Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 18
Уличный фронт
Уличный фронт - пространство примыкания застройки, расположенной на земельных участках, к территориям общего пользования (улицам, площадям). Это пространство сформировано вертикальными элементами, расположенными вдоль границ участка, совпадающего с красными линиями, а также элементами, расположенными в отступе застройки от красных линий.
Параметры уличного фронта
1. Отступ застройки от красных линий (макс.), м
Определяется как расстояние от красной линии до фасада здания. Устанавливается в зависимости от типа улицы или другого открытого общественного пространства, к которому обращена застройка.
2. Высота первого этажа застройки, выходящей на красные линии (мин.), м
Определяется как расстояние от чистого пола до низа перекрытия второго этажа. Устанавливается в зависимости от типа улицы или другого открытого общественного пространства, к которому обращена застройка.
3. Процент остекления фасада первого этажа (мин.), %
Занятая прозрачным остеклением часть площади фасада первого этажа, измеряемая от уровня тротуара до потолка первого этажа, а также между наружными углами здания, выходящими на красные линии или обращенными к открытым общественным пространствам, если красные линии не установлены.
4. Отметка входов над уровнем тротуара (макс.), м
Определяется как расстояние от поверхности тротуара до отметки чистого пола первого этажа.
5. Высота ограждений земельных участков вдоль красных линий (макс.), м
Расстояние от уровня тротуара до верхней точки конструкции ограждения земельного участка.
Особенности регулирования
Регулирование параметров уличного фронта призвано в первую очередь создать условия для повышения функционального разнообразия городских территорий за счет размещения объектов торговли и услуг в первых этажах застройки, обращенной к общественным пространствам улиц и площадей. Это регулирование зависит от выбранной для применения целевой модели Стандарта, а также типа улицы или площади, к которой обращен фронт.
Стандарт предусматривает формирование по возможности сплошного уличного фронта, поэтому регулирование его параметров следует осуществлять в увязке с процентом застроенности земельных участков вдоль красных линий, плотностью и этажностью застройки.
Отступ застройки от красных линий
Регулирование отступа застройки от красных линий (или прифасадной зоны) позволяет:
- создать максимальный объем помещений в первых этажах зданий, пригодных для размещения объектов стрит-ретейла;
- расположить витрины и входы в объекты стрит-ретейла как можно ближе к потокам потенциальных посетителей;
- обеспечить приватность жилых помещений там, где размещение объектов общественной инфраструктуры не предусматривается или осуществляется в ограниченном масштабе.
Вдоль главных улиц городского и районного значения и главных районных площадей, где проходят основные потоки пользователей, целесообразна организация сплошного уличного фронта с минимальным отступом от красных линий (от 1,5 м до 3 м в зависимости от модели) и максимальной протяженностью фасадов (от 70 до 90% застроенности земельного участка вдоль красных линий).
На территориях, развиваемых согласно центральной модели, минимальный отступ (1,5 м) сохраняется в отношении улиц всех типов и площадей. Вдоль второстепенных улиц в среднеэтажной модели он составляет 3 м. Своего максимального значения (7 м) параметр достигает на местных улицах в малоэтажной модели Стандарта, где не предполагается размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры, а степень приватности жилых домов имеет первостепенное значение.
На улицах с высоким спросом на услуги предприятий общественного питания ширины отступа застройки может быть недостаточно для размещения летних террас кафе и ресторанов большого размера. В этом случае зону общественного обслуживания в составе профиля улицы допускается размещать вдоль красных линий, объединяя ее с прифасадной зоной. Такое решение может быть использовано для расширения летних террас кафе (см. илл. 21).
Параметры помещений на первых этажах зданий: высота первого этажа застройки, выходящей на красные линии, процент остекления фасада первого этажа, отметка входов над уровнем тротуара
Регулирование этих параметров направлено на обеспечение адаптивности состава объектов общественно-деловой инфраструктуры к требованиям максимально широкого круга арендаторов и изменениям рыночного спроса.
Высота первого этажа застройки, выходящей на красные линии главных улиц городского и районного значения, а также главных площадей, принимается равной 3,5 м. Такая высота позволяет разместить инженерное оборудование, необходимое для работы предприятий общественного питания, магазинов, офисов, спортивных залов и пр. в первых этажах застройки.
Регулирование параметра для второстепенных улиц в среднеэтажной и центральной моделях определяется расстояниями, откладываемыми от пересечения этих улиц с улицами других типов. Чем выше интенсивность использования улиц, пересекающихся со второстепенными, тем больше расстояния, определяющие границы сегментов улиц для потенциального размещения объектов торговли и услуг. Чтобы обеспечить возможности размещения таких объектов, высота первого этажа застройки в 3,5 м вдоль второстепенных улиц в среднеэтажной модели назначается в радиусе не менее 50 м от их пересечения с главными улицами городского и районного значения и в радиусе не менее 20 м - от пересечения с другими второстепенными или местными улицами.
Илл. 21. Варианты размещения зоны общественного обслуживания в составе профиля улицы
В центральной модели высота первого этажа застройки в 3,5 м вдоль второстепенных улиц принимается в радиусе не менее 100 м от их пересечения с главными улицами городского и районного значения и в радиусе не менее 50 м - от пересечения с другими второстепенными или местными улицами.
Во всех остальных случаях, независимо от модели, значение параметра составляет 3 м и не предусматривает размещение объектов стрит-ретейла.
Процент остекления фасада первого этажа рекомендуется регулировать в отношении многоквартирных домов. Вдоль главных улиц городского и районного значения, а также главных площадей в малоэтажной и среднеэтажной моделях этот процент принимается 60%, в центральной - 80%. Вдоль второстепенных улиц значение параметра составляет 40% % и 60% % в среднеэтажной и центральной моделях соответственно и 20% % - вдоль местных улиц и площадей. Минимального значения параметр достигает вдоль местных улиц в малоэтажной модели (10%).
Регулирование параметра направлено на повышение привлекательности объектов торговли и услуг для пользователей и на повышение просматриваемости пространства как изнутри помещений, так и со стороны улиц. Это также помогает исключить формирование протяженных глухих фасадов, снижающих уровень социального контроля.
Входы, приподнятые или заглубленные относительно уровня тротуара, затрудняют попадание в здание и ограничивают поток посетителей объектов торговли и услуг, расположенных на первых этажах. Поэтому вдоль главных улиц городского и районного значения, а также вдоль главных площадей в среднеэтажной и центральной моделях значение этого параметра ограничивается 0,15 м. В центральной модели, отличающейся наибольшим уровнем функционального разнообразия, этот показатель сохраняется и в отношении второстепенных улиц. Во всех остальных случаях отметка входов над уровнем тротуара составляет не более 0,45 м для обеспечения комфортного доступа всех пользователей, включая маломобильных.
Высота ограждений земельных участков вдоль красных линий
Регулирование параметра направлено на повышение просматриваемости открытых общественных пространств и, как следствие, уровня социального контроля в них. Оно применяется только в малоэтажной модели Стандарта. Значение показателя составляет 1 м для главных улиц районного значения и 1,2 м - для местных улиц. Применение ограждений на территориях, развиваемых согласно среднеэтажной и центральной моделям, не рекомендуется.
Дополнительные рекомендации
Помимо регулирования определенных параметров уличного фронта Стандарт предлагает ряд рекомендаций по его устройству, призванных обеспечить условия для повышения функционального разнообразия территорий жилой и многофункциональной застройки.
Так, конструкции фасадов целесообразно приспосабливать к монтажу остекления, в том числе витринного: это повышает визуальную связь между улицей и помещениями и привлекает посетителей. При одном и том же объеме пешеходного потока на улицах с глухими фасадами и улицах, где фасады первых этажей сформированы прозрачными витринами объектов торговли и услуг, во втором случае люди идут в среднем на 13% медленнее, при этом 25% из них останавливаются, чтобы рассмотреть витрины19.
Шаг несущих конструкций рекомендуется назначать таким образом, чтобы он обеспечивал размещение разнообразного торгового и сервисного оборудования, а также возможности для перепланировки - создания больших пространств или мелких помещений с устройством отдельных входов с улицы. Использование каркасной конструктивной схемы с шагом опор 5-7 м позволяет при необходимости делить пространство первого этажа на ячейки с минимальной площадью 25 и протяженностью фасада 5 м для оборудования входа и витрины. В таких ячейках могут располагаться небольшие объекты общественно-деловой инфраструктуры повседневного спроса: продуктовые магазины, кофейни, химчистки, мастерские.
При отсутствии разделения пространства первого этажа в нем допускается размещать более крупные объекты как повседневного, так и периодического спроса: супермаркеты, спортивные залы, косметические салоны, хореографические студии и пр.
Вывески и наружную рекламу следует выполнять в расчете на комфортное восприятие в первую очередь пешеходами и велосипедистами. Для создания гармоничного облика улиц при формировании новой застройки целесообразно резервировать специальные места на фасаде для размещения наружной рекламы и вывесок.
Для повышения комфорта пешеходов в жарком или дождливом климате рекомендуется устройство аркад и навесов. В умеренном климате возможно применение фасадных маркиз, раскрывающихся в теплое время года.
Решения по благоустройству прифасадной зоны уличного фронта направлены на стимулирование пешеходной активности и продолжительного пребывания горожан на открытом воздухе. Эти решения предусматривают:
- размещение нестационарных объектов торговли и террас предприятий общественного питания;
- организацию рядом со входами в объекты общественно-деловой инфраструктуры;
- обеспечение защиты для пешеходов от ветра, осадков и прямых солнечных лучей при помощи навесов, кустарникового озеленения и пр., в случае если такая защита не предусмотрена архитектурными решениями фасадов (аркады, козырьки и пр.).
Уличный фронт призван сформировать границы между открытыми общественными пространствами и внутриквартальными территориями. Четкие границы между ними дают возможность:
- минимизировать вероятность попадания случайных прохожих во двор;
- ясно разделить территории, ответственность за содержание и эксплуатацию которых несут городские власти и правообладатели земельных участков.
Для создания более четких границ между городскими и внутриквартальными территориями вдоль второстепенных улиц, местных улиц и площадей рекомендуется применение следующих мер:
- посадка плотного кустарникового озеленения;
- размещение полуподземных паркингов с высотой надземной части до 1,3 м или встроенно-пристроенных паркингов в стилобате высотой 3-3,5 м;
- установка ограждений в застройке индивидуальными и блокированными жилыми домами, городскими виллами.
Привлекательность пешеходных перемещений предлагается обеспечивать за счет таких архитектурно-планировочных решений уличного фронта, как:
- ориентация части окон, балконов и террас жилых помещений в сторону улицы и других городских открытых пространств;
- устройство веранд и палисадников для блокированных домов или квартир первых этажей в отступах застройки от красных линий - часть квартир первых этажей должна иметь собственные входы с улицы;
- размещение вдоль границ участка, совпадающих с красными линиями, общедоступных и хорошо освещенных в темное время скверов, детских и спортивных площадок, доступных как со стороны двора, так и со стороны улицы.
Илл. 22. Устройство уличного фронта и прифасадной зоны
В ходе формирования территорий жилой и многофункциональной застройки важно заложить основу для роста функционального разнообразия. Изменение социально-экономических условий может привести к увеличению пешеходных потоков на второстепенных улицах, поэтому выходящие на них жилые помещения на первых этажах и встроенно-пристроенные автостоянки должны иметь достаточную высоту этажа и гибкую конструктивную схему для возможной смены функции и размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры (см. илл. 23).
Решения уличного фронта связаны с типами открытых общественных пространств, в первую очередь улицами. В зависимости от объема пешеходных и транспортных потоков на разных улицах требуется различный объем помещений для размещения стрит-ретейла. Стандарт предлагает базовый набор архитектурных решений уличного фронта для жилых и нежилых первых этажей застройки (см. илл. 24).
Илл. 23. Пример гибкой конструктивной схемы помещений первых этажей
Илл. 24. Базовый набор архитектурных решений уличного фронта для жилых и нежилых первых этажей
<< Глава 17. Улицы и площади |
Глава 19. >> Земельные участки |
|
Содержание Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.