Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8
Проектные решения в масштабе территории проектирования
На втором этапе закладываются основы для обеспечения комфорта и безопасности перемещений, создаются условия для развития общественно-деловой инфраструктуры, определяются пропорции открытых городских пространств, размещаются школы, детские сады и автостоянки.
Проектные решения опираются на сформированные в городском масштабе главные планировочные оси территории проектирования, а также на установленные в нем технико-экономические показатели проекта развития территории жилой и многофункциональной застройки, в том числе:
- общую площадь зданий, ;
- общую площадь жилья, ;
- общую площадь помещений, приспособленных для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры, ;
- численность жителей, чел.;
- площадь озелененных территорий, га;
- количество автостоянок, машино-мест;
- вместимость школ и детских садов, мест.
Основные задачи этого этапа - сформировать планировочную структуру территории проектирования (начертание кварталов) и уточнить технико-экономические показатели развития жилой и многофункциональной застройки для каждого квартала. Результаты проектных решений станут основой для объемно-пространственных решений застройки кварталов на третьем этапе разработки мастер-плана.
Шаг 4
Формирование улично-дорожной сети
Улично-дорожная сеть (УДС) - это комплекс объектов транспортно-пешеходной инфраструктуры, являющихся частью территории города, ограниченной красными линиями. Она состоит из улиц и площадей. УДС на территории проектирования служит для обеспечения ее пешеходных и транспортных связей с прилегающими городскими территориями, а также в целях создания условий для комфортных и безопасных перемещений горожан пешком, на велосипеде, общественном и личном транспорте. УДС формирует планировочную структуру территории проектирования, задает очертания кварталов.
Проектные действия шага
/-\ /-\
|1|------------------------------|2|-------------------------------
\-/ \-/
ВЫБЕРИТЕ ОПТИМАЛЬНЫЙ ОПРЕДЕЛИТЕ ШАГ
ТИП УДС И УВЯЖИТЕ ОСЕЙ УЛИЦ
ЕЕ ОСИ С ГЛАВНЫМИ
ПЛАНИРОВОЧНЫМИ ОСЯМИ
/-\ /-\
|3|------------------------------|4|-------------------------------
\-/ \-/
ТРАССИРУЙТЕ ОСИ УДС ОРИЕНТИРУЙТЕ ОСИ УДС
НА РЕЛЬЕФЕ ПО СТОРОНАМ СВЕТА
/-\ /-\
|5|------------------------------|6|-------------------------------
\-/ \-/
ОПРЕДЕЛИТЕ ИЕРАРХИЮ ОЦЕНИТЕ СООТВЕТСТВИЕ
УДС ПЛОТНОСТИ УДС
ПАРАМЕТРАМ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ
/-\ /-\
|7|------------------------------|8|-------------------------------
\-/ \-/
РАЗМЕСТИТЕ ОСТАНОВКИ РАЗМЕСТИТЕ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ
ТРАНСПОРТА
/-\
|9|------------------------|
\-/
РАЗМЕСТИТЕ ПЛОЩАДИ
Действие 1
Выберите оптимальный тип УДС и увяжите оси выбранного типа УДС с главными планировочными осями
Типом УДС называется общая конфигурация (геометрия) ее линейных элементов (сквозных, петлеобразных и тупиковых улиц). Эта конфигурация различается характером связей между линейными элементами и, как следствие, распределением транспортной нагрузки. При проектировании в масштабе территории на выбор оптимального типа УДС влияет требуемая плотность УДС согласно целевой модели Стандарта и уклон рельефа на осваиваемом участке (см. табл. 3).
При освоении свободных территорий применяются следующие типы УДС:
- решетчатая;
- древовидная;
- периметральная.
Табл. 3. Характеристики, преимущества и недостатки типов УДС
Тип УДС |
Основные характеристики |
Преимущества |
Недостатки |
Решетчатая
|
Улицы пересекаются или примыкают друг к другу, образуют замкнутые кварталы. Нет тупиков и петлеобразных улиц. Транспортные потоки равномерно распределены по сетке. |
- разнообразие маршрутов для всех пользователей; - потоки оптимально распределены по территории; - компактная застройка, высокое функциональное разнообразие; - удобство ориентации. |
- при уклоне рельефа более 8% сложнее организовать поперечные связи3; - автомобильный транзит на территории; - сравнительно дороже в строительстве и эксплуатации*. |
Древовидная
|
Тупиковые и петлеобразные сегменты улиц примыкают к одной или нескольким сквозным улицам, не образуют замкнутые кварталы. Поперечные связи не обязательны. Транспортные потоки сосредоточены на сквозной улице. |
- транзитные автомобильные потоки четко отделены от велопешеходных; - минимальные ограничения при проектировании на холмистом рельефе; - невысокая стоимость строительства и эксплуатации. |
- невысокое разнообразие маршрутов; - риск образования транспортных заторов при повышении плотности застройки; - интенсивные потоки пользователей сосредоточены только на сквозной улице. |
Периметральная
|
Транзитные улицы проходят по периметру. Кварталы сформированы сквозными и петлеобразными улицами. Возможны тупики. Транспортные потоки сосредоточены на периметральных улицах. Внутренние улицы используются только для связи между кварталами и подъезда к домам. |
- транзитные автомобильные потоки не проходят через тихие жилые зоны; - местные улицы соединены сквозными велопешеходными путями; - оптимальная плотность УДС обеспечивает средние затраты на строительство и эксплуатацию. |
- объекты общественно-деловой инфраструктуры расположены преимущественно на периферийной улице; - не рекомендуется для крупных территорий, расположенных в отрыве от сложившейся застройки. |
* Решетчатая УДС требует на 16-25% больше территории, чем древовидная. Grammenos, F. Residential Street Pattern Design.
УДС на территории проектирования следует трассировать с учетом положения главной улицы районного значения, определенного на шаге 3. Расположение главной улицы районного значения влияет на определение шага и ориентацию улиц, а также на назначение иерархии УДС, поскольку второстепенные и местные улицы прокладываются с рекомендованным шагом от главной улицы. Главная улица районного значения искривляется по рельефу, чтобы обеспечить допустимый продольный уклон.
На трассировку новых улиц также влияет УДС, сложившаяся на прилегающих городских территориях, поскольку для обеспечения связанности желательно продлить как можно больше существующих улиц по территории новой застройки. Чем плотнее существующая УДС на прилегающих территориях, тем больше улиц можно продлить на территорию проектирования. Такое продление необходимо проводить с учетом рекомендованной максимальной длины стороны квартала, установленной для применяемой целевой модели (см. илл. 27). Если территория проектирования располагается в отрыве от сложившейся застройки, трассируемая УДС может иметь любую геометрию (см. илл. 28).
Наличие за пределами территории проектирования точек притяжения, элементов природных ландшафтов или архитектурных памятников и высотных доминант, задающих основные направления транспортных и визуальных связей, на выбор типа УДС влияет в меньшей степени.
Илл. 27. УДС территории проектирования вблизи сложившейся застройки с развитой УДС
Илл. 28. УДС территории проектирования вдали от сложившейся застройки
Действие 2
Определите шаг осей улиц
Ось улицы - срединная линия проектируемых линейных элементов УДС. Их шаг определяется с учетом значений следующих параметров, рекомендованных в выбранной целевой модели Стандарта:
- размер (площадь) квартала жилой и многофункциональной застройки, га;
- длина стороны квартала, м;
- интервал размещения сквозных пешеходных и велосипедных путей, соединяющих улицы и другие общественные пространства по внутриквартальным территориям, м;
- ширина улиц, м.
Порядок расчета шага осей УДС (на примере регулярной решетчатой сетки):
1. Определение усредненного размера квартала и ширины улиц согласно параметрам выбранной целевой модели.
2. Определение шага продольных и поперечных осей.
3. Определение шага дополнительных планировочных осей в зависимости от длины стороны квартала.
Илл. 29. Определение шага осей улиц на примере регулярной сетки
1. Определение усредненного размера квартала и ширины улиц
Исходя из значений параметров максимальной площади квартала жилой и многофункциональной застройки (Ab) и максимальной длины стороны квартала (b), рекомендованных в выбранной целевой модели Стандарта, определяются усредненные габариты кварталов (длина и ширина) на территории проектирования (см. илл. 29).
2. Определение шага продольных и поперечных осей
Шаг осей улиц регулярной сетки рассчитывается по формуле:
- длина одной из сторон квартала, м;
- максимальный размер (площадь) квартала жилой и многофункциональной застройки, рекомендованный для выбранной целевой модели Стандарта, га;
b - максимальная длина стороны квартала, установленная для выбранной целевой модели Стандарта, м.
При трассировке осей учитывается ширина улиц в красных линиях, рекомендованная Стандартом. Поскольку иерархия улиц на данном шаге проектирования еще не определена, рекомендуется исходить из максимальной ширины профиля:
- второстепенной улицы как усредненного показателя в центральной и среднеэтажной моделях;
- местной улицы как усредненного показателя в малоэтажной модели.
Шаг осей УДС представляет сумму рекомендованных в выбранной целевой модели Стандарта длины стороны квартала и максимальной ширины профиля второстепенной или местной улицы и определяется по формулам:
- шаг продольных осей, м;
- шаг поперечных осей, м;
w - ширина второстепенных (или местных) улиц, рекомендованная в выбранной целевой модели, м.
3. Определение шага дополнительных планировочных осей
Если длина одной из сторон квартала превышает 150 м, для удобства пешеходных и велосипедных перемещений по его территории рекомендуется проложить сквозной путь, соединяющий между собой улицы и другие общественные пространства. Для этого трассируется дополнительная ось или несколько осей улиц (в зависимости от длины стороны квартала) с шагом , не превышающим 150 м.
На илл. 30 приведен шаг продольных и поперечных осей улиц в трех целевых моделях с учетом рекомендованных параметров кварталов и УДС.
Илл. 30. Шаг осей улиц в целевых моделях Стандарта
Определение шага осей нерегулярных или криволинейных решетчатых УДС производится по аналогичному принципу. Общей рекомендацией для всех вариаций является сохранение размера квартала и максимальной длины стороны квартала, установленных в выбранной целевой модели Стандарта (см. илл. 31, а). Исключение составляет древовидная УДС, в которой отсутствуют кварталы, ограниченные улицами со всех сторон. За максимальную длину стороны квартала принимается длина тупика, вдоль которого размещены участки, и сумма длин участков, граничащих друг с другом по тыльным сторонам. В качестве площади квартала принимается сумма площадей участков, примыкающих к тупиковой улице (см. илл. 31, б).
Илл. 31. Примеры определения шага нерегулярной решетчатой и древовидной УДС
Действие 3
Учитывайте характер рельефа
При трассировке осей УДС необходимо учитывать рельеф территории проектирования. Это позволит:
- сохранить природные особенности территории, в том числе естественного рельефа;
- обеспечить комфорт и безопасность пешеходных и автомобильных перемещений;
- оптимизировать объемы земляных работ, в том числе работы по обеспечению нормативных продольных уклонов дорожного полотна
и по вертикальной планировке территории;
- оптимизировать расходы на работы по инженерной подготовке территории (укрепление склонов, устройство дренажа и пр.).
В зависимости от типа улицы будет отличаться ее допустимый продольный уклон (см. табл. 4). Оси улиц прокладываются по наименьшему уклону рельефа, чтобы избежать необходимости выемки грунта или, напротив, строительства насыпей - для обеспечения нормативного продольного уклона дорожного полотна. В холмистой местности оси улиц прокладываются по низинным территориям.
Табл. 4. Допустимый продольный уклон улиц различного типа
Тип улицы |
Допустимый продольный уклон4, % |
Главная улица районного значения |
6-7 |
Второстепенная улица |
8 |
Местная улица |
8 |
Если рельеф местности позволяет проложить оси улиц в пределах допустимых значений продольного уклона улиц, длинные стороны кварталов следует ориентировать вдоль поперечных осей. Такое решение позволит обеспечить максимальную протяженность дорог с небольшим уклоном, а вдоль коротких сторон кварталов будут проходить соединяющие улицы с более крутым уклоном.
На территориях с таким перепадом рельефа, который делает трассировку улиц с допустимым продольным уклоном невозможной, улично-дорожная сеть устраивается по серпантинам. Допустимый уклон создается за счет увеличения расстояния между отметками перепада рельефа. При этом угол пересечения осей улиц должен учитывать возможность организации угла поворота улицы в соответствии с установленным для нее нормативным значением5.
Максимальная длина участка с уклоном более 8% должна быть не более 200 м. Пешеходные пути, в отличие от транспортных, допускается трассировать на участках с более значительным уклоном за счет устройства лестниц и ступопандусов, имеющих широкие низкие ступени с наклонной поверхностью. Оси таких путей рекомендуется прокладывать на внутриквартальных территориях по кратчайшим расстояниям, соединяющим оси улиц.
Илл. 32. Расположение осей улиц по рельефу
Если уклон рельефа незначительно превышает допустимый продольный уклон улиц, уличная сеть может быть ориентирована под углом, компенсирующим превышение такого уклона. При повороте такой системы на 30° можно компенсировать 1% уклона рельефа, при повороте на 45° - 3% уклона рельефа. Чтобы обеспечить пересечение улиц друг с другом под прямым углом, поворот продольных и поперечных осей сетки относительно продольного уклона рельефа не должен превышать 45°.
Илл. 33. Компенсация уклона рельефа за счет поворота осей улиц
Действие 4
Ориентируйте оси УДС по сторонам света
Ориентация осей УДС производится по сторонам света и с учетом преобладающего направления сезонных ветров. В первом случае эта ориентация призвана обеспечить соблюдение требований по инсоляции жилых помещений и внутриквартальных территорий6, во втором - обеспечить микроклиматический комфорт в открытых пространствах на территории проектирования.
Размещение осей уличной сети относительно сторон света предполагает широтную, меридиональную и диагональную ориентацию жилых домов. При широтной ориентации жилые помещения обращены на юг и север, при меридиональной - на восток и запад, при диагональной - по направлениям северо-восток - юго-запад (СВ - ЮЗ) и северо-запад - юго-восток (СЗ - ЮВ).
Наибольшее количество солнечной энергии на единицу поверхности обеспечивает меридиональная ориентация и ориентация по направлению СЗ - ЮВ. Именно таким образом следует ориентировать длинные стороны кварталов на территориях проектирования, расположенных в холодном и умеренном климате. Напротив, на территориях проектирования в теплом и жарком климате необходимо предусматривать защиту жилых помещений от перегрева, поэтому здесь короткие стороны квартала рекомендуется ориентировать по меридиональному направлению и по направлению СВ - ЮЗ.
Обеспечение микроклиматического комфорта в открытых городских пространствах предполагает прежде всего снижение скорости холодных воздушных потоков в осенне-зимний период и проветривание жилой и многофункциональной застройки в жаркое время года, в том числе с целью смягчения эффекта теплового острова.
Илл. 34. Рекомендуемая ориентация осей улиц по сторонам света
Организуя уличную сеть, необходимо добиваться того, чтобы как можно меньше проектируемых вдоль ее осей улиц отклонялись от преобладающего направления холодных ветров в осенне-зимний период менее чем на 30° в любую сторону. Если этого добиться невозможно, в указанном направлении необходимо ориентировать длинные стороны кварталов, чтобы сократить число улиц с неблагоприятной ориентацией. Улицы, которые отклоняются на 30° и более от преобладающего направления холодных ветров, препятствуют их проникновению на территории жилой и многофункциональной застройки и более комфортны для пребывания горожан на открытом воздухе в холодное время года. Обеспечение микроклиматического комфорта в жаркое время года предполагает ориентацию кварталов короткой стороной перпендикулярно преобладающему направлению ветров и создание как можно более частых и прямых коридоров доступа ветра на территорию.
Ориентация осей уличной сети зависит от конкретных климатических условий региона и розы ветров и предполагает решение наиболее приоритетных задач по ветрозащите и (или) проветриванию территории проектирования.
Илл. 35. Ориентация осей улиц с учетом преобладающих направлений сезонных ветров
Действие 5
Определите иерархию УДС
Стандарт классифицирует улицы по характеру связи, которую они обеспечивают, и по интенсивности транспортных и пешеходных потоков7. На основе этих признаков формируется иерархия УДС территории проектирования - осям, проложенным на втором проектном действии шага, назначается тип улицы (см. Книгу 4. Стандарт формирования облика города).
Главная улица районного значения трассируется на шаге 3 с учетом положения территории проектирования относительно главной улицы городского значения и радиусов доступности остановок общественного транспорта.
Второстепенные улицы прокладываются от главной улицы районного значения, как правило, вдоль каждой второй пересекающей ее оси улиц - между двумя второстепенными улицами могут быть два квартала жилой и многофункциональной застройки (см. табл. 5). Назначение второстепенных улиц следует уточнять с учетом схемы транспортного обслуживания территории.
Местные улицы соединяют второстепенные, их рекомендованная протяженность - не более трех кварталов. Местные улицы можно смещать относительно осей улиц, по которым они назначаются.
В результате назначения иерархии улиц с учетом ширины их профиля формируются красные линии кварталов (см. илл. 36). Это предварительное начертание красных линий уточняется в ходе дальнейшего проектирования: размещения площадей далее на данном шаге и озелененных территорий общего пользования.
Состав типов улиц на территории проектирования зависит от целевой модели. В среднеэтажной и центральной, как правило, представлены все типы. В малоэтажной модели нет необходимости в размещении второстепенных улиц из-за невысоких показателей плотности застройки, уровня функционального разнообразия и обслуживания общественным транспортом.
Табл. 5. Рекомендуемые интервалы прокладки улиц различных типов в целевых моделях Стандарта
|
Главная улица районного значения |
Второстепенная улица |
Местная улица |
Малоэтажная модель |
840 м |
- |
300 м |
Среднеэтажная модель |
580 м |
520 м |
520 м |
Центральная модель |
420 м |
250 м |
250 м |
Действие 6
Оцените соответствие плотности УДС параметрам целевой модели
По результатам формирования улично-дорожной сети на территории проектирования ее плотность проверяется на соответствие значению этого параметра, рекомендованному для зоны пешеходной доступности в каждой из целевых моделей Стандарта (D). Плотность улично-дорожной сети, полученная в результате проектных решений, определяется по формуле:
- плотность улично-дорожной сети, ;
L - протяженность улично-дорожной сети, км;
A - площадь территории, обслуживаемая улично-дорожной сетью, .
Если полученная плотность УДС меньше рекомендованной для выбранной целевой модели Стандарта , следует трассировать дополнительные сегменты улиц, уменьшая размеры кварталов вплоть до минимально рекомендуемых значений. Если полученная плотность УДС больше рекомендованной для выбранной целевой модели Стандарта или равна ей , трассировка УДС принимается без изменений.
Илл. 37. Определение плотности улично-дорожной сети
Действие 7
Разместите остановки общественного транспорта
На улицах, по которым будут проходить маршруты общественного транспорта, необходимо разместить остановочные пункты.
По главным улицам городского значения (транспортным магистралям), как правило, расположенным за пределами территории проектирования, проходят маршруты общественного транспорта, связывающие различные районы города. Если территория проектирования примыкает к таким улицам, ее жители смогут пользоваться существующими здесь остановками общественного транспорта.
На территории проектирования маршруты общественного транспорта трассируются по главным улицам районного значения и второстепенным улицам. Вдоль этих улиц также размещаются остановочные пункты общественного транспорта. Расстояние между ними определяется с учетом рекомендованных радиусов комфортной пешеходной доступности остановок общественного транспорта8.
При размещении остановочных пунктов необходимо учитывать рекомендации Стандарта по планировочной организации движения общественного транспорта и решения по устройству остановочных пунктов различных типов.
Действие 8
Разместите пешеходные переходы
В каждой целевой модели Стандарта для главных улиц районного значения, второстепенных и местных улиц установлен рекомендуемый интервал размещения пешеходных переходов (см. табл. 6). Он определяется с учетом приоритета тех или иных видов перемещений, плотности населения в целевых моделях, а также размещения остановок общественного транспорта.
При новом строительстве рекомендуется избегать устройства надземных и подземных пешеходных переходов. Пешеход, как правило, выбирает движение по кратчайшей траектории и может пересечь проезжую часть в неположенном месте, отказавшись от подъема на мост или спуска в подземный переход. Для снижения количества дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов предпочтительно применение регулируемых наземных пешеходных переходов.
Табл. 6. Рекомендуемый интервал размещения пешеходных переходов
|
Главная улица районного значения |
Второстепенная улица |
Местная улица |
Малоэтажная модель |
150-300 м |
- |
100-150 м |
Среднеэтажная модель |
150-250 м |
150-200 м |
100-150 м |
Центральная модель |
150-250 м |
150-200 м |
100-150 м |
Пешеходные переходы необходимо размещать рядом с остановками общественного транспорта, а также вдоль кратчайших пешеходных и велосипедных маршрутов. Рекомендуемый радиус пешеходной доступности перехода не должен превышать 300 м.
Устройство пешеходных переходов рядом с остановками общественного транспорта производится таким образом, чтобы исключить или минимизировать пересечение пешеходами проезжей части (или велодорожки) в неположенных местах. Эти переходы размещаются на расстоянии не более 15 м от остановки общественного транспорта с учетом рекомендаций Стандарта для применяемого типа остановочного пункта.
Действие 9
Разместите площади
Площади - это примыкающие к улицам открытые общественные пространства, ширина бестранспортной части которых не менее чем в два раза превышает ширину тротуара примыкающих улиц, а озеленением занято менее половины пространства. Периметр площади может быть сформирован объектами УДС, зданиями и элементами озеленения. Подробные рекомендации по функциональному зонированию площадей и решения по их благоустройству приведены в Книге 4. Стандарт формирования облика города.
Площади могут быть предназначены для пешеходного транзита и распределения транспортных потоков, спокойного и активного отдыха, встреч и общения, для размещения посетителей значимых культурных и спортивных объектов (театров, музеев, университетов, стадионов и пр.), а также для проведения общественных мероприятий (ярмарок, праздников и пр.).
Площади, размещаемые в составе территорий жилой и многофункциональной застройки, могут иметь различную форму: прямоугольную, круглую, форму трапеции или многоугольника. При этом форма не играет ключевой роли в планировочной организации площадей.
Стандарт рекомендует ограничивать предельные размеры площадей. Оптимальный размер площадей составляет от 0,2 до 1 га9. Площади в пределах 0,2-0,4 га подходят для создания мест спокойного отдыха10, в пределах 0,8 - 0,9 га - для размещения игровых и спортивных площадок, а также площадок проведения общественных мероприятий. Необходимо также соблюдать оптимальное соотношение высоты формирующей периметр площади рядовой застройки и длинной стороны открытого пространства площадей в пределах от 1:2 до 1:411.
Планировочная организация различается в зависимости от способа примыкания площади к формирующим ее периметр объектам УДС.
На этой основе выделяют:
- площадь, сформированную отступом застройки;
- площадь, образованную перекрестками;
- площадь в глубине квартала.
Для первых двух видов выделяются также подвиды планировочной организации, определяемые спецификой отступа и пересечения улиц. Ниже для каждого из этих видов и подвидов описаны основные задачи благоустройства.
Площадь, сформированная отступом застройки
Если площадь сформирована отступом застройки с одной стороны улицы / сегмента улицы или перекрестка улиц, необходимо обеспечить связь площади с противоположных сторон улицы при помощи пешеходных переходов, расположенных по краям площади (см. илл. 38, а, б).
Если площадь сформирована отступом застройки с обеих сторон улицы, следует обеспечить меры по успокоению трафика на улице или сегменте улицы, к которому примыкает площадь (приподнятый пешеходный переход, пространство совмещенного использования для пешеходов и автомобилей) (см. илл. 38, в).
Если площадь сформирована отступом застройки с двух и более сторон от перекрестка, следует обеспечить меры по успокоению трафика на улице / сегменте улицы, к которому примыкает площадь (приподнятый пешеходный переход, пространство совмещенного использования для пешеходов и автомобилей) (см. илл. 38, г). Стандарт не рекомендует размещение площадей, сформированных отступом застройки, со всех четырех сторон перекрестка. Такое решение приводит либо к возникновению транспортной площади, либо к затрудненному движению пешеходов и транспорта.
Для площади, сформированной отступом застройки по всей длине вдоль одной из сторон квартала, следует обеспечить пешеходные переходы для связи площади с противоположными сторонами всех ограничивающих квартал улиц (см. илл. 38, д).
Площадь, сформированная пересечениями улиц
Площадь на Х-образном пересечении может быть образована только пересечением второстепенных и местных улиц, чтобы избежать интенсивного транзита по ее периметру. Площадь на Т-образном пересечении может быть образована только пересечением любых улиц. Т-образные перекрестки исключают транзитное движение по периметру площади. В обоих случаях для повышения комфорта перемещений пешеходов на сегментах улиц, примыкающих к фасадам ограничивающих площадь зданий, рекомендуется обеспечить меры по успокоению трафика (приподнятый пешеходный переход, пространство совмещенного использования для пешеходов и автомобилей) (см. илл. 39, а, б).
Илл. 38. Варианты планировочной организации площадей
Площадь в глубине квартала
Площадь в глубине квартала формируется вдоль продольных сторон фасадами зданий и прилегающими улицами вдоль поперечных сторон (либо наоборот). Для такой площади необходимо обеспечить связь с противоположными сторонами этих улиц при помощи пешеходных переходов (см. илл. 40).
Илл. 39. Площадь, сформированная пересечением улиц
Илл. 40. Площадь в глубине квартала
Результат шага 4. Схема трассировки улично-дорожной сети и размещения площадей
Шаг 5
Формирование центров городской жизни
Центры городской жизни формируются вокруг открытых общественных пространств с наиболее интенсивными транспортными и пешеходными потоками12. Вне центров городской жизни размещаются тихие жилые зоны. Общественно-деловая инфраструктура представлена в них в основном объектами торговли и услуг повседневного спроса, школами и детскими садами.
Проектные действия шага
/-\ /-\
|1|------------------------------|2|-------------------------------
\-/ \-/
ВЫЯВИТЕ ОТКРЫТЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕ
ПРОСТРАНСТВА ГРАНИЦЫ ЦЕНТРА
С НАИБОЛЬШИМ ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ
ПОТЕНЦИАЛОМ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНТРА
ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ
Действие 1
Выявите открытые пространства с наибольшим потенциалом для формирования центра городской жизни
Центры городской жизни в основном формируются на:
- улице или сегменте улицы;
- перекрестке;
- площади;
- системе улиц и площадей.
Наибольший потенциал для формирования центров городской жизни - у главных улиц районного значения, на их пересечениях с другими типами улиц, а также на примыкающих к ним площадях. Рекомендуемая протяженность открытого пространства, способного стать центром городской жизни, как правило, 100-350 м13. Такое место на территории, где застройка еще не сформирована, можно определить при помощи моделирования на основе геометрических характеристик планируемой улично-дорожной сети и существующей сетки улиц на прилегающих территориях14,15.
Если территория проектирования равна территории применения модели, формируется один центр городской жизни в центре или по периметру территории проектирования. Центры городской жизни на улицах, расположенных по периметру территории проектирования, обслуживают жителей не только новой застройки, но и прилегающих городских территорий.
Если территория проектирования меньше территории применения модели, центр городской жизни может находиться в прилегающей застройке. В этом случае на территории проектирования следует выбрать перекресток, улицу или ее сегмент, по которым проходит наибольшее число пешеходных и транспортных маршрутов, связывающих эту территорию с уже сложившимся центром. Вокруг выбранного элемента УДС необходимо создать условия для развития дополнительного центра городской жизни. Такое развитие возможно при размещении на территории проектирования одной или нескольких точек притяжения, расположенных на комфортной пешеходной дистанции от уже сформировавшегося центра. По улицам, которые соединяют с ним эти точки, пройдут интенсивные пешеходные и транспортные потоки, а в уличном фронте разместятся объекты торговли и услуг.
Если территория проектирования значительно превышает территорию применения модели и состоит из нескольких участков, равных территориям применения различных моделей, то на каждом таком участке формируется свой центр городской жизни. Все сформированные центры должны быть пространственно связаны между собой.
Действие 2
Определите границы центра городской жизни
Кроме общественного пространства с наивысшей концентрацией транспортных и пешеходных потоков, в центр городской жизни входят сегменты примыкающих к нему улиц на расстоянии 30-150 м от перекрестков (см. табл. 7). Это расстояние отсчитывается от поворотных точек красных линий кварталов, выходящих на перекресток. Оно определяет зону приоритетного размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры (см. илл. 41). Расстояние от поворотных точек красных линий кварталов, выходящих на перекресток, вокруг которого формируются границы центра городской жизни, различается в зависимости от типов улиц на таком пересечении, а также от целевой модели.
Табл. 7. Удаленность границ центра городской жизни от перекрестков с центральным общественным пространством
|
Главная улица районного значения |
Второстепенная улица |
Местная улица |
Малоэтажная модель |
100 м |
- |
30 м |
Среднеэтажная модель |
150 м |
50 м |
30 м |
Центральная модель |
150 м |
100 м |
50 м |
Результат шага 5. Схема размещения центра городской жизни
Шаг 6
Размещение озелененных территорий
Совокупная требуемая площадь озелененных территорий распределяется на территории проектирования между парками, скверами, бульварами и внутриквартальными территориями. При выборе территории для размещения парков и скверов следует учитывать связи с городским природным каркасом с целью поддержания его непрерывности.
Создание непрерывной системы озелененных территорий в зоне пешеходной доступности способствует укреплению городского природного каркаса, обеспечивает комфортные условия пребывания в открытых общественных пространствах, в том числе с целью рекреации, а также содействует более эффективному сбору и впитыванию поверхностных стоков.
Проектные действия шага
/-\ /-\
|1|------------------------------|2|-------------------------------
\-/ \-/
РАЗМЕСТИТЕ РАССЧИТАЙТЕ
ОЗЕЛЕНЕННЫЕ ДОЛЮ ОЗЕЛЕНЕНИЯ
ТЕРРИТОРИИ ОБЩЕГО НА ВНУТРИКВАРТАЛЬНЫХ
ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЯХ
/-\
|3|----------------------|
\-/
ОПТИМИЗИРУЙТЕ
ПЛОЩАДИ ОЗЕЛЕНЕННЫХ
ТЕРРИТОРИЙ
Действие 1
Разместите озелененные территории общего пользования
Общая площадь озелененных территорий на территориях общего пользования (парков, скверов, бульваров) определяется на основе параметров целевых моделей Стандарта по формуле:
- общая площадь озелененных территорий на территориях общего пользования, га;
- общая площадь озелененных территорий, планируемая к размещению на территории проектирования, га;
- доля озелененных территорий в территориях общего пользования от общей площади озеленения, %.
Площадь озелененных территорий для размещения на территориях общего пользования распределяется между местными парками, скверами, бульварами. При распределении этой площади на территории проектирования учитываются предельные размеры формируемых озелененных территорий, рекомендованные для выбранной целевой модели Стандарта (см. табл. 8). Необходимо распределить общую площадь озелененных территорий на территориях общего пользования таким образом, чтобы на территории проектирования разместился как минимум один местный парк и несколько скверов или бульваров.
Озелененные территории всех типов (местный парк, скверы, бульвары) распределяются по территории проектирования с учетом радиуса пятиминутной пешеходной доступности от каждого жилого дома. Поскольку застройка кварталов еще не сформирована, эти радиусы откладываются от красных линий кварталов. Подробные планировочные рекомендации по зонированию и благоустройству озелененных территорий для каждой целевой модели Стандарта приводятся в Книге 4. Стандарт формирования облика города.
Табл. 8. Рекомендуемые размеры озелененных территорий общего пользования
|
Местный парк, га |
Сквер, га |
Бульвар (ширина, м) |
Малоэтажная модель |
1,35-2,2 |
- |
- |
Среднеэтажная модель |
1,35-2,8 |
0,8-1 |
10 (мин.) |
Центральная модель |
1,35-2,8 |
0,2-0,8 |
10 (мин.) |
Озелененные территории размещаются на территории проектирования с учетом трассировки главных планировочных осей, определяющих направления связей с расположенными поблизости озелененными территориями. Эти оси были установлены при проектировании в городском масштабе. Вдоль них прокладываются бульвары - в составе профиля улиц или полностью пешеходные, выполняется линейное озеленение вдоль трассируемых по этим осям улиц.
Местные парки
Местный парк, как правило, размещается в центре территории проектирования. Это обеспечивает равноценную пешеходную доступность от большинства кварталов жилой и многофункциональной застройки. По возможности следует обеспечить связь местного парка с другими озелененными территориями на территории проектирования при помощи бульваров и линейного озеленения вдоль улиц.
Скверы
Скверы организуются для групп из трех-четырех кварталов и равномерно распределяются по территории жилой и многофункциональной застройки. В скверах размещаются места спокойного отдыха, площадки для занятий спортом и игр детей.
Бульвары
Местный парк и скверы связываются между собой бульварами или линейным высокоствольным и кустарниковым озеленением вдоль улиц. Бульвары могут быть расположены в составе профиля улиц или пересекать внутриквартальные территории, соединяя улицы и другие общественные пространства. Бульвары, в составе которых размещены площадки для игр и отдыха, выполняют не только транзитную, но и рекреационную функцию.
Илл. 42. Размещение озелененных территорий в территориях общего пользования
Действие 2
Рассчитайте долю озеленения на внутриквартальных территориях
Общая площадь озеленения для размещения на внутриквартальных территориях определяется по формуле:
- общая площадь озеленения для размещения на внутриквартальных территориях, га;
- общая площадь озелененных территорий, планируемых к размещению на территории проектирования, га;
- общая площадь озелененных территорий, планируемых к размещению на территориях общего пользования, га.
Полученная площадь распределяется между кварталами жилой и многофункциональной застройки пропорционально установленным для них параметрам плотности застройки: чем ниже плотность, тем выше площадь озеленения на внутриквартальной территории (см. илл. 43). Эта площадь в зависимости от предполагаемых к размещению в квартале типов застройки ориентировочно определяется как доля от площади квартала с учетом показателей, приведенных ниже в таблице 9.
Илл. 43. Распределение озеленения между территориями общего пользования и внутриквартальными территориями
Табл. 9. Максимально возможная доля озеленения территории кварталов при застройке различными типами жилых домов
Типы жилых домов |
Максимальная доля территории квартала, занятая озеленением,% |
Индивидуальный жилой дом |
70-80 |
Блокированный дом |
60-75 |
Городская вилла |
50-65 |
Башня |
40-55 |
Многоквартирный секционный, галерейный и коридорный дома |
25-40 |
Принцип размещения озеленения на внутриквартальных территориях зависит от способа межевания территории квартала и определяется в процессе проектирования в масштабе квартала.
Действие 3
Оптимизируйте площади озелененных территорий
В случае, если проектом предусмотрен доступ широкого круга пользователей во внеурочное время к рекреационным площадкам школ, часть участка школы, где расположены такие площадки, учитывается при размещении озелененных территорий на территориях общего пользования. Таким образом, на территории проектирования высвобождается пространство для размещения застройки.
В условиях компактной застройки допускается сокращение площади озелененных территорий на территориях общего пользования за счет повышения интенсивности озеленения. Так, для условной территории проектирования размером 30 га 6,5 га деревьев, высаженных вместе с газоном и кустарниками, согласно норме посадки деревьев для территории жилых микрорайонов*, может заменить 9,5 га газонного покрытия16. В расчете озеленения учитывается также посадка дополнительных деревьев в составе линейного озеленения вдоль улиц, осуществляемая при сокращении минимально допустимого шага посадки в 20 м17.
* МДС 13-5.2000 Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации. Утверждено Председателем Госстроя России приказ N 153 от 15.12.1999 г.
На внутриквартальных территориях площадь озеленения в уровне земли может быть уменьшена за счет озеленения кровель, в том числе кровель жилых домов, подземных и полузаглубленных паркингов. В этом случае 1 озелененной кровли учитывается в расчете как 1 озеленения в уровне земли.
Результат шага 6. Схема размещения озелененных территорий
Шаг 7
Выбор места для размещения школ и детских садов
При размещении школ и детских садов следует обеспечивать их нормативную территориальную доступность от жилой застройки18, повышать эффективность использования земельных ресурсов за счет оптимизации площади их территории, создавать условия для формирования компактной городской среды без крупных разрывов в застройке.
Проектные действия шага
/-\ /-\
|1|------------------------------|2|-------------------------------
\-/ \-/
ОПРЕДЕЛИТЕ ВЫБЕРИТЕ МЕСТО
ВМЕСТИМОСТЬ ШКОЛЫ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ШКОЛЫ
/-\ /-\
|3|------------------------------|4|-------------------------------
\-/ \-/
ОПТИМИЗИРУЙТЕ ОПРЕДЕЛИТЕ
ПЛОЩАДЬ УЧАСТКА ВМЕСТИМОСТЬ ДЕТСКОГО
ШКОЛЫ САДА
/-\
|5|------------------------|
\-/
ВЫБЕРИТЕ МЕСТО ДЛЯ
РАЗМЕЩЕНИЯ ДЕТСКОГО
САДА
Действие 1
Определите вместимость школы
Исходя из ранее определенной численности жителей и с учетом местных нормативов обеспеченности местами в учреждениях начального и среднего образования* определяется требуемая вместимость школ, которые предполагается разместить на территории проектирования. Значение требуемой вместимости школ определяется по формуле:
С - требуемая вместимость школ, мест;
R - планируемая численность жителей на территории проектирования, тыс. чел.;
k - нормативная обеспеченность местами в учреждениях начального и среднего образования, мест / тыс. жителей.
------------------------------
* Норматив обеспеченности определяется на основе данных демографического прогноза для конкретного города и устанавливается в МНГП.
------------------------------
При расчете следует учитывать избыток или недостаток мест в школах на прилегающих территориях, выявленный при уточнении параметров планируемой застройки в городском масштабе. В этом случае недостающее количество таких мест добавляется к значению требуемой вместимости школ (C), а избыточное - вычитается из него.
Действие 2
Выберите место для размещения школы
В целях формирования компактных, ориентированных на пешеходные перемещения территорий жилой и многофункциональной застройки Стандарт рекомендует ограничивать предельные размеры участка школы до 1,8 га при размещении на нем всех функциональных зон19.
Максимальный показатель вместимости школ с учетом рекомендаций Стандарта составляет 1150 мест**. При достижении значений параметров целевых моделей Стандарта в ходе освоения свободных территорий это позволяет обеспечить места для всех учащихся в зоне пешеходной доступности20. Если требуемая вместимость подразумевает выделение участка школы, площадь которого больше рекомендованной в выбранной целевой модели Стандарта, на территории проектирования следует размещать вторую школу на удалении от первой или создавать школьный комплекс, к которому применяются уникальные подходы и решения по формированию компактной застройки.
** Рекомендации Стандарта не распространяются на размещение крупных образовательных комплексов и других уникальных объектов начального и среднего образования.
Школы размещаются с учетом нормативного радиуса их территориальной доступности21. Этот радиус составляет 400-500 м и, таким образом, может охватывать зону пешеходной доступности в любой из целевых моделей Стандарта. Если территория проектирования меньше этой зоны, школу рекомендуется размещать в ее центре. Это обеспечит удобный доступ для жителей существующей застройки в зоне пешеходной доступности в ситуации, когда такая школа компенсирует нехватку школьных мест на прилегающей территории.
Школы в составе территории проектирования могут быть размещены:
- в отдельном квартале, ограниченном по периметру местными и второстепенными улицами;
- в одном квартале со сквером, местным парком, жилой и многофункциональной застройкой.
На сегментах улиц, ограничивающих квартал, который занимает или в составе которого расположена школа, необходимо обеспечить:
- скоростной режим не выше 30 км/ч и применение мер по успокоению трафика, таких как искусственные неровности, сужения проезжей части, шиканы (о мерах успокоения дорожного движения см. Книгу 4. Стандарт формирования облика города);
- применение мер по снижению шума и загрязнения воздуха от дорожного движения по периметру участка школы (шумозащитный рельеф, кустарниковое и высокоствольное озеленение и др.).
Действие 3
Оптимизируйте площадь участка школы
Размещение участка школы в одном квартале с местным парком или поблизости от него создает возможности для переноса части функциональных зон с территории школы в парк - при обеспечении безопасного пересечения сегмента улицы, отделяющего территорию школы от территории парка.
В случае такого переноса размер участка школы может быть сокращен до 1,2 га. Если к части участка школы, где расположены площадки для игр, отдыха и занятий спортом, обеспечен доступ во внеурочное время для жителей прилегающих кварталов, возможно, наоборот, сокращение площади озелененных территорий общего пользования. Из установленного на шаге 6 значения площади таких территорий вычитается площадь части участка школы, предназначенной для широкого круга пользователей.
Действие 4
Определите вместимость детского сада
Требуемая вместимость детских садов, так же как и вместимость школ, рассчитывается исходя из ранее определенной численности жителей и с учетом местных нормативов обеспеченности местами в учреждениях дошкольного образования*. Значение определяется по формуле:
* Норматив обеспеченности определяется на основе данных демографического прогноза для конкретного города и устанавливается в МНГП.
С - требуемая вместимость детских садов, мест;
R - планируемая численность жителей, тыс. чел.;
k - нормативная обеспеченность местами в учреждениях дошкольного образования, мест / тыс. жителей.
Полученное значение, так же как и в случае со школами, корректируется в зависимости от потребности в дополнительных местах в детских садах или, наоборот, избытка таких мест на прилегающих территориях.
Действие 5
Выберите место для размещения детского сада
Нормативный радиус территориальной доступности детских садов составляет 300 м22. Как и в случае со школами, это позволяет разместить один детский сад небольшой вместимости (до 150 мест) в центре территории проектирования.
Для повышения компактности и адаптивности застройки Стандарт рекомендует встраивать детские сады в первые этажи жилых и общественных зданий с расчетом на обслуживание жителей от двух до четырех расположенных рядом кварталов. Такое размещение детских садов имеет следующие основные преимущества:
- Встроенные или встроенно-пристроенные детские сады небольшой вместимости, равномерно распределенные по территории проектирования, обеспечивают наиболее комфортную пешеходную доступность (пять минут и менее) от жилых домов.
- Помещения таких детских садов приспособлены для смены воспитательной и образовательной функций на торговую или офисную при изменении демографической ситуации. Их фасады и как минимум один вход рекомендуется ориентировать на местные улицы.
Для эффективного размещения детских садов на территории проектирования необходимо решить следующие задачи:
- Выделить группы из двух-четырех кварталов для размещения детского сада.
- Определить численность жителей выделенных групп кварталов и рассчитать требуемую вместимость детских садов по формуле, указанной выше. Если этот показатель превышает 150 мест, в группе кварталов необходимо предусмотреть размещение двух детских садов.
- Определить кварталы в составе группы, где будут размещены детские сады. Такие кварталы должны примыкать к местным улицам (на них следует ориентировать вход в детский сад), а также обладать достаточным размером для размещения участка детского сада. При этом общая площадь детского сада учитывается как часть общей площади зданий в квартале, зарезервированной для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры.
На сегментах улиц, на которые ориентированы входы в детские сады, необходимо обеспечить:
- скоростной режим не выше 30 км/ч и применение мер по успокоению трафика, таких как искусственные неровности, сужения проезжей части, шиканы (о мерах успокоения дорожного движения см. Книгу 4. Стандарт формирования облика города);
- применение мер по снижению шума и загрязнения воздуха от дорожного движения по периметру участка школы (шумозащитный рельеф, кустарниковое и высокоствольное озеленение и др.).
Результат шага 7. Схема размещения территорий школ и детских садов
Шаг 8
Распределение автостоянок между территориями общего пользования и кварталами
На данном шаге определяется число автостоянок, планируемое к размещению на территории проектирования, и предполагается выбор оптимального способа размещения требуемого числа машино-мест в составе жилой и многофункциональной застройки. Такой выбор влияет на компактность городской среды и ее приспособленность для пешеходных перемещений, а также на эффективность использования территории проектирования для размещения жилой и многофункциональной застройки и экономику проекта развития территории.
Автостоянки могут быть расположены на территориях общего пользования, а также на плоскостных парковках и в паркингах различного типа на внутриквартальных территориях. Каждый способ хранения автомобилей имеет свои преимущества и недостатки (см. Книгу 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий). Организация автостоянок в рамках Стандарта нацелена:
- на размещение основного количества машино-мест на автостоянках вдоль улиц или в паркингах;
- на формирование по преимуществу бестранспортных внутриквартальных пространств.
Проектные действия шага
/-\ /-\
|1|------------------------------|2|-------------------------------
\-/ \-/
РАССЧИТАЙТЕ ЧИСЛО ВЫБЕРИТЕ ВАРИАНТ
МАШИНО-МЕСТ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ АВТОСТОЯНОК
РАЗМЕЩЕНИЯ НА НАЗЕМНЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
АВТОСТОЯНКАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЩЕГО
ЧИСЛА ТРЕБУЕМЫХ
МАШИНО-МЕСТ
/-\
|3|-----------------------|
\-/
РАЗМЕСТИТЕ АВТОСТОЯНКИ
НА ТЕРРИТОРИИ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Действие 1
Рассчитайте число машино-мест для размещения на наземных автостоянках
Требуемое общее число машино-мест (P) для размещения на территории проектирования определяется по формуле:
P - расчетная потребность в автостоянках на территории проектирования;
pt - целевая доля пользователей общественного транспорта согласно выбранной целевой модели,%;
R - численность жителей на территории проектирования, тыс. чел.;
0,7 - понижающий коэффициент, позволяющий учесть домохозяйства, не использующие автомобиль или имеющие один автомобиль на несколько человек.
Из этого числа выделяется максимальное число наземных автостоянок, которое может быть размещено на территории проектирования вдоль улиц и на внутриквартальных территориях.
В параметрах целевых моделей установлено максимальное число наземных автостоянок на 1 га территории жилой и многофункциональной застройки, которые могут разместиться вдоль улиц. Исходя из значения этого параметра общее число машино-мест, размещаемых вдоль улиц на территории проектирования, рассчитывается по формуле:
- количество наземных автостоянок, размещаемых вдоль улиц, машино-мест;
A - площадь территории проектирования, га;
- количество наземных автостоянок вдоль улиц, машино-мест/га.
Стандарт также регулирует размер внутриквартальных территорий под размещение наземных автостоянок. Количество машино-мест, которые могут быть размещены на наземных автостоянках на внутриквартальных территориях, определяется по формуле:
- количество наземных автостоянок на внутриквартальных территориях, машино-мест;
- доля внутриквартальных территорий для размещения автостоянок (макс.)*;
p - площадь территории, необходимая для размещения одного машино-места, включая подъезд к нему, ;
- сумма площадей всех кварталов, га.
* Значение параметра в процентах переводится в доли.
Значения и суммируются. Полученное в результате сложения число машино-мест представляет собой общее число наземных автостоянок , которые могут быть размещены на территории проектирования.
Действие 2
Выберите вариант размещения автостоянок на территории проектирования
Число машино-мест, которое может быть размещено на наземных автостоянках, не всегда совпадает с требуемым общим числом автостоянок (Р). В зависимости от показателей требуемого числа машино-мест (P) и максимального числа машино-мест на наземных автостоянках возможно несколько вариантов размещения автостоянок.
Вариант 1. Требуемое число машино-мест равно числу машино-мест на наземных автостоянках (P = PSURF)
Этот вариант предполагает следующие решения:
- Размещение всего требуемого числа машино-мест на наземных автостоянках без дополнительных затрат на строительство паркингов.
- Размещение части требуемых машино-мест в паркингах и высвобождение дополнительных земельных ресурсов для размещения жилой застройки.
- Повышение уровня обеспеченности автостоянками жителей территории за счет строительства паркингов, в которых размещаются дополнительные машино-места. Такое решение возможно только при условии, что максимальное общее число машино-мест
(**), которое можно разместить на территории, не будет превышено.
** Расчетный показатель количества машино-мест, которое возможно разместить на территории в зоне пешеходной доступности при сохранении среднего уровня загрузки улично-дорожной сети не выше 85%. Показатель определяется на основе транспортного моделирования.
Вариант 2. Требуемое число машино-мест больше числа машино-мест на наземных автостоянках (P > PSURF)
Этот вариант предполагает следующие решения:
- размещение части машино-мест в паркингах - выбор типа паркинга осуществляется при формировании технико-экономического обоснования проекта освоения территории;
- повышение уровня обслуживания общественным транспортом;
- снижение плотности застройки и, соответственно, требуемого числа автостоянок до такого уровня, который позволит разместить все требуемые машино-места на наземных парковках и вернуться к варианту 1.
Вариант 3. Требуемое число машино-мест меньше числа машино-мест на наземных автостоянках (P < PSURF)
Этот вариант предполагает следующие решения:
- использование высвободившейся территории для размещения открытых общественных пространств и озелененных территорий;
- повышение плотности застройки до такого уровня, когда все требуемые автостоянки будут размещены на наземных парковках.
Действие 3
Разместите наземные автостоянки и паркинги на территории проектирования
Размещение наземных автостоянок
Наземные автостоянки размещаются вдоль улиц всех типов. На главных улицах городского и районного значения они ориентированы в основном на посетителей расположенных вдоль красных линий объектов общественно-деловой инфраструктуры. Для таких парковок целесообразно вводить ограничение по времени стоянки до двух-трех часов с целью стимулировать поток посетителей расположенных вдоль улицы объектов торговли и услуг. Здесь также может быть применен дифференцированный по времени суток режим использования парковок: днем они используются работниками расположенных поблизости офисов и малых производств, а в вечернее и ночное время - жителями окружающей застройки.
Вдоль второстепенных и местных улиц наземные автостоянки служат в основном для жителей окружающих домов. Плоскостные автостоянки размещаются на специально выделенных площадках на внутриквартальных территориях. Это могут быть закрытые для парковки внешних пользователей дворы жилой застройки или доступные широкому кругу парковки при офисах или общественных зданиях, например таких, как театры, спортивные центры и пр. Размер площадки для размещения автостоянки в каждом квартале ограничивается значением соответствующего параметра (доля внутриквартальных территорий для размещения автостоянок), рекомендованным для выбранной целевой модели Стандарта. Плоскостные автостоянки могут размещаться также на территориях общего пользования вблизи остановок общественного транспорта и транспортно-пересадочных узлов. Вместимость таких парковок не должна превышать 100 машино-мест (площадь 0,4 га), чтобы избежать формирования значительных разрывов в застройке (о размещении уличных и плоскостных парковок см. Книгу 4. Стандарт формирования облика города).
Размещение многоуровневых паркингов
Многоуровневые паркинги могут быть размещены в составе кварталов жилой и многофункциональной застройки или занимать отдельный квартал. В первом случае паркинг, как правило, формирует часть периметра квартала. При этом длина такого сооружения не должна превышать половины длины стороны квартала, чтобы исключить образование протяженного глухого фасада. С той же целью в первый этаж такого паркинга рекомендуется встраивать объекты торговли и услуг. Паркинги, занимающие отдельные кварталы, выполняют функцию перехватывающих парковок, позволяющих сократить объем автомобильных перемещений по территориям жилой и многофункциональной застройки. Эти паркинги следует размещать на въезде на территорию такой застройки или в районе транспортно-пересадочного узла, через который проходят основные маршруты, связывающие территорию с другими частями города.
Размещение автостоянок в многоуровневых паркингах необходимо, если требуемое число автостоянок Р превышает общее число наземных автостоянок, которое может быть размещено вдоль улиц и на внутриквартальных территориях. Количество машино-мест, которые должны быть размещены в многоуровневых паркингах, определяется по формуле:
- число автостоянок для размещения в паркингах, машино-мест;
P - требуемое общее число автостоянок для размещения на территории проектирования, машино-мест;
- общее число наземных автостоянок, машино-мест.
Количество машино-мест, которые должны быть размещены в паркингах в каждом квартале, распределяется пропорционально плотности застройки каждого квартала и определяется по формуле:
- число автостоянок в паркингах в данном квартале, машино-мест;
- общее число автостоянок в паркингах на территории проектирования, машино-мест;
- площадь данного квартала, га;
- плотность застройки данного квартала, ;
- сумма произведений площадей и плотности застройки всех кварталов в составе территории проектирования, .
Результат шага 8. Схема размещения автостоянок
Шаг 9
Формирование сети пешеходных и велопешеходных путей
Основной объем пешеходных и велосипедных перемещений в целевых моделях Стандарта проходит вдоль улиц, профиль которых предусматривает тротуары и велосипедные дорожки. Улично-дорожная сеть, сформированная кварталами небольшого размера (0,4-1,8 га), позволяет обеспечить оптимальный для пешеходного и велосипедного движения интервал размещения перекрестков (120-150 м).
При размерах кварталов 2-5 га интервал размещения перекрестков увеличивается. Для комфорта перемещений пользователей необходимо сформировать сеть сквозных пешеходных и велосипедных путей, соединяющих улицы и другие общественные пространства по внутриквартальным территориям, через парки и скверы.
Проектные действия шага
/-\ /-\
|1|------------------------------|2|-------------------------------
\-/ \-/
ОПРЕДЕЛИТЕ КРАТЧАЙШИЕ СФОРМИРУЙТЕ
ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ ПЕШЕХОДНЫЕ
К ТОЧКАМ ПРИТЯЖЕНИЯ И ВЕЛОСИПЕДНЫЕ ПУТИ,
ОТ БОЛЬШИНСТВА СЛЕДУЮЩИЕ ПО ОТКРЫТЫМ
КВАРТАЛОВ ЖИЛОЙ ОБЩЕСТВЕННЫМ
И МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРОСТРАНСТВАМ
ЗАСТРОЙКИ И ВНУТРИКВАРТАЛЬНЫМ
ТЕРРИТОРИЯМ
Действие 1
Определите кратчайшие траектории движения к точкам притяжения от большинства кварталов жилой и многофункциональной застройки
Велосипедные и пешеходные пути должны связывать жилую застройку по кратчайшим траекториям со следующими объектами на территории проектирования:
- центрами городской жизни;
- остановками общественного транспорта и транспортно-пересадочными узлами;
- объектами общественно-деловой инфраструктуры;
- школами и детскими садами;
- озелененными территориями.
При укрупненных размерах кварталов, затрудняющих создание пешеходных и велосипедных путей по кратчайшим расстояниям между точками притяжения на территории проектирования, устраиваются сквозные велосипедные и пешеходные пути по внутриквартальным территориям. Интервал размещения таких путей задан при формировании улично-дорожной сети на шаге 4. На данном шаге уточняются их направления.
Илл. 44. Кратчайшие траектории движения пешеходов и велосипедистов к точкам притяжения
Действие 2
Сформируйте пешеходные и велосипедные пути, следующие по открытым общественным пространствам и внутриквартальным территориям
Сеть пешеходных и велосипедных путей должна прокладываться вдоль кратчайших траекторий с учетом возможного расположения застройки и требований к организации уличного фронта на улицах, на которые будут выходить пешеходные и велосипедные маршруты.
По возможности вдоль пешеходных и велосипедных путей, соединяющих кварталы жилой и многофункциональной застройки с точками притяжения, следует устраивать линейное озеленение, а также минимизировать количество барьеров для пешеходов и велосипедистов. В местах пересечений пешеходных и велосипедных путей с улицами размещаются наземные пешеходные переходы. В новом строительстве следует избегать устройства подземных пешеходных переходов и виадуков. Велодорожка прокладывается с максимальным продольным уклоном 6%23.
Илл. 45. Трассировка пешеходных и велосипедных путей вдоль кратчайших траекторий
Результат шага 9. Схема трассировки пешеходных и велосипедных путей
Шаг 10
Определение укрупненных технико-экономических показателей застройки кварталов
После того, как сформирована функционально-планировочная структура территории проектирования, необходимо рассчитать укрупненные технико-экономические показатели для каждого квартала жилой и многофункциональной застройки.
Проектные действия шага
/-\ /-\
|1|------------------------------|2|-------------------------------
\-/ \-/
РАСПРЕДЕЛИТЕ ПЛОТНОСТЬ ОПРЕДЕЛИТЕ ОБЩУЮ
ЗАСТРОЙКИ МЕЖДУ ПЛОЩАДЬ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ
КВАРТАЛАМИ И ОПРЕДЕЛИТЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ
УКРУПНЕННУЮ ОБЩУЮ ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВОЙ
ПЛОЩАДЬ ЗДАНИЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Действие 1
Распределите плотность застройки между кварталами и определите укрупненную общую площадь зданий в каждом квартала
Параметры целевых моделей Стандарта устанавливают минимальное значение плотности застройки для всей территории применения целевой модели, включая кварталы жилой и многофункциональной застройки, улично-дорожную сеть, площади, парки и скверы, участки школ и детских садов и пр.
На территории проектирования размещаются жилые дома разных типов. В среднеэтажной модели это могут быть и многоквартирные дома, и блокированные, и городские виллы. Поэтому показатели плотности застройки при их расчете в границах каждого квартала чаще всего различаются. Важно, чтобы в совокупности они составляли значение, соответствующее установленной для выбранной целевой модели плотности застройки.
На данном шаге требуется укрупненно распределить плотность застройки между кварталами. Для этого применяются три значения плотности застройки квартала - высокое, среднее и низкое. Первое и последнее соответствуют максимальному и минимальному значениям для каждой целевой модели, среднее определяется для большей точности проектных расчетов. Все они детализируются при формировании объемно-пространственных решений застройки кварталов на последующих проектных шагах.
Табл. 10. Укрупненная плотность застройки кварталов,
|
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Малоэтажная модель |
16 |
8 |
1,5 |
Среднеэтажная модель |
40 |
20-25 |
5 |
Центральная модель |
50 |
30 |
12 |
Высокая плотность застройки
Высокие показатели плотности устанавливают:
- в кварталах с центрами городской жизни - в них требуется наибольшая протяженность фронта застройки вдоль красных линий;
- в кварталах, формирующих перекрестки с главными улицами районного значения;
- если территория проектирования граничит с плотной застройкой - кварталы, выходящие на эти границы, также должны быть плотно застроены;
- в кварталах на удалении от центра городской жизни - если необходимо стимулировать потоки между противоположными частями территории проектирования и создать условия для роста функционального разнообразия вдоль путей, соединяющих такие кварталы с центрами городской жизни.
Илл. 46. Размещение кварталов высокой плотности застройки
Средняя плотность застройки
Средние показатели плотности застройки квартала следует устанавливать:
- в кварталах, выходящих одной и более стороной на главные улицы районного значения за пределами проектируемого центра городской жизни, а также на второстепенные улицы;
- в кварталах, выходящих на местные улицы, если как минимум одна из сторон таких кварталов примыкает к второстепенным улицам.
Низкая плотность застройки
Низкие показатели плотности застройки квартала следует устанавливать:
- в кварталах, выходящих преимущественно на местные улицы;
- в зоне примыкания территории проектирования к природным территориям, чтобы обеспечить к ним плавный переход от урбанизированного окружения, а также обеспечить видовые раскрытия со стороны как можно большего количества зданий.
На основе полученных для каждого из кварталов значения параметра плотности застройки определяется допустимая для размещения в нем общая площадь зданий. Этот показатель будет использован для проверки соответствия полученной плотности застройки территории целевому значению и при определении доли помещений для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры. Он рассчитывается по формуле:
- общая площадь зданий в границах квартала, ;
- площадь квартала, га;
- плотность застройки квартала, .
Далее необходимо рассчитать полученную плотность застройки территории и проверить ее на соответствие целевому значению параметра плотности застройки в зоне пешеходной доступности. Расчет производится по формуле:
- полученная плотность застройки территории проектирования, ;
- сумма площадей зданий во всех кварталах, ;
А - площадь территории проектирования, га.
Значение плотности застройки сравнивается с целевым значением параметра плотности застройки в зоне пешеходной доступности. При расхождении с целевым параметром плотность застройки кварталов корректируется.
Илл. 48. Проверка плотности застройки территории на соответствие значению целевого параметра
Действие 2
Определите общую площадь помещений для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры в составе квартала
Параметры целевых моделей устанавливают долю помещений для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры для всей зоны пешеходной доступности. При проектировании необходимо более точно определить места размещения таких объектов в составе определенных кварталов. Чтобы это сделать, необходимо установить укрупненные технико-экономические показатели застройки каждого квартала на территории проектирования.
По результатам расчета значений параметров выбранной модели Стандарта в городском масштабе для территории проектирования были укрупненно определены:
- общая площадь жилья, ;
- общая площадь помещений для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры, .
Уровень функционального разнообразия застройки, как и ее плотность, зависит от удаленности кварталов от центра городской жизни, а также типов улиц, к которым примыкают земельные участки, расположенные в составе квартала. Ближе к центру городской жизни доля помещений, предназначенных для размещения объектов общественно-деловой застройки, от общей площади зданий в квартале повышается, поскольку в местах прохождения интенсивных потоков выше спрос на объекты торговли и услуг, а размещение офисов и малых производств дополнительно интенсифицирует эти потоки. Чтобы распределить по территории установленную в зоне пешеходной доступности долю помещений, приспособленных для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры, производится следующий расчет.
Илл. 49. Определение общей площади помещений под объекты общественно-деловой инфраструктуры в каждом квартале
Расчет площади помещений под общественно-деловую инфраструктуру
1. В общей площади зданий в кварталах выделяется доля помещений, приспособленных для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры. Такая доля может быть установлена для всех или для ограниченного числа кварталов на территории проектирования. В последнем случае часть кварталов будет предназначена для размещения исключительно жилой застройки. Доля устанавливается с учетом следующих рекомендаций:
- 15-20% при размещении объектов общественно-деловой инфраструктуры только в первых этажах жилых зданий - для кварталов, ограниченных с двух и более сторон второстепенными улицами;
- более 20% при размещении объектов общественно-деловой инфраструктуры в частях зданий выше первого этажа или в отдельно стоящих зданиях - для кварталов, расположенных в границах центров городской жизни и вдоль главных улиц городского и районного значения;
- менее 15% - в кварталах, ограниченных с двух и более сторон местными улицами, где меньше всего потребность в размещении объектов общественно-деловой инфраструктуры.
2. На основе выделенной доли помещений, приспособленных для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры, для каждого квартала рассчитывается общая площадь таких помещений по следующей формуле:
- общая площадь помещений, приспособленных для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры в квартале, ;
- общая площадь зданий в границах квартала, ;
- доля помещений, приспособленных для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры, от общей площади застройки в квартале, %.
3. На основе полученных значений определяется общая площадь жилых помещений в каждом квартале по формуле:
- общая площадь жилых помещений в квартале, ;
- общая площадь помещений, приспособленных для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры, в квартале, ;
- общая площадь зданий в границах квартала, .
4. Полученные для каждого из кварталов значения общей площади жилых помещений и помещений, приспособленных для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры, суммируются и сравниваются с показателями, определенными для всей территории проектирования. В случае, если значения существенно расходятся (в 1,5 раза и более), производится перераспределение площадей, приспособленных для размещения общественно-деловой инфраструктуры. Затем сравнение производится снова - до тех пор, пока значения не будут приближены максимально.
Разработка мастер-плана развития жилой и многофункциональной застройки предполагает рассмотрение нескольких вариантов организации функционально-планировочной структуры территории. Для каждого из рассматриваемых вариантов необходимо проводить расчет укрупненных технико-экономических показателей застройки территории и сверять эти показатели с расчетными значениями параметров применяемой целевой модели.
Результат шага 10. Укрупненные значения технико-экономических показателей застройки кварталов
<< Раздел 2. Второй этап разработки мастер-плана |
Глава 9. >> Результаты формирования проектных решений в масштабе территории проектирования |
|
Содержание Книга 3 "Стандарт освоения свободных территорий" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.