Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Индекс транспортной и пешеходной активности
Расчет
транспортной и пешеходной активности
Потенциальная транспортно-пешеходная активность - суммарный показатель, отражающий уровень потенциальной транспортной и пешеходной активности определенного сегмента улично-дорожной сети.
Анализ потенциальной транспортно-пешеходной активности позволяет смоделировать и оценить транспортные и пешеходные потоки. Такой анализ можно провести как с привлечением транспортных консультантов, так и при помощи математического моделирования в одной из геоинформационных систем (GIS-анализ). В рамках Стандарта рассматривается последовательный GIS-анализ потенциальной транспортной и пешеходной активности - в силу его оперативности и экономичности.
Оценка потенциальной транспортной активности
Потенциальная транспортная активность - показатель востребованности сегмента улично-дорожной сети (УДС) городским транспортом.
Рекомендуется проводить математический расчет потенциальной транспортной активности с помощью алгоритма Betweenness Centrality*. Улично-дорожная сеть делится на сегменты по перекресткам (илл. 61). В анализе транспортной активности используется часть УДС, доступная для движения автомобильного транспорта. Для каждого сегмента УДС строятся кратчайшие маршруты до всех других сегментов. Далее для каждого сегмента вычисляется сумма проходящих через него маршрутов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "илл. 61" следует читать "илл. 62"
------------------------------
* UCL Space Syntax. 'Betweenness Centrality', http://otp. spacesyntax.net/term/ betweeness.
------------------------------
Илл. 62. Разбивка УДС на сегменты
Илл. 63. Рассчитанная потенциальная транспортная активность в соответствии со статистическим распределением данных
Полученные показатели потенциальной транспортной активности распределяются на группы с присвоением баллов:
- низкая активность (1 балл);
- средняя активность (2 балла);
- высокая активность (3 балла).
Илл.64. Распределение показателей потенциальной транспортной активности в соответствии с присвоенными баллами
Илл.65. Распределение показателей потенциальной транспортной активности в соответствии с присвоенными баллами для ячеек сетки
Пороговые значения для групп определяются на основе статистического анализа распределения данных*. Показатели потенциальной транспортной активности переносятся на сетку - каждой ячейке присваивается максимальный из баллов всех сегментов в ее границах.
------------------------------
* Определение пороговых значений для групп рекомендуется проводить по методу естественных интервалов Дженкса (Jenks' Natural Breaks algorithm). См. подробнее: Jenks, George F. Opt. Cit.
------------------------------
Оценка потенциальной пешеходной активности
Потенциальная пешеходная активность - показатель востребованности сегмента УДС пешеходами. При анализе пешеходной востребованности используется вся улично-дорожная сеть города. Для расчета строятся все возможные варианты маршрутов трех типов в пределах 10-минутной пешеходной доступности (840 м):
- от жилых домов к остановкам общественного транспорта;
Илл. 66. Построение маршрутов для расчета потенциальной пешеходной активности и суммирование нормированных значений по трем вариантам маршрутов
- от жилых домов к точкам притяжения (предприятиям торговли и услуг, объектам социальной, культурно-досуговой инфраструктуры);
- от остановок общественного транспорта к точкам притяжения.
Для каждого сегмента УДС суммируются маршруты отдельно по каждому из трех типов потенциальной пешеходной активности, для маршрутов от жилых домов учитывается число их жителей. Совокупность маршрутов от жилых домов к остановкам общественного транспорта рассчитывается по формуле:
,
где HS (houses - stops) - количество маршрутов от жилых домов к остановкам общественного транспорта,
HP (houses - points of interest) - количество маршрутов от жилых домов к точкам притяжения,
n - количество жителей, проходящих по сегменту сети,
- маршрут, проходящий через сегмент сети.
Совокупность маршрутов от остановок общественного транспорта к точкам притяжения рассчитывается по формуле:
где SP (stops - points of interest) - количество маршрутов от остановок общественного транспорта к точкам притяжения,
- маршрут, проходящий через сегмент сети.
Полученные значения нормируются по шкале от 0 до 10. Нормированные значения по трем типам маршрутов суммируются. Суммарные значения для сегментов могут варьироваться от 0 до 30 (илл. 65). Для расчета потенциальной пешеходной активности применяется формула:
где PF (pedestrian flow) - потенциальная пешеходная активность,
- нормированное значение количества маршрутов от жилых домов к остановкам общественного транспорта,
- нормированное значение количества маршрутов от жилых домов к точкам притяжения,
- нормированное значение количества маршрутов от остановок общественного транспорта к точкам притяжения.
Нормирование значений количества маршрутов производится по формуле:
где HS - количество маршрутов от жилых домов к остановкам общественного транспорта,
- максимальное количество маршрутов от жилых домов к остановкам общественного транспорта,
n - количество классов, в соответствии с которым происходит нормирование (в рамках механизма равно 10).
Формула расчета для показателей и
аналогична.
Илл. 67. Рассчитанная потенциальная пешеходная активность в соответствии со статистическим распределением данных
Полученные показатели пешеходной активности распределяются на группы с присвоением баллов:
- низкая активность (1 балл);
- средняя активность (2 балла);
- высокая активность (3 балла).
Пороговые значения для групп определяются на основе статистического анализа распределения данных*.
------------------------------
* Определение пороговых значений для групп рекомендуется проводить
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.