Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6
Развитие территорий индивидуальной жилой городской среды
По малоэтажной модели могут развиваться не только свободные, но и застроенные территории индивидуальной жилой застройки. В этом случае параметры модели используются как целевые. Основные мероприятия будут направлены на повышение плотности застройки и доли объектов общественно-деловой инфраструктуры, уровня обслуживания общественным транспортом, а также на благоустройство открытых общественных пространств.
63% застроенных территорий российских городов составляет индивидуальная жилая среда |
12% общего объема жилищного фонда российских городов составляет индивидуальная жилая среда |
1% горожан проживает на территориях индивидуальной жилой среды |
Среди территорий сложившейся застройки в городах России к малоэтажной модели Стандарта наиболее близка по параметрам индивидуальная жилая городская среда. Она главным образом представлена частными домами советского периода и современными коттеджами, иногда включает в себя современную блокированную застройку. Ее доля от застроенных территорий российских городов составляет свыше 60%, при этом здесь в среднем размещается не более 12% общего объема жилого фонда. Исключение составляют города, где частный дом - традиционно самый популярный вид жилья. В основном это характерно для юга России. Так, в Астрахани доля индивидуальной жилой застройки достигает 30% от общего объема жилого фонда, в Черкесске - 40%.
Территории индивидуальной жилой городской среды характеризуются низкой плотностью населения (30-35 чел./га) и низким уровнем функционального разнообразия: доля объектов общественно-деловой инфраструктуры в среднем равна 7%, из которых 2% - объекты дошкольного, начального и среднего образования и здравоохранения. В остальном такая инфраструктура включает в себя преимущественно небольшие продуктовые магазины.
Индивидуальная жилая городская среда (Энгельс, Саратовская область, Россия]
По плотности улично-дорожной сети индивидуальная жилая городская среда близка к показателям малоэтажной модели, но улицы в существующей застройке зачастую не приспособлены для пешеходного движения. На большинстве улиц нет тротуаров, а там, где они имеются, отсутствуют элементы рекреационной инфраструктуры, которые повышают привлекательность пешеходных перемещений, и линейное озеленение, обеспечивающее комфорт пешеходов и защиту от вредных выбросов и пыли со стороны проезжей части.
Поскольку территории индивидуальной жилой городской среды в основном плохо обеспечены общественным транспортом, а места приложения труда, потребления, отдыха и досуга расположены в других частях города, жители таких территорий передвигаются преимущественно на личном автотранспорте. Исключение составляют исторически сложившиеся районы индивидуальной жилой городской среды, расположенные в центре города или близко к нему. Высокий уровень автомобилепользования также поддерживается возможностью разместить один или два автомобиля на собственном земельном участке.
Табл. 1. Сравнение показателей индивидуальной жилой городской среды со значениями параметров малоэтажной модели Стандарта
Название параметра |
Усредненные показатели индивидуальной жилой городской среды |
Рекомендуемые значения параметров малоэтажной модели Стандарта |
|
Доля помещений, приспособленных для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры, от общей площади зданий,% |
7 |
10-20 |
|
Плотность застройки территории, |
2 |
4-8 |
|
Плотность населения, чел./га |
30-35 |
50-80 |
|
Жилищная обеспеченность, |
50-80 |
35-50 |
|
Площадь квартала жилой и многофункциональной застройки, га |
4 |
1,8-5 |
|
Плотность застройки квартала жилой и многофункциональной застройки, |
0,3-5 |
1,5-16 |
|
Плотность улично-дорожной сети, |
10 |
10-15 |
|
Ширина улиц, м / количество полос движения в обоих направлениях, шт. |
Главные улицы районного значения |
15 / 2 |
30 /2 |
Местные улицы |
8 / 1 |
8 / 1 |
|
Площадь земельного участка, га |
Индивидуальная застройка |
0,06 |
0,1 |
Блокированная застройка |
0,04 (для рядовых участков), 0,05 (для угловых участков) |
||
Многоквартирная застройка |
- |
0,45 |
|
Этажность рядовой застройки, надземных этажей |
3 |
4 |
Как и малоэтажная модель Стандарта, индивидуальная жилая городская среда предоставляет своим жителям ряд преимуществ, таких как отдельный вход с улицы и собственный придомовой участок для большинства домохозяйств, возможность сделать планировку дома по индивидуальному проекту, обособленность от соседей. В летний период большую часть свободного времени жители индивидуальной жилой среды проводят на своих придомовых участках, отдыхая, принимая гостей, ухаживая за садом и благоустраивая территорию. Зимой хозяйственная деятельность на придомовом участке в основном прекращается, для отдыха и приема гостей могут использоваться (при наличии на территории) закрытые павильоны, беседки, бани и пр. Основная досуговая и рекреационная деятельность переносится в жилые помещения внутри дома.
Значительная по сравнению с другими видами жилья площадь дома и придомовой территории требует больших затрат на их эксплуатацию и содержание, в том числе из-за высокого потребления энергии.
Зачастую территории индивидуальной жилой среды не обеспечены центральным отоплением, водоснабжением и канализацией. Подобные проблемы отсутствуют в современных коттеджных поселках, спланированных как единое целое. Однако они в полной мере сохраняют свою остроту в тех случаях, когда новые современные коттеджи размещаются на территориях индивидуальной жилой среды, застройка которой была сформирована в советские годы.
При развитии территорий индивидуальной жилой городской среды следует стремиться к достижению значений параметров малоэтажной жилой модели.
Преобразование территорий существующей индивидуальной жилой городской среды в соответствии с малоэтажной моделью стандарта
- Основные проблемы индивидуальной жилой городской среды |
- Меры по достижению характеристик и параметров малоэтажной модели |
||
|
|
|
|
1. |
Низкая плотность застройки, приводящая к неэффективному использованию улично-дорожной сети и магистральных инженерных сетей. |
1. |
Повышение плотности застройки за счет применения разнообразных типов малоэтажных жилых зданий - например, использования блокированных и многоквартирных домов. |
2. |
Дефицит объектов общественно-деловой инфраструктуры в 5-10-минутной пешеходной доступности от жилья. |
|
|
3. |
Низкий уровень обслуживания общественным транспортом и значительное количество времени, затрачиваемое на ежедневные перемещения (в частности, из дома на работу и обратно). |
|
|
4. |
Неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети: отсутствие дорожных покрытий, тротуаров, ливневой канализации, озеленения, неорганизованная парковка вдоль улиц. Дефицит благоустроенных открытых общественных пространств. |
|
|
5. |
Низкая просматриваемость улиц из окон жилых домов из-за несформированной линии застройки, наличия визуальных барьеров в виде хозяйственных построек, глухих заборов. |
4. |
Благоустройство открытых городских пространств: улиц, площадей, парков, скверов. |
6. |
Низкая обеспеченность инженерной инфраструктурой, отсутствие центрального отопления и канализации. |
|
|
|
|
|
|
2. |
Повышение разнообразия объектов общественно-деловой инфраструктуры в 5-10-минутной пешеходной доступности за счет их размещения в первых этажах и отдельных зданиях. |
3. |
Увеличение количества маршрутов и повышение надежности работы различных видов общественного транспорта, обеспечение пешеходной доступности остановок. |
|
|
|
|
5. |
Формирование единого уличного фронта при помощи регулирования высоты и материалов ограждений, а также отступов ограждений и фасадов жилых домов от красной линии или линии застройки. |
6. |
Внедрение локальных источников энергии, автономных систем водоснабжения, водоотведения и отопления. |
Проект застройки территории малоэтажной модели
Выполнен в рамках Открытого международного архитектурного конкурса на разработку альтернативных решений планировок стандартного жилья и жилой застройки, проведенного Минстроем России и АО "ДОМ РФ" в 2018 г.
Проектная группа PIONEER (Челябинск, Россия)
<< Глава 5. Параметры малоэтажной модели |
Часть 3. >> Среднеэтажная модель |
|
Содержание Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.