Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1
Об освоении свободных территорий
Рекомендации Стандарта освоения свободных территорий в равной степени применимы к территориям двух видов:
- незастроенным территориям;
- территориям реорганизации.
Незастроенные территории - это земли в административных границах города, на которых отсутствуют объекты капитального строительства, объекты транспортной инфраструктуры, инженерные сети и сооружения. Такие территории, как правило, представлены землями сельскохозяйственного назначения (полями, лугами), природными территориями (лесными массивами, поймами рек, парками, лесопарками и др.), землями, малопригодными для застройки (неудобьями, оврагами), и пр. Незастроенные территории в административных границах городов нередко находятся на периферии или на удалении от территорий сложившейся застройки.
Территории реорганизации - это территории, на которых присутствует сложившаяся застройка, улично-дорожная сеть, объекты инженерной инфраструктуры, а также любые другие стационарные объекты, функция которых устарела и перестала отвечать целям городского развития. Такие территории по решению городских властей могут быть подвергнуты редевелопменту - изменению функционального назначения и планировочной структуры застройки со сносом части (более 50%) или всех объектов капитального строительства. В результате сноса эти территории полностью или частично освобождаются от зданий и сооружений, поэтому формирование новой застройки на них ведется по тем же принципам, что и на незастроенных территориях. К территориям реорганизации относятся аэропорты, речные и морские порты, промышленные и коммунально-складские территории, лесоперевалочные базы, тепличные хозяйства и пр. Участки территорий реорганизации, как правило, окружены территориями сложившейся застройки1.
Формирование новой жилой и многофункциональной застройки на незастроенных территориях и территориях реорганизации имеет свои преимущества и ограничения как для девелоперов, так и для городских властей, а также влияет на жизнестойкость города в долгосрочной перспективе.
Преимущества и ограничения освоения незастроенных территорий
Развитие российских городов начиная с 1930-х гг. происходило в основном экстенсивным путем, при помощи включения в городские границы территорий ближайших пригородов и формирования новых районов жилой застройки на периферии. Наиболее масштабное расширение границ городов пришлось на период массового индустриального жилищного строительства 1960-1980-х гг. Эта тенденция сохранилась и в постсоветский период - от 60 до 90% нового жилья в крупных городах возводится на свободных участках размером от 30 до 130 га за пределами территорий сложившейся застройки.
Преимущества освоения незастроенных территорий
Развитие проектов нового жилищного строительства на незастроенных территориях привлекательно для девелоперов по следующим причинам:
- низкая стоимость земли2;
- значительный размер участков, удобный для консолидации рабочей силы и техники на длительное время и упрощающий управление строительством;
- отсутствие прав третьих лиц, обременений и ограничений, ускоряющее процесс согласований и выхода на строительную площадку.
Для покупателей новое жилье на незастроенных территориях привлекательно по следующим причинам:
- низкая стоимость - для россиян это один из самых значимых факторов при покупке жилой недвижимости3;
- наличие новых инженерных коммуникаций*;
- близость природных территорий**.
Городские администрации поддерживают проекты жилой застройки на землях, не вовлеченных в экономический оборот, так как такие проекты обеспечивают высокие объемы жилищного строительства при относительно низкой цене квадратного метра и позволяют более эффективно решать жилищную проблему.
Ограничения при освоении незастроенных территорий
Освоение незастроенных территорий также связано с определенными ограничениями и рисками для застройщика, города и горожан:
- При таком освоении необходимо развитие новой транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, строительство и обслуживание которой требует значительных средств4.
- Удаленность от мест приложения труда, объектов торговли, услуг, досуга и отдыха создает эффект маятниковой миграции, что в сочетании с недостаточно развитой улично-дорожной сетью и низкой обеспеченностью общественным транспортом может серьезно обострить транспортные проблемы.
------------------------------
* 60% россиян называют главным критерием выбора жилья наличие новых инженерных коммуникаций. По данным социологического исследования, проведенного АНО "Левада-центр" по заказу ООО "КБ Стрелка" в 2016 г.
** 79% россиян отмечают "близость к природе" вторым по значимости показателем качества жизни в городе после безопасности. По данным социологического исследования, проведенного АНО "Левада-центр" по заказу ООО "КБ Стрелка" в 2016 г.
------------------------------
- Уменьшение площади природных территорий как на периферии, так и в окружении сложившихся городских районов в результате застройки земель сельскохозяйственного назначения и природных массивов приводит к ухудшению экологической ситуации, необратимым изменениям в экосистеме и утрате биологического разнообразия.
- Развитие крупных проектов жилищного строительства с длительным сроком реализации в условиях колебания спроса на жилую недвижимость грозит снижением прибыли для застройщика, а также избыточными затратами городского бюджета на создание транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.
- В большинстве городов России численность населения стабильна или сокращается5. В таких условиях при расширении площади городских территорий происходит снижение плотности населения. Это влечет за собой неэффективное использование земельных ресурсов, избыточные затраты на содержание и эксплуатацию транспортной и инженерной инфраструктуры, а также сокращение потенциала для роста функционального разнообразия городских территорий, поскольку при низкой плотности населения не может быть обеспечен интенсивный поток посетителей объектов торговли и услуг, необходимый для развития предприятий малого бизнеса в этой сфере.
Освоение незастроенных территорий целесообразно исключительно при необходимости расселения ветхого и аварийного жилого фонда и улучшения жилищной обеспеченности при отсутствии территорий реорганизации для развития новой жилой застройки, а также в условиях прогнозируемого крупного притока населения в город.
Преимущества и ограничения освоения территорий реорганизации
Для многих городов Европы и Северной Америки, где пик урбанизации пришелся на 1950 - 1960-е гг., основным направлением развития городов с конца XX в. служит интенсивное освоение неэффективно используемых земель в границах территорий сложившейся застройки - территорий реорганизации (аэропортов, промышленных территорий, а также территорий воинских частей, объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры). Такой вектор развития обусловлен, с одной стороны, выносом крупных промышленных предприятий на окраины и за пределы города по технологическим, экологическим или экономическим причинам, а с другой - сокращением необходимых для размещения производств территорий в результате развития более компактных технологических решений и оптимизации логистики.
Освоение территорий реорганизации соответствует модели компактного и жизнестойкого города, способствующей росту функционального разнообразия городских территорий и доступности услуг для населения, улучшению транспортной доступности, снижению потребления энергии и вредных выбросов в атмосферу, а также повышению способности городов обеспечивать высокое качество жизни в условиях различных кризисов6.
В последние годы интерес российских девелоперов также постепенно смещается от строительства на незастроенных территориях к развитию территорий реорганизации*. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что площадь незастроенных земель в собственности городских округов и поселений сократилась после их массовой продажи в 2000 - 2010-х гг., а с другой стороны - преимуществами территорий реорганизации, которые обычно в той или иной степени обеспечены инженерной инфраструктурой и находятся на меньшем удалении от мест приложения труда и центров отдыха и досуга.
------------------------------
* Одним из первых городов России, начавших применять стратегию редевелопмента, стал Красноярск, окруженный горами и не имеющий возможностей для расширения границ. Еще в советское время здесь был реализован проект ликвидации аэропорта и строительства на его месте крупного жилого микрорайона Взлетка. Процесс освоения утративших свою функцию промышленных и транспортных территорий под жилую и общественно-деловую застройку снова активизировался в Красноярске в 2000-е гг. и продолжается в наши дни.
------
<< Часть 1. Общие положения |
Глава 2. >> Мастер-план как инструмент освоения свободных территорий |
|
Содержание Книга 3 "Стандарт освоения свободных территорий" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.