строй 167 |
|
Проект основывался на стандартах экологического проектирования зданий (LEED), что позволило снизить стоимость коммунальных услуг и аренды помещений. Благодаря размещению необходимых функций в пешей доступности, жители района стали совершать меньше автомобильных перемещений. По данным Агентства по охране окружающей среды США, доля поездок на общественном транспорте в Атлантик-Стейшн достигает 27,1%, тогда как в среднем по городу эта цифра составляет всего 7%. Средний дневной пробег автотранспортных средств жителей Атлантик-Стейшн - 14 миль (22,5 км), а автомобилей работников - 12 миль (19,3 км). Величина такого пробега в среднем по городу - 34 мили в день (69 км)8. |
Принцип 2
Плотность и человеческий масштаб
ключевые ------- формирование застройки --- создание плотной
задачи преимущественно малой и компактной застройки
и средней этажности
------- создание сомасштабных
человеку открытых
городских пространств
Плотная застройка* создает условия для роста функционального разнообразия территории, обеспечивая высокий поток посетителей объектов торговли и услуг. Такая застройка позволяет эффективно использовать земельные ресурсы и за счет высокой концентрации жителей на территории формирует объем пассажиропотока, обеспечивающий экономическую целесообразность развития маршрутов общественного транспорта.
------------------------------
* Методика расчета плотности застройки, см. Приложение, с. 272.
------------------------------
Однако высокой плотности застройки недостаточно для формирования качественной городской среды. Ключевое значение имеют ее приспособленность к пешеходным перемещениям и сомасштабность человеку, определяемые расстояниями пешеходной доступности и дистанциями, значимыми для эффективного взаимодействия людей в городском пространстве.
Компактное расположение зданий и объектов городской инфраструктуры на пешеходных дистанциях между ними в сочетании с высокой плотностью населения создает условия, когда горожане интенсивно используют открытые городские пространства. Это содействует развитию сферы торговли и услуг, повышению уровня социального контроля и расширению возможностей для социального взаимодействия, обмена знаниями, развития инноваций** и участия жителей в принятии решений о выборе направлений городского развития9.
------------------------------
** Исследования показывают, что высокая плотность населения стимулирует инновационную деятельность. Количество патентов, выданных в городах с плотностью населения свыше 2 , таких как Бостон и Нью-Йорк, сопоставимо с количеством, выданным в крупных научно-технических кластерах, таких как Кембридж или Кремниевая долина.
------------------------------
Компактная застройка позволяет оптимизировать затраты на эксплуатацию городской инфраструктуры и поддерживать в надлежащем состоянии улицы, площади, дворы, озелененные территории***. В сомасштабном пространстве горожанам легче отказаться от повседневного использования автомобиля, что уменьшает число заторов и объемов вредных выбросов в атмосферу.
------------------------------
*** Исследования показывают, что принципы компактного развития города обеспечивают уменьшение расходов на строительство и содержание объектов общественной инфраструктуры на 10-20%.
------------------------------
Сомасштабность городской среды человеку определяется соотношением объемов зданий и размеров открытых городских пространств10, деталировкой архитектурных решений и наличием различных элементов благоустройства11. Оптимальные соотношения основаны на социально значимых дистанциях, обусловленных особенностями человеческого зрения. Максимальное расстояние, на котором человек способен различать события в городском пространстве, составляет 100-120 м. С 50-70 м можно узнать человека по фигуре, походке и расслышать крик, с 22-25 м - распознать выражение лица и обменяться репликами12. Слишком широкие улицы, дворы, площади, парки и скверы, окруженные зданиями высотой более 30 м, нередко плохо просматриваемы, небезопасны и непривлекательны для пешеходных перемещений.
Здания малой и средней этажности в сочетании с компактными размерами открытых пространств позволяют создать комфортную городскую среду при сохранении высокой плотности застройки. Такая застройка способствует повышению доступности жилья за счет снижения затрат на строительство несущих конструкций и вертикальных коммуникаций****. Преобладание среднеэтажной застройки не исключает размещения зданий-акцентов повышенной этажности, например в центрах городской жизни.
------------------------------
**** По данным Центра городской экономики КБ "Стрелка", себестоимость строительства 1 пятиэтажного дома ниже на 10%, чем аналогичный показатель для 18-этажного. Это происходит за счет сокращения расходов на конструкции (фундаменты, колонны, перекрытия и пр.), вертикальные коммуникации (лифты, незадымляемые лестницы), инженерные системы (отопление, водоснабжение, канализация).
------------------------------
Район Борнео-Споренбург, Амстердам, Нидерланды | ||
|
|
|
Борнео и Споренбург - два искусственных полуострова в Восточных доках в центре Амстердама. В 1989 г. эту территорию, прежде служившую для размещения портовых складов, отвели под жилую застройку. Заказчиком проекта выступила администрация Амстердама. Мастер-план разработало бюро West 8 (Роттердам). Целью проекта было разместить 2 500 жилых ячеек с плотностью 100 квартир/га13. Изначально площадку планировалось застроить многоквартирными 10-14-этажными домами, но исследования показали, что целевой плотности можно достичь и при меньшей этажности. Район сформирован 113 кварталами с длинной стороной примерно 90-120 м. |
|
Высота рядовой застройки составляет 3-5 этажей, зданий-акцентов - до 13 этажей. Отношение высоты застройки вдоль улиц к ширине их профиля варьируется от 2:1 до 1:2.14 Большая часть территории занята блокированными домами и разделена на парцеллы размером около 5 х 16 м. 60 участков отведены для самостоятельной застройки владельцами - по индивидуальным проектам, но в соответствии с генеральным планом и дизайн-кодом. Два крупных (0,85-0,95 га) участка отведены под многоквартирные дома, "Пакман" и "Кит", занимающие целый квартал. Благодаря выразительным фасадам и тектонике, они создают визуальные акценты на территории15. |
Принцип 3
Связанность и комфорт перемещений
ключевые ----- создание разнообразных --- обеспечение комфортного
задачи маршрутов для всех видов и надежного общественного
перемещений транспорта
----- создание комфортных --- регулирование
условий для обеспеченности
пешеходных автостоянками
перемещений
Уровень связанности объектов и территорий города между собой определяется разнообразием и удобством (в том числе временем преодоления) ведущих к ним маршрутов, ориентированных на перемещения пешком, на общественном транспорте, автомобиле и пр. Высокий уровень связанности позволяет экономить время, затрачиваемое на перемещения по городу, и тем самым повышает территориальную доступность объектов торговли и услуг16.
Разнообразие маршрутов зависит от плотности и связанности улично-дорожной сети, по которой проходят транспортные и пешеходные потоки. Плотная сеть улиц с преобладанием пересечений над тупиками обеспечивает в сочетании с кварталами ограниченных размеров максимальное число связей между участками и зданиями. Такая сеть равномерно распределяет транспортные потоки по территории города и создает дополнительные маршруты для пешеходов и автомобилистов*. Перекрестки располагаются с меньшими интервалами, что оптимизирует дистанции до мест назначения. Обособление велодорожек и полос движения общественного транспорта в составе профилей наиболее интенсивно используемых улиц способствует повышению надежности и безопасности перемещений.
------------------------------
* Подробно об оптимальных параметрах кварталов и улично-дорожной сети.
------------------------------
Развитие общественного транспорта, обладающего гораздо большей провозной способностью, чем автомобиль, позволяет ограничить уровень автомобилизации и дает возможность наибольшему числу горожан быстро и экономно добираться до мест работы, учебы, потребления, отдыха и досуга. Снижение уровня автомобилизации ведет, в свою очередь, к минимизации количества заторов, сокращению объема вредных выбросов в атмосферу. Также уменьшается потребность в приобретении парковочного места при покупке жилья.
Связанность городских территорий определяется скоростью и комфортом перемещений на различных видах транспорта. В больших, крупных и крупнейших городах повышение связанности предполагает развитие мультимодальной транспортной системы, которая обеспечивает скоординированное использование двух или более видов транспорта: автомобилей, автобусов, железнодорожного транспорта, метрополитена, безмоторных транспортных средств. Такая система создает широкую вариативность маршрутов и сокращает время ежедневных перемещений горожан.
Куритиба, штат Парана, Бразилия | ||
|
|
|
Куритиба - крупный промышленно-экономический центр на юге Бразилии. В 1960-е гг. в связи с бурным демографическим ростом здесь началось активное заселение окраин и пригородов. При этом основная часть рабочих мест была сосредоточена в центре. Маятниковая миграция выросла, а с ней и нагрузки на транспортную инфраструктуру. Для города были характерны постоянные пробки, переполненные автобусы. После назначения на пост мэра в 1971 г. Жайме Лернера - архитектора, инженера, градостроителя - был принят новый генеральный план развития Куритибы17. Главные транспортные артерии были организованы в виде трех параллельных улиц: центральной и боковых. Боковые предназначались для одностороннего движения автомобилей (от окраин к центру и обратно). Вдоль каждой из них выделялась полоса для парковки. |
|
На центральной улице было организовано двухстороннее движение метробусов. Метробус - это многосекционный автобус-экспресс с повышенной провозной способностью. Остановочные пункты с доступом через турникет оснащены входами-выходами, расположенными прямо напротив боковых дверей метробуса. Такая система обеспечивает максимальную скорость, комфорт и безопасность посадки-высадки пассажиров при плотности потока 1,9 млн пассажиров в рабочий день. Ее применение уже к 1990 г. сократило перемещения на личном автотранспорте примерно на четверть. Сегодня Куритиба полностью свободна от пробок, экономит до 26 млн л топлива в год и по праву считается одним из самых экологичных городов мира18. |
Принцип 4
Безопасность и здоровье
ключевые ------ обеспечение безопасности ---- обеспечение высокого
задачи при перемещениях качества воздуха,
акустического
и микроклиматического
------ обеспечение комфорта
социального контроля
в открытых городских
пространствах
Принцип безопасности и здоровья предполагает формирование такой городской среды, в которой будет исключен или сведен до минимума риск травмирования (в первую очередь получения механических травм) и нанесения вреда организму из-за неудовлетворительного состояния окружающей среды. Необходимо обеспечить безопасность перемещений, экологическую безопасность и высокий уровень социального контроля.
Безопасность при перемещениях зависит от скорости движения основных участников, в первую очередь автомобилистов, и обеспечивается путем разделения потоков с различной скоростью движения и применения мер по успокоению трафика (минимизации ширины автомобильных полос, использования искусственных неровностей, устройства пешеходных переходов). Разделение потоков достигается за счет размещения в составе профиля улиц выделенных зон для движения пешеходов и велосипедистов, четкого обособления полос движения автомобилей - средствами вертикальной планировки, а также при помощи шумовой разметки и дорожных ограничителей.
Основа экологической безопасности жителей - обеспечение высокого качества воздуха в открытых городских пространствах. Большую часть всех вредных выбросов в атмосферу составляют автомобильные выхлопы: до 80-90% в крупных и средних городах России. Средствами планировки и благоустройства возможно снизить негативное воздействие автомобильного трафика. Эти средства включают в себя размещение озелененных территорий - парков и скверов - на территориях жилой и многофункциональной застройки, а также высадку плотного озеленения и организацию элементов искусственного рельефа, препятствующих в том числе распространению пыли и шума от проезжей части и повышающих, таким образом, уровень микроклиматического и акустического комфорта горожан.
Развитие рекреационной инфраструктуры для круглогодичного досуга в открытых городских пространствах способствует всесезонной двигательной активности горожан, улучшению их здоровья19. Продолжительность отдыха на открытом воздухе обеспечивается при помощи ориентации застройки, озеленения и элементов благоустройства согласно преобладающим ветрам, устройства водных объектов, солнце-, ветро- и шумозащитных конструкций и пр.
Для предотвращения правонарушений необходимо повышать степень освещенности и уровень социального контроля в открытых городских пространствах. Его обеспечению содействует благоустройство этих пространств и размещение вдоль их границ сомасштабной застройки с широким спектром объектов общественно-деловой инфраструктуры в первых этажах. Это стимулирует пешеходные потоки и обеспечивает постоянное присутствие людей в течение дня, тем самым повышая уровень социального контроля.
Четкое разграничение дворов и пространств общего пользования также повышает безопасность, позволяя избежать конфликтов между различными группами пользователей - местными жителями и посетителями территории.
Район Побленоу, Барселона, Испания | ||
|
|
|
В 2013-2018 гг. для улучшения экологической ситуации и снижения трафика в Барселоне был разработан План новой городской мобильности. В рамках этого плана был запущен проект создания 503 суперблоков. Суперблок (superilla по-каталонски) - это группа из 9 (3 х 3) кварталов. Внутри группы меняется транспортная схема: доступ возможен только для жителей и обслуживания, скорость движения ограничена до 10 км/час, а вместо проезжей части организованы рекреационные пространства. Движение транспорта в обычном режиме возможно только по периметру суперблока20. В сентябре 2016 г. запущен пилотный суперблок - Побленоу (SP9). Его размер составляет 16 га (400 х 400 м), |
|
количество жителей и работающих - 5-6 тыс. человек. Спустя два года городской совет опубликовал результаты пилотного проекта. Площадь пешеходных пространств увеличилась на 80%, количество автомобилей на территории снизилось на 48%. Были расширены тротуары, добавлено 349 мест для сидения, организованы рекреационные площадки. Также появились 1 км велосипедных путей, 43 парковочных места для жителей и 13 для гостей. Доля зеленых пространств выросла на 91%. Важным показателем улучшения качества городской среды служит рост привлекательности коммерческих площадей внутри суперблока: доля объектов торговли и услуг в первых этажах увеличилась на 30,7%21. |
Принцип 5
Соответствие жилья потребностям горожан
ключевые ------ внедрение разнообразных ------ стимулирование
задачи типов жилой застройки развития
и планировок квартир сообществ жильцов
многоквартирной
застройки, способных
обеспечение жителей эффективно управлять
------ многоквартирных домов домом и придомовой
помещениями общего территорией
пользования
Наличие разнообразных предложений жилья, соответствующего запросам домохозяйств различного состава, - залог удовлетворения потребностей максимального количества горожан и, как следствие, роста привлекательности городов. Помимо этого, разнообразие типов жилья и видов владения повышает географическую и социальную мобильность жителей.
Преимуществом жизни в индивидуальных и блокированных домах служит наличие отдельного входа с улицы и придомового участка. В распоряжении жителей многоквартирных домов имеются места общего пользования в доме, открытое пространство двора и эксплуатируемые кровли для отдыха на открытом воздухе, а также балконы, лоджии.
Комфорт проживания в многоквартирных домах связан с размером домовладений. Ограничение количества квартир в доме до 200 способствует формированию здоровой социальной атмосферы, основанной на взаимном доверии. Активизируется взаимодействие между жильцами, упрощается процесс принятия решений по вопросам содержания дома и придомовой территории, назначения помещений общего пользования.
Качество организации мест общего пользования также влияет на комфорт проживания в многоквартирном доме. Остекленные входные группы обеспечивают просматриваемость прилегающих к дому территорий, снижают риски проникновения в него асоциальных элементов и совершения правонарушений. Устройство сквозных входных групп здания позволяет одинаково легко выходить как во двор, так и на улицу. Места хранения велосипедов и колясок при входе в здание, личных вещей жильцов в подвальных и полуподвальных помещениях или в индивидуальных ячейках на этаже позволяют более рационально использовать пространства квартир. Наличие в составе многоквартирного дома общих многофункциональных помещений, которые могут использоваться как игровые комнаты для детей, спортивные залы, залы для проведения праздников и мероприятий или коворкинги, расширяет возможности для отдыха жильцов, удаленной работы.
Удобные планировки квартир предполагают, с одной стороны, наличие у каждого члена домохозяйства (или как минимум семейной пары в его составе) собственной комнаты, а с другой - помещения для общения всех проживающих и приема гостей. Разнесение блоков помещений для детей и родителей способствует возможности уединиться для членов семьи. Наличие помещений для хранения вещей позволяет более рационально и разнообразно использовать жилые пространства квартиры.
Организация приквартирных открытых пространств, например террас, балконов и лоджий, с шириной, достаточной для установки уличной мебели, позволяет проводить досуг на свежем воздухе.
Жилой дом R50, район Кройцберг, Берлин, Германия | ||
|
|
|
R 50 - это адрес: Риттерштрассе, 50. Проект создан Baugruppen ("Строительной группой") и архитектурными бюро ifau und Jesko Fezer и Heide & von Beckerath. Девятнадцать домохозяйств объединили средства для покупки участка, проектирования и строительства дома. Участок был выделен Департаментом городского развития Сената Берлина в рамках программы стимулирования новых методов строительства доступного и комфортного жилья. Все домохозяйства принимали участие в разработке проекта и смогли прийти к общим решениям по самым разным вопросам, от функционального зонирования помещений до выбора оконной фурнитуры. Главными требованиями стали гибкость планировок квартир и наличие коллективных пространств в составе жилого дома. |
|
В качестве конструктивного решения была выбрана бетонная каркасная система, минимально влияющая на расположение внутренних перегородок. Коллективные пространства представлены двусветной общей гостиной, кладовыми и прачечной на первом этаже, летней кухней на крыше и дополнительными обходными галереями по всему периметру здания на всех этажах со второго по седьмой включительно. Стоимость коллективных пространств была включена в стоимость квартир. Несмотря на это, цена квадратного метра квартиры оказалась на 20% ниже, чем средняя цена за квадратный метр в том же районе - 2350 евро вместо 2950 евро (цены указаны на момент строительства дома в 2013 г.)22. |
Принцип 6
Гибкость и адаптивность
ключевые ------- формирование --- гибкие конструктивные
задачи планировочной и планировочные
структуры территории решения зданий,
на основе ограниченных позволяющие изменять
по размеру модулей их функциональное
градостроительного назначение
развития
-------- гибкое использование --- стимулирование
земельных участков развития автономных
инженерных систем
Принцип гибкости и адаптивности подразумевает, что территории могут быть легко приспособлены к изменениям экономических и социальных условий, запросов и потребностей горожан и при этом обеспечивать стабильно высокое качество жизни.
Способность городской территории адаптироваться к изменениям определяется гибкостью ее функциональной и планировочной структуры. Такая структура формируется из ограниченных по размеру базовых модулей градостроительного развития - земельных участков (парцелл). Каждая парцелла может застраиваться и развиваться независимо от соседних - преобразование застройки одного домовладения не нарушает функционирования района или квартала. Для размещения школ и уникальных объектов нежилого назначения допускается выделение крупных земельных участков.
Адаптивность городских территорий также определяется возможностью изменения функционального назначения объектов в зависимости от требований рынка или сложившейся демографической ситуации. Такую возможность обеспечивает широкий спектр видов разрешенного использования каждого земельного участка, а также планировочные и конструктивные решения зданий, позволяющие изменять конфигурацию и назначение помещений с жилого на офисное, торговое, производственное и обратно. Например, при размещении объектов общественно-деловой инфраструктуры на первых этажах зданий можно ограничиться перестройкой только части здания, если возникнет необходимость смены функций этих объектов.
Планировка городских территорий на основе небольших по размеру земельных участков, широкий перечень видов их разрешенного использования, применение гибких конструктивных решений зданий и сооружений - все это призвано содействовать эволюционному развитию территорий жилой и многофункциональной застройки, формированию и сохранению местных сообществ, которые не только принимают участие в преобразовании городской среды, но и служат одним из основных его двигателей.
Жилой комплекс Breitenrainstrasse. Квартал Брайтенрайн, Берн, Швейцария | ||
|
|
|
В 1990-е гг. жители Берна потребовали сократить количество парковок в центре города. Был проведен референдум, постановивший больше не строить многоуровневые паркинги и ограничить число автостоянок в составе новых жилых домов. Представители бизнес-сообществ и Торговой палаты выступили с возражениями. В 1997 г. удалось достигнуть компромисса: общее число автостоянок решили оставить неизменным, но их число в надземных этажах требовалось постепенно сократить23. Это предполагало в том числе постепенную трансформацию существующих многоуровневых паркингов. Их реконструкция в любом случае была выгоднее строительства нового жилья. В 2010 г. в центральном бернском квартале Брайтенрайн многоуровневый паркинг Lowen Garage был превращен в многоквартирный жилой дом. По проекту бюро Burckhardt+Partner с севера к зданию паркинга |
|
пристроили новый объем, повторяющий этажность и материалы фасада реконструируемого сооружения. В первом этаже расположились квартиры c индивидуальными входами с улицы. Окна жилых помещений были отделены от общественного пространства улицы частными палисадниками с легкими ограждениями и зеленой изгородью. Это существенно расширило для владельцев таких квартир возможности отдыха и досуга на открытом воздухе. Реконструкция была осуществлена благодаря гибкой каркасной конструктивной схеме паркинга. Высота первого этажа более 3 м (раньше в нем располагались офисные помещения и автомастерские паркинга) позволит в будущем разместить там как жилье, так и объекты торговли, услуг, досуга. Назначение помещений может легко меняться с жилого на нежилое и обратно. |
<< Часть 1. Принципы и целевые модели стандарта |
Глава 2. >> Целевые модели стандарт |
|
Содержание Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.