Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 10
Базовые принципы вовлечения
Полноценное вовлечение жителей в проекты развития территорий строится на пяти базовых принципах:
- простота участия и доступность информации;
- равные условия участия;
- участие с ранних этапов работы над проектом;
- гибкость и вариативность условий участия;
- возможность оценки эффекта от участия.
Принцип 1. Простота участия и доступность информации
Чтобы участие горожан в проекте было эффективным, необходимо информирование о нем в максимально полном объеме. Жители должны знать сроки и условия реализации проекта, его задачи и ограничения, включая ограничения бюджета и ресурсов. Информация должна быть доступной для понимания большинству людей. Сложные нюансы важно разъяснять простым языком и сопровождать визуализацией. Информационное сопровождение следует обеспечивать на всех этапах разработки и реализации проекта. Оно должно включать объяснение возможностей участия в проекте, публикацию информации о планируемых мероприятиях и их результатах, а также отчеты о промежуточных и окончательных итогах каждого этапа работы над проектом.
Принцип 2. Равные условия участия
Всем жителям должна предоставляться возможность для участия в проекте. Вовлечение лишь избранных групп горожан не только неэффективно, но и может привести к конфликту среди заинтересованных сторон проекта. Создание консультационных групп исключительно из представителей администрации, ответственных за реализацию проекта, и руководителей бюджетных муниципальных учреждений не может расцениваться как общественное участие. В этом случае реальные пользователи территории - местные жители и городские сообщества - исключены из процесса принятия решений.
Принцип 3. Участие с ранних этапов работы над проектом
Вовлечение на этапе согласования проекта без возможности повлиять на предлагаемые решения не несет в себе ценности для жителей и проекта, демотивирует горожан и ведет к потере доверия к муниципальной власти. Необходимо создавать условия для общественного участия на самых ранних этапах. У жителей должна быть возможность влиять на определение целей и задач проекта, формирование видения и технического задания на разработку проекта.
Принцип 4. Гибкость и вариативность условий участия
У горожан есть разные возможности и ресурсы для участия в проекте. Большинство жителей будет просто следить за реализацией проекта; часть примет участие в голосованиях и опросах; городские лидеры, представители сообществ и заинтересованные жители могут активно включиться в процесс принятия решений. Каждая группа должна получать информацию и участвовать в проекте удобным для нее способом, поэтому на всех этапах проектной работы должны быть задействованы разные форматы взаимодействия с горожанами.
Принцип 5. Возможность оценки эффекта от участия
Участие в проектах развития территории - это всегда вклад времени, знаний и ресурсов горожан. Важно грамотно подходить к процессу управления их ожиданиями и объяснять, что участие в проекте - не гарантия исполнения желаний. Необходимо спрашивать о том, какие цели и задачи ставят горожане, участвуя в проектах развития территории, какие проблемы пытаются решить и какими ресурсами обладают. Кроме того, у участников должна быть возможность следить за тем, как их решения отразились на результате. В противном случае у горожан не появится осознания их непосредственного влияния на изменения городской среды, что приведет к потере доверия к муниципальной власти и практике вовлечения.
<< Глава 9. О вовлечении горожан в проекты развития территори |
Глава 11. >> Уровни вовлечени |
|
Содержание Книга 5 "Руководство по разработке проектов" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.