Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 17
Центральная модель
АЛЛЕЯ ЕВРОПЫ
РАСПОЛОЖЕНИЕ |
Цюрих, Швейцария |
ПРОЕКТНАЯ КОМАНДА |
KCAP |
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ |
2004-2021 гг. |
ПЛОЩАДЬ УЧАСТКА |
10 га |
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ |
Офисы, ретейл, жилая застройка |
ТИП ТЕРРИТОРИИ |
Территория реорганизации |
Илл. 149. Схема мастер-плана территории
О проекте
Аллея Европы - это новый район Цюриха, названный по его главной улице. Территория проектирования расположена к юго-западу от Центрального железнодорожного вокзала и вплотную примыкает к путям. Земля здесь принадлежит государственной компании "Швейцарские федеральные железные дороги". Долгое время участок был закрыт для доступа горожан, хотя различные проекты его застройки разрабатывались уже с 1980-х гг. Сначала район назывался просто Центральный Железнодорожный - Юго-Запад и мыслился как преимущественно жилой, но со временем амбиции росли. Название сменилось на Ворота Европы, затем на Аллею Европы17. Руководство "Швейцарских федеральных железных дорог" наряду с представителями муниципальных властей принимало активное участие в отборе проектов развития территории. Мастер-план был предложен архитектурным бюро KCAP (Роттердам, Нидерланды). В новом видении район представляет собой высокоплотную городскую среду с приоритетом общественно-деловых функций: больше половины всей площади застройки будет занято офисами, а также предприятиями торговли и услуг18.
Проектные решения мастер-плана
Городской масштаб
Транспортные связи территории проектирования с другими городскими территориями. Территория проектирования ограничена с севера железнодорожными путями. Главной планировочной осью служит аллея Европы: она связывает по диагонали старую привокзальную площадь и набережную реки Зиль на северо-востоке с новой площадью Густава Гуля и Лагерштрассе на юго-западе. Поперечные связи обеспечиваются за счет продления существующих улиц, идущих параллельно набережной (Казерненштрассе). Близость Центрального железнодорожного вокзала обеспечивает быстрый доступ к территории на всех видах общественного транспорта.
Илл. 150. Схема транспортных связей с другими городскими территориями
Илл. 151. Схема планировочных связей с природными и озелененными территориями
Планировочные связи с соседними природными и озелененными территориями. Главные природные объекты вблизи территории проектирования - река Зиль и естественное озеленение вдоль ее береговой линии. Связь с ними будет обеспечена благодаря высадке линейного озеленения вдоль самой аллеи Европы, а также вдоль Лагерштрассе.
Масштаб территории проектирования
Улично-дорожная сеть. Главной улицей районного значения территории является пешеходно-транспортная аллея Европы. При этом по улице исключен автомобильный транзит и не ходит общественный транспорт. Подъезд к кварталам осуществляется по ограничивающей улице Лагерштрассе и улице Айсгассе. Частая сетка улиц способствует удобству пешеходных перемещений внутри района и его пешеходной доступности с прилегающих территорий. Размер кварталов задан сеткой улиц, продолжающей существующую. Длина стороны кварталов составляет 50-100 м. Ширина нового бульвара (диагональной оси) составляет около 20 м, а типовых улиц между кварталами - 10-12 м.
Илл. 152. Схема трассировки улично-дорожной сети
Илл. 153. Схема размещения озелененных территорий
Озелененные территории. Размещение парков, скверов или бульваров в районе Аллея Европы не предусмотрено. Однако вдоль самой этой аллеи, а также Лагерштрассе (см. выше) планируется высадка плотного высокоствольного озеленения, которое будет способствовать повышению акустического и микроклиматического комфорта работающих на территории, местных жителей и посетителей. На площади Густава Гуля организованы участки приподнятого озеленения. Озеленяются также эксплуатируемые кровли офисных зданий.
Центр городской жизни. При определении центра городской жизни следует учитывать, что район располагается в центре Цюриха, рядом с такой крупной точкой притяжения, как Центральный железнодорожный вокзал. 60% общей площади застройки занято офисами, образовательными учреждениями, предприятиями торговли и услуг. Функции распределяются по территории достаточно равномерно, а выраженных тихих жилых зон здесь нет. Вместе с тем сегмент Аллеи Европы от набережной до пересечения с Айсгассе выделяется и в этом окружении. Он граничит с кварталами, один из которых занимает кампус Педагогического института Цюриха, а другой - штаб-квартира одного из ведущих швейцарских банков UBS. Оба проекта реализованы уже в рамках мастер-плана архитектором Максом Дудлером. Именно они притягивают к себе наиболее интенсивные пешеходные потоки. Наибольшее количество предприятий торговли и услуг также сосредоточено сегодня именно вблизи этих новых объектов-магнитов.
Илл. 154. Схема размещения центра городской жизни
Илл. 155. Схема распределения плотности застройки кварталов
Технико-экономические показатели застройки кварталов. Мастер-планом четко регулируются параметры пространственных конвертов зданий внутри кварталов. При этом параметры функционального наполнения, как и пространственные параметры застройки, достаточно гибки. Это позволяет легко адаптировать проект в процессе развития в зависимости от изменений программных запросов, запросов рынка и архитектурных предпочтений конкретных архитекторов.
Масштаб квартала жилой и многофункциональной застройки
Застройка кварталов. Кварталы сформированы высокоплотной периметральной застройкой средней и высокой этажности. При этом здесь везде обеспечен свободный вход с улицы на внутриквартальные территории, тогда как зачастую он бывает открыт через арки в самом здании или вообще доступен только для жильцов. Параметры застройки кварталов определяются пространственным конвертом, который включает в себя правила по максимальному размеру зданий, обеспечению освещенности и сохранению визуальных связей19.
Межевание кварталов. Поскольку большую часть территории занимают объекты общественно-деловой инфраструктуры в отдельно стоящих зданиях, ее развитие осуществляется поквартально, без более мелкого деления на земельные участки.
Размещение объектов общественно-деловой инфраструктуры. Район ориентирован на создание максимально разнообразной среды, поэтому в масштабе кварталов присутствует несколько вариантов сочетания различных функций: жилья, коммерции, общественно-деловой инфраструктуры. Район обслуживается несколькими подземными парковками.
Илл. 156. Объемно-пространственные решения застройки кварталов
КИНГС-КРОСС
РАСПОЛОЖЕНИЕ |
Лондон, Великобритания |
ПРОЕКТНАЯ КОМАНДА |
Бюро KCCLP, BAM, Carillion, Kier |
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ |
2001-2020 гг. |
ПЛОЩАДЬ УЧАСТКА |
27,2 га |
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ |
Жилье, отель, офисы, ретейл, объекты социальной инфраструктуры, культурно-досуговые объекты, университетский кампус |
ТИП ТЕРРИТОРИИ |
Территория реорганизации |
Илл. 157. Схема мастер-плана территории
О проекте
Район Кингс-Кросс, расположенный к северу от центра Лондона, начал формироваться в начале 1850-х гг., когда Великобритания переживала бум строительства железных дорог. В 1853 г. была открыта станция Кингс-Кросс для пассажирских и грузовых перевозок. Активно строились различные технические здания, например хранилища для товаров. В 1868 г. появилась еще одна железнодорожная станция, Сент-Панкрас, также со своими техническими постройками. После Второй мировой войны железные дороги были национализированы, территория района Кингс-Кросс пришла в упадок. Возрождение началось только в 2001 г. вместе со строительством тоннеля под Ла-Маншем. Первые поезда Eurostar связали Британию с континентом в 2007 г., отправлялись они с вокзала Сент-Панкрас. К этому времени в развитие транспортной инфраструктуры было инвестировано порядка 2,5 млрд фунтов. В 2012 г. завершилась реконструкция вокзала Кингс-Кросс (450 млн фунтов). Технические постройки изменили свои функции. В реконструированных газгольдерах разместились современные апартаменты, а на месте одного из них - парк. Комплекс зданий бывшего зернохранилища занял переехавший сюда Центральный колледж искусства и дизайна им. Святого Мартина, одно из старейших учебных заведений этого профиля в мире. Район стал привлекательным для жизни и ведения малого бизнеса20.
Проектные решения мастер-плана
Городской масштаб
Транспортные связи территории проектирования с другими городскими территориями. Территория района Кингс-Кросс ограничена с запада железнодорожными путями станции Сент-Панкрас, с востока и севера - шоссе Йорке-Вэй, а также улицей Юстон-роуд на юге. Железнодорожные пути станции Кингс-Кросс убраны в тоннель в границах проектирования. С прилегающей застройкой район связан поперечными планировочными осями, ориентированными с запада на восток: это Гудз-Вэй и Хэндисайд-стрит, а также Риджентс-канал с пешеходной набережной. Вдоль главной продольной оси, ориентированной с юга на север, проходят Камли-стрит и Панкрас-роуд. Железнодорожные пути от станции Сент-Панкрас создают барьер с запада: под ними проходят всего две улицы и канал с пешеходной тропой. С севера и востока территория хорошо связана с прилегающей застройкой.
Илл. 158. Схема транспортных связей с другими городскими территориями
Илл. 159. Схема планировочных связей с природными и озелененными территориями
Планировочные связи с соседними природными и озелененными территориями. Основной планировочной связью района с прилегающими природными территориями служит Риджентс-канал, который соединяет парк на Камли-стрит с садами Сент-Панкрас, расположенными к западу от железнодорожных путей одноименной станции.
Масштаб территории проектирования
Улично-дорожная сеть. Главная улица городского значения, Гудз-Вэй, проходит вдоль Риджентс-канала и делит район на две части. Обе части района связаны с каналом сеткой улиц шириной около 15 м. Главными улицами районного значения здесь служат Кингс-бульвар и Стейбл-стрит. По ним проходят наиболее интенсивные пешеходные потоки. Проект отдает приоритет пешеходным и велосипедным перемещениям, а также использованию общественного транспорта: район обслуживают 12 автобусных маршрутов.
Илл. 160. Схема трассировки улично-дорожной сети
Илл. 161. Схема размещения озелененных территорий
Озелененные территории. Основная доля озеленения размещается вдоль Риджентс-канала: это природный парк на Камли-стрит площадью 0,8 га, со стороны железнодорожных путей, парк на месте бывшего газгольдера, а также озелененные участки на северном берегу канала. В жилых кварталах находится Кабитт-парк. Регулярная сетка озеленения устроена на площади Грейнери-Сквер, перед колледжем Святого Мартина. Широко применяется также вертикальное озеленение и высадка травянистых и кустарниковых растений на эксплуатируемых кровлях.
Центр городской жизни. На территории сформировано два центра городской жизни, к югу и к северу от Риджентс-канала. Первый центр возник вокруг площади Панкрас-Сквер, к которой примыкает сегмент Кингс-бульвара и привокзальная площадь Бэттл-Бридж-Плейс. Кроме вокзалов, точками притяжения выступают офисные здания. В их первых этажах размещены предприятия торговли и услуг. В южной части района наиболее интенсивные пешеходные потоки притягивают колледж Святого Мартина, площадь Грейнери-Сквер перед колледжем и примыкающая к ней Стейбл-стрит, вдоль которой расположены новые торговые ряды.
Илл. 162. Схема размещения центра городской жизни
Илл. 163. Схема распределения плотности застройки кварталов
Технико-экономические показатели застройки кварталов. Наиболее плотная застройка размещается в офисно-деловом квартале между двумя железнодорожными станциями и по периметру Кабитт-парка на севере. Тихие жилые зоны расположены к западу и востоку от Грейнери-Сквер и колледжа. Они соединены с Риджентс-каналом и прилегающими кварталами частой сеткой местных улиц шириной не более 15 м.
Масштаб квартала жилой и многофункциональной застройки
Застройка кварталов. Высокоплотная застройка на юге представляет собой группу свободно стоящих офисных зданий. Они формируют сравнительно крупный, со сторонами до 160 м, проницаемый квартал треугольной формы. Застройка на севере сформирована замкнутыми периметральными кварталами со стороной 50-70 м по обе стороны Кабитт-парка. Сходные параметры и у кварталов к западу и востоку от колледжа. На западе сформирован отдельный жилой квартал на месте газгольдеров. Всего планируется возвести 13 жилых комплексов для домохозяйства разного состава и достатка21.
Межевание кварталов. Реализация мастер-плана происходит поквартально без более мелкого деления на земельные участки. Дворы в квартальной застройке на севере района ограничены периметром зданий и не имеют прямого доступа с улицы.
Размещение объектов общественно-деловой инфраструктуры. Предприятия торговли и услуг размещаются в первых этажах застройки и в специально выделенных зданиях. Особый интерес представляют помещения бывшего разгрузочного виадука на Стейбл-стрит. Виадук был организован в три уровня и использовался для сортировки угля. Теперь в нем на всех уровнях оборудованы магазины, кафе, рестораны, арт-студии и коворкинги.
Илл. 164. Объемно-пространственные решения застройки кварталов
РИВ-ГОШ
РАСПОЛОЖЕНИЕ |
Париж, Франция |
ПРОЕКТНАЯ КОМАНДА |
Semapa |
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ |
1990-2015 гг. |
ПЛОЩАДЬ УЧАСТКА |
130 га |
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ |
Жилая застройка, офисы, ретейл, университет, библиотека, школы, детские сады |
ТИП ТЕРРИТОРИИ |
Территория реорганизации |
Илл.165. Схема мастер-плана территории
О проекте
Проект Рив-Гош в периферийном 13-м округе Парижа является самым масштабным в городе за последние 25 лет. Его территория площадью 130 га протянулась на 2,7 км от вокзала Аустерлиц на западе до бульвара Массена на востоке. С севера участок ограничен левым берегом Сены, с юга - железнодорожными путями, проспектом Пьера Мендес-Франса и Авеню-де-Франс. 26 га занимают участки бывших железнодорожных складов, 9,8 га - парки. Площадь жилья (порядка 5000 квартир) составляет 430 , офисов - 700 , объектов социальной инфраструктуры - 560 , это прежде всего основное здание Национальной библиотеки Франции им. Франсуа Миттерана и университет Париж Дидро с кампусом. Под объекты торговли и услуг отведено 405 . В новом жилье на территории Проекта Рив-Гош сегодня проживают 15 тыс. человек, создано 60 тыс. рабочих мест. В университете обучается свыше 26 тыс. студентов. Изначально планировалось, что территория будет полностью занята общественно-деловыми и образовательными функциями (библиотека, университет), но впоследствии здесь была размещена значительная доля жилья, в том числе доступного, т. е. предназначенного для семейных пар с ребенком, имеющих доход 2500 евро в месяц и меньше. Вместе с тем половину всего жилого фонда составляют квартиры с четырьмя и более спальнями22.
Проектные решения мастер-плана
Городской масштаб
Транспортные связи территории проектирования с другими городскими территориями. Территория Проекта Рив-Гош делится на три участка. Первый участок, Аустерлиц, расположен к востоку от одноименного вокзала на месте бывших железнодорожных складов. Далее на юго-восток следует Тольбиак, ядром которого служит комплекс Национальной библиотеки. Третий участок, Массена, сформирован вокруг университета Париж Дидро. Территория проекта отличается высокой пешеходной связанностью с прилегающими кварталами. С правым берегом Сены ее соединяют пять мостов. Вокзал Аустерлиц и одноименные станции метро и сети экспрессов региона Иль-де-Франс (RER) обеспечивают доступность общественным транспортом. Авеню-де-Франс, улица Нев-Тольбиак и набережная Панара и Левассора обслуживаются несколькими автобусными маршрутами.
Илл. 166. Схема транспортных связей с другими городскими территориями
Илл. 167. Схема планировочных связей с природными и озелененными территориями
Планировочные связи с соседними природными и озелененными территориями. Озелененные набережные Сены обеспечивают связь территории с крупным Садом растений к северу от вокзала Аустерлиц. Участок Тольбиак также связан двумя мостами с парком Берси на правом берегу реки.
Масштаб территории проектирования
Улично-дорожная сеть. Связь с центром Парижа и его пригородами обеспечивается вдоль главных продольных планировочных связей. Проложенные вдоль них улицы, прежде всего Авеню-де-Франс, становятся главными улицами районного значения. Вдоль поперечных связей трассированы второстепенные улицы, соединяющие территорию с кварталами за железнодорожными путями с одной стороны и мостами с другой. В основе сетки улицы лежит традиционный для Парижа османовский квартал, сторона квартала варьируется от 50 до 100 м.
Илл. 168. Схема трассировки улично-дорожной сети
Илл. 169. Схема размещения озелененных территорий
Озелененные территории. В районе расположено несколько небольших (размером с квартал) парков-садов. К ним относятся: сад Джеймса Джойса, Национальной библиотеки, Жоржа Дюамеля, а также сад Гран-Мулен рядом с университетом, соединенный с набережными Сены зеленой эспланадой Пьера Видаля-Наке. Расположение садов спроектировано таким образом, чтобы большинство жителей района имели доступ к зеленым пространствам в радиусе 400 м. В дополнение к этому вдоль главных улиц районного значения, второстепенных, обеспечивающих связь с парком Берси, и ряда местных улиц по обеим сторонам высаживается линейное высокоствольное озеленение.
Центр городской жизни. Для каждого из трех участков Проекта Рив-Гош формируется свой центр городской жизни. На участке Аустерлиц этим центром служит благоустроенная площадь между зданием вокзала и одноименной набережной, а также примыкающий к этой площади сегмент авеню Пьера Мендеса-Франса. Помимо крупного транспортного узла, интенсивные пешеходные потоки создают офисы, кафе и рестораны, ночные клубы, Город моды и дизайна, Музей игровых искусств на набережной и пр. На участке Толь-биак центром становится сегмент Авеню-де-Франс, примыкающий к Национальной библиотеке Франции (в среднем 10 тыс. посетителей в день). На участке Массена этот центр расположен рядом с университетом Париж Дидро и представляет собой площадь, примыкающую к университетскому саду Гран-Мулен.
Илл. 170. Схема размещения центра городской жизни
Илл. 171. Схема распределения плотности застройки кварталов
Технико-экономические показатели застройки кварталов. Район представляет собой преимущественно высокоплотную застройку переменной этажности: 8-12 этажей, плотность застройки по району распределяется равномерно.
Масштаб квартала
Застройка кварталов. В большинстве своем многофункциональные кварталы сформированы периметральной застройкой (секционными домами), жилые - отдельно стоящими зданиями (башнями) или комбинированными домами.
Межевание кварталов. Развитие территории происходит поквартально, без более мелкого деления кварталов на земельные участки.
Размещение объектов общественно-деловой инфраструктуры. Предприятия торговли и услуг повседневного спроса размещаются преимущественно в первых этажах жилых домов, крупные объекты общественно-деловой инфраструктуры размещаются в отдельных зданиях, в том числе занимающих целые кварталы (как, например, университет или библиотека). Район обслуживается несколькими подземными парковками.
Илл. 172. Объемно-пространственные решения застройки кварталов
<< Глава 16. Среднеэтажная модель |
Приложение 1. >> Расчет ТЭП для территорий меньше территории применения модели |
|
Содержание Книга 3 "Стандарт освоения свободных территорий" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.