Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 15
Малоэтажная модель
BO01
РАСПОЛОЖЕНИЕ |
Мальме, Швеция |
ПРОЕКТНАЯ КОМАНДА |
Клас Там, Городской департамент развития недвижимости, с участием более 20 девелоперов |
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ |
2001-2011 гг. |
ПЛОЩАДЬ УЧАСТКА |
18 га |
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ |
Жилая застройка, офисы, ретейл, объекты социальной инфраструктуры |
ТИП ТЕРРИТОРИИ |
Территория реорганизации |
Илл. 93. Схема мастер-плана территории
О проекте
Название района Bo01 в Мальме происходит от шведского глагола "быть, жить" (bo) и года начала строительства (2001). Этот район задумывался как жилой вблизи исторического центра города, на месте бывших портовых зон в Западной Гавани. Стимулом к развитию района стало решение о проведении в 2001 г. Европейской выставки жилья именно здесь, в Западной Гавани, территорию которой город приобрел у концерна Saab1. Проект развивался под руководством муниципалитета Мальме с участием более 20 частных застройщиков и был ориентирован в основном на формирование малоэтажной городской среды в соответствии с концепцией жизнестойкого развития, в том числе обеспечения максимальной энергоэффективности такой среды2. Это подразумевало новые подходы к освоению территории, основанные на сотрудничестве города, застройщиков и архитекторов.
Важным аспектом мастер-плана стала мелкая парцелляция земельных участков под застройку, позволяющая регулировать работу множества девелоперов в рамках единого проекта. За счет размещения компактных кварталов, приоритета пешеходного и велосипедного движения перед автомобильным, создания условий для развития стрит-ретейла в первых этажах застройки удалось создать сомасштабную человеку среду и активно используемые городские открытые пространства, в первую очередь улицы3.
Проектные решения мастер-плана
Городской масштаб
Транспортные связи территории проектирования с другими городскими территориями. Район окружен водой с трех сторон, и жилая застройка размещается ближе к одной из них, променаду у моря. В силу этого пешеходная связь с центром города несколько затруднена. Доступность центра (в пределах 10 мин.) обеспечивается в основном за счет общественного транспорта и велосипедных связей. В ближайшем будущем жилая застройка будет размещена на всей территории с одновременной трассировкой более плотной сетки улиц. Это позволит комфортно добираться до центра Мальме, в том числе пешком.
Илл. 94. Схема транспортных связей с другими городскими территориями
Илл. 95. Схема планировочных связей с природными и озелененными территориями
Планировочные связи с соседними природными и озелененными территориями. Променад вдоль моря (Зундспроменаден) связывает район с парком на севере (Сканиапаркен) и пляжем на юге (Риерборстранден). Отходящие от променада поперечные улицы в северной части района обеспечивают связи с еще одним парком на востоке (Варвспаркен).
Масштаб территории проектирования
Улично-дорожная сеть. Трассировка улиц и размер кварталов обусловлены климатическими особенностями участка проектирования (сильные ветра со стороны моря) и приоритетом пешеходных перемещений. Вдоль западной стороны участка, ориентированной на набережную, а также вдоль канала и основной транспортной магистрали на востоке (Вастра-Варвсгатан) располагаются кварталы (со стороной около 70 м) с более высокими зданиями, обеспечивающими естественную ветро- и шумозащиту. Это позволяет создать внутри района более мелкую сетку улиц (40 х 50 м), сомасштабную человеку.
Основная транспортная магистраль с остановками общественного транспорта примыкает к району с востока, ее ширина составляет 25 м. Основная же сеть улиц района, а также Зундспроменаден, образована улицами совмещенного использования, где приоритет отдан пешеходам. Ширина большинства таких улиц составляет 7-10 м.
Илл. 96. Схема трассировки улично-дорожной сети
Илл. 97. Схема размещения озелененных территорий
Озелененные территории. Озелененные территории района представлены двумя парками: Даниапаркен и Анкарпаркен. Они расположены вдоль водных объектов, на променаде вдоль моря и набережной городского канала соответственно. Парк вдоль канала служит основным местом для прогулок местных жителей, а парк у променада привлекает жителей со всего города, в первую очередь из соседних строящихся районов.
Центр городской жизни. Центр городской жизни Во01 располагается на озелененном променаде вдоль моря: вдоль него, в первых этажах зданий, сосредоточен основной объем объектов стрит-ретейла. Со временем возможно превращение отдельных площадей перед офисными зданиями в локальные центры городской жизни. В остальном район представляет собой преимущественно жилую застройку.
Технико-экономические показатели застройки кварталов. Распределение плотности застройки является ключевым аспектом мастер-плана и определяется климатическими особенностями участка. Плотность (в том числе этажность) застройки повышается по периметру района: на западе - у променада вдоль моря, на востоке - вдоль Анкарпаркен рядом с каналом. С западной стороны такое решение призвано обеспечить ветрозащиту центральных жилых кварталов более низкой плотности. На востоке это обусловлено близостью основной транспортной магистрали, Вастра-Варвсгатан, к прилегающим территориям и необходимостью снизить уровень шума внутри района.
Илл. 98. Схема размещения центра городской жизни
Илл.99. Схема распределения плотности застройки кварталов
Масштаб квартала жилой и многофункциональной застройки
Застройка кварталов. Мелкомасштабные кварталы вытянутой формы создавались с целью обеспечить приоритет велосипедных и пешеходных перемещений. Параметры застройки во многом определяются требованиями климатического комфорта и энергоэффективности. Более крупные по размерам кварталы с домами в 5-7 этажей расположены по периметру района в целях обеспечения ветро- и шумозащиты. Более мелкие, с 2-3-этажной периметральной застройкой, размещены ближе к центру территории проектирования. В большинстве кварталов применяются различные типы зданий: многоквартирные дома, блокированные дома, городские виллы.
Межевание кварталов. Кварталы разделены на несколько земельных участков, что стимулирует создание разнообразной городской среды. Большая часть дворовых пространств доступна только местным жителям.
Размещение объектов общественно-деловой инфраструктуры. Предприятия торговли и услуг располагаются в первых этажах зданий более крупных кварталов, выходящих на набережную. Количество автостоянок назначено минимальным. Большинство парковочных мест сконцентрировано в отдельно стоящей многоярусной парковке.
Илл.100. Объемно-пространственные решения застройки кварталов
ХАЙ-ПОЙНТ
РАСПОЛОЖЕНИЕ |
Сиэтл, США |
ПРОЕКТНАЯ КОМАНДА |
Mithun, SvR Design, Nakano Associates |
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ |
2000-2010 гг. |
ПЛОЩАДЬ УЧАСТКА |
48,5 га |
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ |
Жилая застройка, ретейл, объекты социальной инфраструктуры, парки |
ТИП ТЕРРИТОРИИ |
Территория реорганизации |
Илл. 101. Схема мастер-плана территории
О проекте
Район Хай-Пойнт начал застраиваться в начале 1940-х гг. жильем для работников оборонной отрасли и членов их семей. В начале 1950-х здесь стали селиться семьи с низкими доходами. К 1970-м Хай-Пойнт превратился в социально неблагополучный район, во многом из-за сокращения финансирования правительственных программ доступного жилья. В 2000-х была запущена федеральная программа реновации жилого фонда HOPE VI, направленная на то, чтобы кварталы для беднейших слоев населения приспособить для жизни людей с разным уровнем доходов. Вся старая низкобюджетная застройка (716 домов и квартир) была снесена и замещена новой застройкой разных типов по рыночной цене. К ней добавилось порядка 800 квартир для семей и людей старшего возраста. Проект стал первой в США масштабной инициативой по внедрению экологичного жилья в плотную городскую застройку и получил более 20 премий в области урбанистики и градостроительства4.
Сейчас в Хай-Пойнт проживают около 1600 семей. Новая улично-дорожная сеть позволила сделать район частью окружающих жилых территорий. Общественно-деловая инфраструктура и красивые парки привлекают жителей соседних районов Сиэтла5.
Проектные решения мастер-плана
Городской масштаб
Транспортные связи территории проектирования с другими городскими территориями. Новая планировка территории ориентирована на регулярную сетку улиц Западного Сиэтла и подразумевает продление ряда улиц, примыкающих к району с этой стороны. Акцент принципиально был сделан на то, чтобы не создавать традиционного для Америки окраинного района с тупиками. С востока Хай-Пойнт ограничен сплошным зеленым массивом. Благодаря тому, что магистрали, подходящие к району с этой стороны, были замкнуты, в нем практически отсутствуют тупиковые улицы.
Илл. 102. Схема транспортных связей с другими городскими территориями
Илл. 103. Схема планировочных связей с природными и озелененными территориями
Планировочные связи с соседними природными и озелененными территориями. С востока Хай-Пойнт выходит к одному из самых обширных зеленых массивов Западного Сиэтла, который тянется вдоль реки Дуваниш-Уотервей и состоит из нескольких парков. Район связывает с ним Сильван-Вэй. На севере территория примыкает к полям для гольфа.
Масштаб территории проектирования
Улично-дорожная сеть. Сеть улиц задается небольшими кварталами вытянутой формы (размеры варьируются между 140 х 60 м и 70 х 30 м) и широкими полосами озеленения. Проектирование профилей улиц велось с учетом формирования среды, где приоритет будет отдан пешеходам. Большинство улиц на территории района односторонние, имеют сравнительно узкую проезжую часть (порядка 7 м, включая парковки) и широкие пешеходные зоны. Парковочные карманы разрешены только по одной стороне улицы.
Озелененные территории. Озелененные пространства занимают 8 га территории и распространены по ней равномерно: относительно крупные парки, такие как Понд-парк и Коммонс-парк, максимально разнесены, размещены на севере и юге соответственно и перемежаются более компактными парками (например, парк Джуди Файе, Треугольный парк). На каждые два квартала организованы скверы, оборудованные детскими площадками и местами отдыха. Карманные парки разбиты в каждом квартале. Самый обширный парк - парк Уолта Хандли - располагается ближе к западной границе района и обслуживает в том числе жителей прилегающей застройки.
Илл. 104. Схема трассировки улично-дорожной сети
Илл. 105. Схема размещения озелененных территорий
Центр городской жизни. Центр городской жизни расположен на сегменте 34-й авеню рядом с центром общины Хай-Пойнт. Это западная часть района, где интенсивность пешеходных потоков особенно высока в силу близости сформированной застройки, а также множества игровых полей и площадок, привлекающих разные группы пользователей. Сходным образом размещается и локальный центр городской жизни: это сегмент Морган-стрит перед центром "Нейборхуд-Хаус", который расположен к югу от Коммонс-парка.
Технико-экономические показатели застройки кварталов. Район представляет собой малоэтажную застройку низкой плотности и этажности (два этажа), равномерно распределенную по территории района. Небольшое повышение этажности (до трех этажей) наблюдается только на участках вдоль 35-й авеню, определяющей границу с существующей застройкой, и возле центра городской жизни.
Илл. 106. Схема размещения центра городской жизни
Илл.107. Схема распределения плотности застройки кварталов
Масштаб квартала жилой и многофункциональной застройки
Формирование застройки кварталов. В целях обеспечения визуального разнообразия городской среды, а также удовлетворения запросов групп пользователей с разным уровнем доходов на территории применены различные типы застройки: индивидуальные дома, дуплексы и городские виллы. Каждый квартал при этом сформирован одним типом застройки.
Межевание кварталов. Район состоит в основном из небольших кварталов вытянутой формы (размерами 140 х 60 м и 70 х 30 м) с мелкими земельными участками индивидуального пользования. Дворовые территории в этих условиях отсутствуют.
Размещение объектов общественно-деловой инфраструктуры. В силу преобладания на территории малоэтажной жилой застройки объекты общественно-деловой инфраструктуры размещены в отдельно стоящих зданиях. Парковочные места в основном расположены на индивидуальных участках.
Илл.108. Объемно-пространственные решения застройки кварталов
<< Глава 14. Порядок отбора мастер-планов территорий |
Глава 16. >> Среднеэтажная модель |
|
Содержание Книга 3 "Стандарт освоения свободных территорий" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.